Методическая разработка занятия Из истории поделок из бисера. Инструменты и материалы. Организация рабочего места


Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования дом детского творчества «Дарование»
г.Белой Холуницы Кировской области
Методическая разработка занятия
дополнительной общеразвивающей программы
для детей кружка «Рукоделие» художественной направленности
по теме «Из истории поделок из бисера. Инструменты и материалы. Организация рабочего места»
(для обучающихся 13-18 лет)
Авторы:
Деревняк Надежда Павловна,
педагог дополнительного образования,
Бузмакова Анастасия Александровна, методист, высшая квалификационная категория
Белая Холуница – 2016
Введение
Занятия бисероплетением способствует развитию абстрактного мышления, глазомера, мелкой моторики, координации движения рук, внимания, прививают усидчивость, аккуратность, терпение, формируют эстетический вкус, уважительное отношение к национальному художественному наследию.
Бисероплетение вводит детей в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Развивает у обучающихся художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческие индивидуальности.
Тема занятия: Из истории поделок из бисера. Инструменты и материалы. Организация рабочего места.
Тип занятия: сообщение новых знаний
Цель занятия: Расширение знаний о декоративно-прикладном творчестве – бисероплетении.
Задачи:
Воспитательные: воспитать аккуратность, трудолюбие и чувство взаимопомощи.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, художественного вкуса; развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать.
Образовательные: формирование представления об истории бисероплетения, о материалах и приспособлениях используемых в бисероплетении, об организации рабочего места.
Форма занятия: проблемно-ценностная дискуссия, культурная практика.
Форма организации деятельности обучающегося: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.
Приемы стимулирования развития эмоциональной сферы ребенка: проблемно-поисковые, эмоционально образные (репродуктивные аудиовизуальные).
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Структура занятия (этапы): последействие, завязка, кульминация, развязка, эпилог, экспозиция.
Задание: изготовить украшение, используя предложенные материалы способом низание, подобное тому, что носили наши предки. А так же придумать предназначение данного украшения.
Оборудование и материалы: мультимедийный комплекс, образцы готовых работ из бисера, нитки «Ирис», бисер, бусины, пуговицы.
Зрительный ряд: видеосюжет «Из истории бисероплетения» (авторы А.А. Бузмакова, Н.П. Деревняк), видеосюжет «Материалы, приспособления для бисероплетения, организация рабочего места» (автор Н. Мартьянова), карточки с вопросами, карточки с фотографиями материалов и инструментов.
Рекреация: столы, стулья.
Планируемые результаты:
Личностные: готовы прийти на помощь к товарищу и педагогу.
Метапредметные: ответственно выполнять свою работу, соблюдать в процессе деятельности правила безопасности, проявлять инициативность, самокритичность, креативность.
Предметные: иметь представление о материалах и приспособлениях для бисероплетения.
№ п/п Этапы занятия, задачи Деятельность педагога Деятельность учащихся Мультимедийное сопровождение
1 Экспозиция
(5 мин)
подготовка детей к работе на занятии Добрый день! Я предлагаю вам, проверит рабочие места, на наличие всего необходимого: карточки с вопросами, нитки «Ирис», бисер, бусины, пуговицы, карточки с фотографиями материалов и инструментов.
Сегодня мы с вами начнем изучать новый раздел «Бисероплетение». Проверяют рабочие места 2 Завязка
(3 мин)
постановка цели
Предположите, пожалуйста, чем мы сегодня будем заниматься на занятии, какова его цель. Если тема звучит так «Из истории поделок из бисера. Инструменты и материалы. Организация рабочего места».
Высказывают предположения, формулируют цель занятия:
изучим историю бисероплетения, узнаем о материалах, инструментах необходимых для бисероплетения, правилах организации рабочего места 3 Кульминация
(15 мин)
обеспечение мотивации
обеспечение восприятия, осмысления
Вашему вниманию предлагается видеосюжет «Из истории бисероплетения».
После просмотра, которого вам предлагается ответить на следующие вопросы (вопросы отражены на карточках):
Кто первым начал изготавливать бисер?
Что являлось в древние времена подобием бисера?
Сразу бусинки стали называться бисером?
Где применялась техника низания в России?
Созерцают, осмысливают, отвечают на вопросы
Египтяне
Кости, зубы, когти животных и различные семена растений, ракушки и др.
Нет, вначале они назывались бусра (бусер) – что в переводе с арабского означало фальшивый жемчуг
Расшивали одежду, платья, воротники, головные уборы, украшали пояса.
делали ожерелья и бусы. Видеосюжет «Из истории бисероплетения»
4 Развязка (42 мин)
первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения
формирование целостного представления по заданной теме
Задание: изготовить украшение, используя предложенные материалы (бусины, бисер, пуговицы, нитки «Ирис») способом низание, подобное тому, что носили наши предки. А так же придумать предназначение данного украшения, определить его магическую силу.
Для самостоятельной работы вам отводится 25 мин. В конце занятия каждому будет предоставлена возможность презентовать своё изделие.
Отложим полученные шедевры в сторону и перейдем к изучению следующих вопросов: материалы, инструменты необходимые для бисероплетения, правила организации рабочего места.
На ваших рабочих местах имеются карточки с фотографиями материалов и инструментов. Необходимо, работая в паре выбрать, только те из них, которые необходимы в бисероплетении. Время на работу 5 мин.
Чтобы определить правильность принятых вами решений просмотрим видеосюжет «Материалы, приспособления для бисероплетения, организация рабочего места».
Назовите ошибки, которые вы допустили при выполнении задания в парах. Самостоятельно работают
Слушают
Работают в парах
Смотрят видеосюжет.
Устраняют допущенные ошибки
Отвечают на вопрос, аргументируют ответ Видеосюжет «Материалы, приспособления для бисероплетения, организация рабочего места»
5 Эпилог (15 мин)
анализ и оценка успешности достижения цели
мобилизация детей на самооценку
Афиширование работ обучающихся. Оценивание работ и их анализ. Дети демонстрируют украшения - результат самостоятельной работы на занятии, рассказывают о предназначении данного украшения и его магической силе 6 Последействие
(10 мин)
проверка качества и уровня овладения знаниями, их коррекция
обеспечение понимания логики дальнейшего занятия Скажите, по вашему мнению, являются ли техника плетения из бисера актуальной на сегодняшний день?
Для каких целей её можно применять?
Что для вас было наиболее интересным на сегодняшнем занятии?
Сейчас у вас есть возможность подарить свое изделие на память товарищам по творческому объединению и пожелать здоровья, удачи, благополучия.
На следующем занятии мы с вами перейдем к изучению способов нанизывания бисера на леску, научимся читать схемы узоров.
Спасибо за работу. Отвечают на вопрос
Дети по желанию обмениваются украшениями, изготовленными на занятии
Принимают к сведению Использование информационных источников
https://www.youtube.com/watch?v=p3l5Qp2x5kI История бисера.
https://www.youtube.com/watch?v=9hy-Gu9WhWo Материалы, приспособления, рабочее место.
http://www.tkani-vera.ru/history-of-art-of-beadwork.html История искусства бисероплетения.
http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-valerevna-sevostjanova/konspekt-zanjatija-puteshestvija-po-biseropleteniyu-yetapy-razvitija-bisernogo-iskustva.html Этапы развития бисерного искусства.