Конспект урока 6 класс на темуСоединительные О и Е в сложных сложных словах


Открытый урок по русскому языку "Соединительные О и Е в сложных словах"


Знать: об образовании сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е.
Уметь: верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.
Ход урока
I. Лексико-орфографическая работа.
(слайд 3)
Исследователь, обозреватель, летчик-испытатель.
II. Попутное повторение.
(слайд 4)
Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Задание: Е И
Приехать           Претихий
приблизиться   предобрый
прехороший   приподняться
пристроить   прийти
престранный   преодолеть
приклеить   приказать
прибыть   приобрести
III. Объяснение новой темы.
(слайд 5)
Форма: беседа.
– Какие слова называются сложными?
– Как образуются сложные слова?
На экране:
вода, лазить —> водолазморе, плавать —> мореплавательмышь, ловить —> мышелов
Слово учителя:
Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород. (слайд 6)
Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, какая – после мягких согласных, шипящих и ц ? (слайд 7)
(Вывод делают сами учащиеся).
IV. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е».
(слайд 8)
V. Чтение словарной статьи.
(слайд 9)
VI. Контроль за пониманием темы.
(слайд 10)
1. Творческая работа. (слайд 10)
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
Пить чай            (чаепитие)
помогать взаимно   (взаимопомощь)
любить труд   (трудолюбие)
люди одной фамилии   (однофамильцы)
тот, кто ходит пешком   (пешеход)
старший класс   (старшеклассник)
2. Работа с учебником. (слайд 11)
Упражнение 150.
3. Творческая работа по рисункам.
Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов в левого столбика.
4. Попутное повторение. (слайд 3)
Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – добросовестный.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – доброжелательное.
VII. Закрепление.
1. На экране: (слайд 13)
пыль            хранить
овощ   тушить
огонь   сосать
телевидение   плавать
море   передача
три   бороться
земля   мерить
Задание.
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание».
2. «Диктант-молчанка». Угадай слово. (слайд 15)
Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.
Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.
3. Работа с учебником.
Упражнение 168.
4. Кроссворд.(слайд 18)
(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).
Специалист по разведению садов.
Локомотив с паровым двигателем.
Канал для выхода дыма из трубы.
Руссккая народная игра-пляска.
Лес, поваленный бурей.
Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.
Огнестрельное оружие.
с а д о в о д
п а р о в о з
д ы м о х о д
х о р о в о д
б у р е л о м
с а м о т е к
п у л е м е т
VIII. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: с. 71. упражнение 169.
Презентация.