Формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.


«Формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества».«Во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития, которые находятся в живой связи с потребностями общества. То, что не имеет корней в почве жизни, остается вяло и бледно, не только не приобретает исторического значения, но и само по себе, без отношения к действию на общество, бывает ничтожно». Н.Г. Чернышевский
Введение.
Актуальность темы. В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Патриотическое воспитание школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, так как в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к её богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества. Каждый школьник должен знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа, иметь свою гражданскую позицию, быть сильным и смелым. Культура – это все то, что создано человечеством в различных сферах жизни. Духовность – личностное качество в человеке, его внутренняя саморегуляция, внутренний психический мир.
Мною разработана программа по созданию школьного музея, которая направлена на воспитание культурно – духовных ценностей, патриотическое воспитание. Актуальность создания школьного музея заключается в преодолении отсутствия ценностных ориентаций, идеалов, недостаточного уровня нравственного, духовно-культурного развития, гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Цель: Создание условия для формирования у школьников патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей в соответствии ФГОС.
Задачи:
1.Воспитывать у учащихся к любви родному краю, уважения к народным традициям и культуре;
2.Организовать участие детей в общественно значимой деятельности;
3.Формировать нравственное правосознание учащихся, во избежание действии, направленных на нарушение общепринятых правил и норм поведения.
В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.
1. Патриотическое воспитание школьников в условиях ФГОС.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков приходит федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (далее – ФГОС), в основе которого лежит формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Современное образование ориентировано на развития тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; включение ее в социальную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных образовательных систем.
В соответствии с требованиями ФГОС возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания школьников, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Что же такое патриотизм? По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, «патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [Солженицын,1996].
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Задачами патриотического воспитания школьников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.
Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С. И. Ожегов) (Цит. по Лутовинов 1997). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.
Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности (Цит. по: Адаменко).Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.
Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.
Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.
2.Школьный музей как средство организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе, выделено несколько направлений. Одним из которых является духовно-нравственное. В нашей школе одним из направлений в системе воспитательной работы является патриотическое воспитание. Ведь именно оно способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры. Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее. Так как проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу. И лишь взрослея, они начинают понимать свою принадлежность к истории.
Я задала вопрос детям: «С чем ассоциируется у вас Школьный музей?» Ответ перед вами в виде схемы.

Из данной схемы можно сделать вывод, что большая часть понятий связана с деятельностью.
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Развитию метапредметных компетенций способствует работа учащихся в школьном музее.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.
В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Актива школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея.
Деятельность музея может реализовать многие из принципов ФГОС ООО.
Особенно его главный принцип ориентации на идеал.
Музейная деятельность будучи планомерной и систематической,
- развивает кругозор,
- формирует гражданское самосознание молодого человека,
- прививает ему навыки исследователя.
Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.
Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?
Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике. Создание школьного музея преследует одну цель - приобщение учащихся к историческому наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры. Чтобы следующие поколения знали историю земли, на которой они живут, помнили и уважали труд тех, кто жил до них.
Инициатором создания музея стали военно - патриотический клуб «Разведчик» и учитель истории и обществознания Сарафанова Е.В.
Школьный музей - это место, где дети могут проявить себя, где видят экспонаты, которые вызывают чувство уважения к страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…
Задача музея – содействовать воспитанию поколения людей, знающих и любящих свой край, уважающих славное прошлое народа, умеющих ценить и понимать настоящее. Главные цели и задачи патриотического воспитания и создание музея:
1.Воспитание гражданско – патриотического сознания и духовно -нравственных качеств у обучающихся.
2.Воспитание у обучающихся уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине.
3.Формирование чувства гордости и сопричастности к своей стране.
4.Формирование в детской среде уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.
5.Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и подростков, вовлечение их в активные формы гражданского и патриотического воспитания
6.Использование возможностей современных информационных технологий для отображения исторических фактов, создание банка материалов и документов.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты, школьный музей не потеряет своей актуальности и значимости.
Школьный музей является одной из форм внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Многогранную работу школьного музея схематично может быть представлена следующими видами деятельности:
1) Обзорные экскурсии для гостей школы: учащихся, участников методических семинаров, ветеранов школы, жителей поселка.
2) Проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми
3) Использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроках краеведения
4) Подготовка учебно-исследовательских работ и проектов
5) Участие в учебно-исследовательских конференциях
6) Проведение семинаров руководителей школьных музеев
Музей оживляет жизнь школы, у ребят разных возрастов есть общее дело, а это всегда важно, ибо учит школьников взаимодействовать друг с другом, работать в команде. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.
На фоне создания школьного музея возможно организация в школе Краеведческого кружка.
Цели и задачи Программы:
- способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа;
- побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи;
- приобщать учащихся к историческому наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры; и т.д.
Реализации данной программы направлена на достижение следующих результатов:
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории происхождения названия поселка, об основных занятиях и быте жителей; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о деятелях культуры и науки своего края; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Заключение.
Работая с молодежью в рамках патриотического воспитания, школа старается передать подрастающему поколению все положительное накопленное человечеством. К сожалению, в нашей жизни много дезорганизующих примеров, которые разрушают формируемые школой патриотические чувства и толерантное сознание. Мы живем в мире рынка, где все измеряется денежными единицами и молодежь это хорошо понимает, ведь чтобы получить хорошее образование, хорошую работу и просто хорошо жить, необходимы деньги, а не высокие чувства патриотизма.
Люди больше заняты личными делами, а не общественными все это порождает эгоизм, отсутствие эмпатии, происходит очерствение чувств. И обратное, когда молодежь видит заботу своего государства, когда она видит справедливость, когда есть работа у папы и мамы и семья живет в достатке, то на этом фоне легче растить патриотов с сознанием толерантности. А значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Создание системы гражданско-патриотического воспитания через школьный музей предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, музеями города и школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания.
Таким образом, проанализировав внеурочную деятельность по патриотическому воспитанию, я пришли к выводу, что она интересна детям, что музей - это одно из немногих мест, куда ребята могут прийти во внеурочное время для дальнейшего общения и сотрудничества.
Работа с материалами музея способствует гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитанию в них любви к родному поселку, гордости за свою малую родину, способствует воспитанию личности гражданина России. Школьный музей является очагом патриотического воспитания, как для школы, так и всего поселка. Буду считать свою задачу выполненной, если наша музейная деятельность поможет молодому поколению обрести дух патриотизма и готовности к защите своего Отечества.Идут годы, меняется поколение. Но память должна сохранить имена ее защитников. Пусть во всех наших делах стократно повторяется подвиги героев. Пусть каждый ощутит ответственность перед памятью этих людей. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея.