Рабочая программа по географии (6 класс)


Календарно-тематическое планирование по курсу «Начальный курс физической географии»
№ п\пТема раздела, урока. Домашнее задание
(К) Кол-во часов Элементы обязательного минимума образования
(элементы дополнительного содержания) Тип урока
Практические работы Формы контроля
Измерители Требования к уровню подготовки обучающихсяДата проведе-
ния1 четверть
Введение-3ч.
1 Что изучает география
Д\З с.2-4 1 География как наука. Развитие знаний о Земле. Вводный урок Фронтальная беседа Знать \понимать основные географические понятия и термины 2 Путешествия и географические открытия
Д\З П.1 1 Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева. Урок формирования новых знаний Выявление по дополнительным источникам географических знаний этапов исследования и изучения родного края. Знать путешественников и первооткрывателей 3 Земля - планета Солнечной системы.
Д\З П.2 1 Вселенная. Галактика. Строение Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Астероиды Спутники планет. Сравнение Земли с другими планетами. П\р №1 «Наблюдение за погодой и сезонными изменениями». Работа в парах. Самоконтроль Знать \ понимать основные географические понятия и термины
Уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления Виды изображений поверхности Земли-15ч.
План местности-7ч.
4 Понятие о плане местности.
Д\З П.3-4, выучить условные знаки 2 План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности Урок-практикум
Работа с картами атласа
Знать \понимать основные географические понятия и термины
Уметь ориентироваться по плану местности, определять азимут 5 Масштаб
Д\З п.5 1 Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. П\р №2 «Определение расстояний по плану»
Урок формирования новых знаний и умений Изучение изображений своего края на картах, атласах, аэрофотоснимках Знать \понимать основные географические понятия и термины
Уметь определять масштаб 6 Стороны горизонта. Ориентирование.
Д\З п.6 1 Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Комбинированный урок Определение сторон горизонта, направлений по компасу и плану своей местности. Топографический диктант Знать \понимать основные географические понятия и термины
Уметь ориентироваться на местности 7 Изображение на плане неровностей земной поверхности
Д\З п.7 1 Определение абсолютной и относительной высот географических объектов своей местности.
Интерактивный урок Определение абсолютной и относительной высот географических объектов. Знать \понимать основные географические понятия и термины, способы изображения неровностей земной поверхности 8 Съёмка местности
Д\З п.8, план класса 1 П\р №3 «Построение плана пришкольного участка» Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности. Знать \ понимать основные географические понятия и термины
Уметь выполнять простейшие снимки местности 9-10 Составление простейших планов местности
Д\З п.8 план школы 1 План местности. Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты.
Условные знаки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. П\р № 4
«Чтение плана местности». Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности. Знать \понимать основные географические понятия и термины
Уметь составлять простейшие снимки местности Географические карты-8ч.
11 Форма и размер Земли.
Д\З п.9 1 Земля — как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Урок формирования знаний и умений. Измерение расстояний и направление на глобусе Знать \понимать основные географические понятия и термины, формы и размеры Земли 12 Географические карты.
Д\З п.10
1 Методы нанесения изображения на карты. Виды карт по масштабу, по охвату территории, по характеру изображения. Легенда. Как читать карты. П.р.№5
«Определение расстояний и направлений на глобусе». Работа с картами атласа Знать \понимать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу
13 Градусная сетка.
Д\З п.11 1 Параллели и меридианы. Их значение в жизни человека. Урок формирования новых знаний. Определение направлений и расстояний по градусной сетке. Знать \понимать основные географические понятия и термины
Уметь находит параллели и меридианы 14 Географическая широта.
Д\З п.12 1 Географическая широта. Работа с картами атласа. Комбинированный урок
Определение географической широты Знать \понимать основные географические понятия и термины, находить географическую широту. 15 Географическая долгота.
Д\З п.13 1 Географическая долгота. Работа с картами атласа. Комбинированный урок Определение географической долготы
Знать \понимать основные географические понятия и термины
Уметь находить географическую долготу 16 Определение географических координат
Д\З п.14. задан.4 1 Определение широты и долготы гор, городов, работа с картами атласа П\р №6 «Определение географических координат» Работа с картами атласа
Тест Знать \понимать основные географические понятия и термины
Уметь определять географические координаты 17 Изображение высот и глубин на физических картах.
Д\З п.15 1 Шкала высот и глубин. Легенда карты. Урок-практикум
Выявление по физической карте изменений высот и глубин своей местности
Работа с картами атласа Знать \понимать основные географические понятия и термины
Уметь изображать высоты и глубины на физических картах. 18 Значение планов местности и географических карт. Обобщение по теме «План и карта»
Д\З повт. П1-15 1 Значение топографических планов и географических карт для людей разных профессий. Разноуровневый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков Интерактивный урок Использование планов и карт в хозяйственной деятельности своей местности
Тест Знать \понимать основные географические понятия и термины, значение планов местности и географических карт. 2 четверть
Строение Земли. Оболочки Земли-10ч.
Литосфера -5ч.
19 Земля и ее строение
Д\З п.16 1 Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Литосфера — твердая оболочка Земли. Наблюдения за объектами литосферы.
Урок формирования новых знаний Географический диктант Знать \понимать основные географические понятия и термины, внутреннее строение Земли, методы его изучения. 20-21 Породы, слагающие земную кору
Д\З п.17 1
1ч. - НСО Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. П\р №7 «Определение горных пород и минералов по образцам» Определение горных пород и минералов Знать \понимать основные географические понятия и термины
Уметь определять породы, слагающие земную кору 22 Движение земной коры.
Д\З п.18-19 1 Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Комбинированный урок
Обозначение вулканов на к\кОбозначение на контурной карте центров землетрясений Знать \понимать основные географические понятия и термины, движение земной коры 23 Вулканы. Горячие источники, гейзеры.
Д\З п.20 1 Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Природные памятники литосферы Урок формирования новых знаний
Обозначение на контурной карте вулканов.
Сообщения учащихся Знать \понимать основные географические понятия и термины, методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности, рельеф Земли. Формы рельефа земной коры-5ч.
24 Рельеф суши. Горы.
Д\З п.21 1 Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера П\р №8 «Определение по карте ГП гор, обозначение их на к\к»
Урок-практикум Определение по карте географического положения гор и обозначение их на контурной карте. Знать \понимать основные географические понятия и термины, основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Уметь различать горы по высоте. 25 Равнины суши.
Д\З п.20-21 1 Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера П\р №9 «Определение по карте ГП равнин, обозначение их на к\к»
Урок-практикум Определение по карте географического положения равнин и обозначение их на контурной карте. Знать \понимать основные географические понятия и термины,
Уметь различия равнины по высоте. 26 Урок-практикум
«Горы и равнины»
Д\З п.20-21 1 Урок-практикум Определение по карте географического положения равнин и гор Работа с картами атласа
Тест Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять по карте географического положения равнин и гор 27 Рельеф дна Океана.
Д\З п.22 1 Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана, биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. П\р №10 «Описание рельефа дна океана по плану». Определять по карте глубину океана по цвету. Вычертить профиль дна океана
Работа с картами атласа Знать \понимать основные географические понятия и термины, методы изучения морских глубин, происхождение подземных вод, возможности их использования человеком 28 Обобщающий урок по теме «Земная кора», «Литосфера Земли»
Д\З повт. п.16-22 1 Интерактивный урок Тестовая работа
Знать \понимать основные географические понятия и термины Гидросфера -12ч.
29 Что такое гидросфера.
Д\З п.23 1 Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Наблюдения за объектами гидросферы. П\р №11 «Описание круговорота воды в природе».
Урок формирования новых знаний и умений Знать \понимать основные географические понятия и термины. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. 30 Части Мирового океана
Д\З п.24 1 Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества воды П\р №12 «Обозначение на карте объектов гидросферы». Работа с картами атласа Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества воды 31 Свойства вод Мирового океана.
Д\З п.25 1 Температуры и соленость вод Мирового океана. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Комбинированный урок
Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов, полуостровов. Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества воды 32 Движение вод в океане.
Д\З п.26 1 Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Природные памятники гидросферы. Комбинированный урок Тест Знать \понимать основные географические понятия и термины. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. 3 четверть
33 Течения в океане. Изучение и охрана Мирового океана.
Д\З п.27-28 1 Движение воды в океане. Теплые и холодные течения. Значение течений в формировании климата Земли. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Урок формирования новых знаний и умений Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений. Знать \понимать основные географические понятия и термины. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов
Уметь определять значение течений в формировании климата Земли. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот.
34 Воды суши. Подземные воды.
Д\З п.29 1 Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Комбинированный урок Описание родника, колодца своей местности.
Сообщения учащихся Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. 35 Реки.
Д\З п.30 1 Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. П\р №13 «Обозначение рек на контурной карте». Обозначение рек на контурной карте.
Сообщения учащихся Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. 36 Озера.
Д\З п.31 1 Озёра Земли, их происхождение П\р №14 «Обозначение озёр на контурной карте». Обозначение озер на контурной карте. Знать \понимать основные географические понятия и термины. Озёра Земли, их происхождение. 37 Ледники.
Д\З п.32 1 Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Комбинированный урок Географический диктант Знать \понимать основные географические понятия и термины. 38 Искусственные водоемы.
Д\З п.33 1 Пруды. Водохранилища. Их роль и значение в жизни человека. Комбинированный урок Работа с картами атласа
Выборочный контроль Знать \понимать основные географические понятия и термины. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. 39 Особенности вод своей местности
Д\З Записи в тетради 1
1ч. - НСО Реки, озёра, искусственные водоёмы своей области Урок формирования новых знаний и умений Дать характеристику одной из рек совей местности.
Работа с картами атласа Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь находить по карте реки, озёра, искусственные водоёмы своей области 40 Обобщающий урок по теме «Гидросфера».
Д\З п.30-33 1 Урок контроля знаний по теме. Географический диктант на знание географической номенклатуре Знать \понимать основные географические понятия и термины. Атмосфера -12ч.
41 Атмосфера и ее строение
Д\З п.35 1 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Атмосфера. Урок формирования новых знаний, умений и навыков Работа с календарём
Выборочный контроль Знать \понимать основные географические понятия и термины. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Уметь определять состав атмосферы, ее структуру 42 Температура воздуха. Дневной ход температуры в своей местности.
Д\З п.36 1 Суточные колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой Комбинированный урок Наблюдение за суточным изменением температуры воздуха и составление графика хода температур в своей местности. Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять суточные колебания температуры воздуха, средние температуры. 43 Годовой ход температуры воздуха. Изменение температуры воздуха в своей местности.
Д\З п.37 1 Годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой П\р №15 «Построение графика температура для своей местности». Обработка данных календаря погоды. Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять годовые колебания температуры воздуха. 44 Атмосферное давление.
Д\З п.36 1 Зоны высокого и низкого давления в атмосфере Земли. Их роль в формировании климата Земли. Комбинированный урок Наблюдение за погодой и обработка собранных данных из календаря погоды (давление). Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять атмосферное давление 45 Ветер.
Д\З п.39, начертить розу ветров 1 Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Урок-практикум Построение розы ветров для своей местности по данным календаря погоды. Выборочный контроль Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь строить розу ветров 46 Водяной пар и облака.
Д\З п.40 1 Виды облаков. Перистые, кучевые и слоистые облака. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Урок-практикум Обработка данных календаря погоды (облачность) Выборочный контроль Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять виды облаков. 47 Атмосферные осадки.
Д\З п.41 1 Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды Урок-практикум Построение диаграммы садков для своей местности по календарю погоды. Выборочный контроль
Сообщения учащихся Знать \понимать основные географические понятия и термины, атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. 48 Погода
Д\З п.42 1 Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Урок-практикум Описание погоды за день, месяц для своей местности. Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь описывать погоду за день, месяц 49 Климат.
Д\З п.43 1 Климат. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. П\р №16 «Обозначение поясов освещенности Земли». Самостоятельная работа. Описание сезонов года своей местности. Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь описывать сезоны года 50 Распределение солнечного света и тепла на Земле.
Д\З п.44 1 Тепловые пояса Земли. Зависимость распределения солнечного тепла и света от угла падения солнечных лучей Урок формирования новых знаний Географический диктант Знать \понимать основные географические понятия и термины. 51 Причины, от которых зависит климат вашей местности.
Д\З п.45 1 Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. П\р №17 «Обработка метео-наблюдений». Самостоятельная работа. Знать \понимать основные географические понятия и термины, тепловые пояса Земли. Зависимость распределения солнечного тепла и света от угла падения солнечных лучей 52 Обобщающий урок по теме «Атмосфера»
Д\З повт.п.40-45 1 Урок обобщения и контроля знаний Тестовая работа Знать \понимать основные географические понятия и термины. 4 четверть
Биосфера -7ч.
53 Распространение организмов.
Д\З п.46 1 Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Сравнение различных приспособлений живых организмов к среде обитания. Урок формирования новых знаний Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными
Сообщения учащихся Знать \понимать основные географические понятия и термины, разнообразие растительного и животного мира Земли, особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане.
Уметь определять границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. 54 Природные зоны Земли
Д\З п.46 1 Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Урок-практикум Характеристика своей природной зоны по картам и атласам. Сообщения учащихся Знать \понимать основные географические понятия и термины, природные зоны Земли. 55 Организмы в Мировом океане.
Д\З п.47 1 Планктон, нектон, бентос. Комбинированный урок Характеристика организмов в Мировом океане Знать \понимать основные географические понятия и термины. 56 Почвы. Видовой состав растений и животных своей области.
Д\З прочитать записи в тетради 1
1ч. - НСО Почвы. Видовой состав растений и животных своей местности.
Наблюдение за изменением почвенного покрова.
Урок-практикум Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять видовой состав растений и животных своей местности. 57 Воздействие организмов на оболочки Земли.
Д\З п.48 1 Воздействие организмов
на оболочки Земли. Комбинированный урок
Географический диктант Знать \понимать основные географические понятия и термины. 58 Природный комплекс.
Д\З п.49 1 Что такое Территориальный Природный Комплекс. Состав и структура ПТК. Виды ПТК. П\р №18 «Определение взаимосвязей природных комплексов». Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории Знать \понимать основные географические понятия и термины, состав и структуру ПТК 59 Весенняя экскурсия «Растения и животные нашей местности»
Д\З составить отчёт 1
1ч. - НСО Экскурсия Знать \понимать основные географические понятия и термины. Население Земли. Влияние природы на жизнь и здоровье людей-7ч.
60 Человечество единый биологический вид.
Д\З п.51 1 Расы: европейская, африканская, азиатско-американская. Особенности внешнего вида. Нация, национальность, этнос. Нацизм. Урок формирования знаний, умений, навыков Определение расового и национального состава своего населенного пункта. Знать \понимать основные географические понятия и термины. Расы: европейская, африканская, азиатско-американская. 61 Численность населения Земли.
Д\З п.51 1 Перепись населения. Численность населения Земли, тенденции и причины ее изменения. Комбинированный урок
Определение численности населения Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять численности населения 62-
63 Основные типы населенных пунктов.
Населённые пункты нашей области
Д\З п.52-53 1
1ч. -НСО Городски и сельские поселения. Поселки городского типа. Урбанизация. П\р №19
«Определение географического положения страны, своего населенного пункта».
Определение географического положения страны, своего населенного пункта. Знать \понимать основные географические понятия и термины.
Уметь определять географическое положение своего населенного пункта. 64 Человек - часть биосферы.
Д\З п.54 1 Воздействие человека на живую природу. Прямое и косвенное влияние. Урок-практикум Нанесение на контурную карту границ государств, столиц и определение их координат Знать \понимать основные географические понятия и термины. Воздействие человека на живую природу. Прямое и косвенное влияние. 65-66 Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Д\З п.55 1 Смерчи, ураганы, торнадо, вулканизм, землетрясения. Сейсмически опасные районы Земли.
Комбинированный урок. Географический диктант Знать \понимать основные географические понятия и термины. Смерчи, ураганы, торнадо, вулканизм, землетрясения. Сейсмически опасные районы Земли.
Повторение-4ч.
67 Повторение и обобщение курса «Земля - планета Земли»
Д\З повт. п.51-55 1 Урок обобщения и систематизации знаний Тестовые задания Знать \понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека 68 Повторение и обобщение курса «Земля - планета Земли»
Д\З п.1-27 1 Урок обобщения и систематизации знаний Тестовые задания 69 Подготовка к итоговому тестированию
Д\З п.28-55, подготовка к итоговому тестированию 1 Урок обобщения и систематизации знаний Тестовые задания Знать \понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах 70 Итоговое тестирование
География НСО – 5часов 1 Урок обобщения и систематизации знаний Тестовые задания