Формирование вычислительных навыков по математике в начальных классах


О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов.
Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приемы. Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.
Устные упражнения важны еще и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируются и развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В своей работе упражнения для устного счета предъявляю как в устной, так и в письменной форме. Нередко вместо записи на доске я пользую различные таблицы с краткой записью содержания задач, с записью чисел, арифметических знаков, выражений. Целесообразно устным заданиям придавать занимательный характер. Для того, чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, приглашаю детей в сказку. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивать формирование основы знаний.
Ребята, вы, наверное, знаете замечательное произведение Чуковского «Доктор Айболит».Сегодня мы побываем у него в гостях. Но так как это сказка ,в ней могут быть самые удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы выйти победителями из таких ситуаций, потребуются ваши знания и умения.
Игровое обучение может использоваться как метод, как методический
прием, как форма обучения .
Игра «Поймай мяч»
Учитель называет математическое выражение и одновременно бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч и бросает учителю, называя ответ.
Игра «Калькулятор» Игра направлена на отработку вычислительных навыков и развития внимания.(Учащиеся следят за указкой, устно решают набранные учителем примеры и цифровыми веерами показывают ответы)
1 2 3 Учитель молча показывает
4 5 6 указкой на цифры и знаки,
7 8 9 набирая примеры в 2-4
+ - * = действия
Это позволяет поддерживать постоянный интерес учащихся к устному счету.
Задания для устного счета необходимо подбирать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это позволит вести фронтальную работу и включить в активную учебную деятельность всех учащихся класса.
При устном счете важно установить обратную связь между учителем и учащимися. С этой целью использую различные средства, например, «светофор», когда правильность ответов ученики подтверждают зеленым цветом кругов, а неправильность – красным; использование табличек с цифрами, из которых ученики составляют числа ответов и т.д.
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.
В последнее время использую в своей работе ИКТ: демонстрация презентации на уроке.
На уроках использую «Гимнастику ума»- учимся быстро умножать на 11.
23*11=2 (2+3) 3 = 253
Выполните действия .Рядом с каждым ответом напиши соответствующую букву. Прочитай получившееся слово.
я д р А з
39 36 74 25 100
44+30=74 р
30-5=25 а
96+4=100 з
94-20=74 р
76-40=36 я
5+34=39 д
ЗАДАЧА
В журнале 28 листов .На каждом по 2 кроссворда. Дети разгадали 15 кроссвордов. Сколько кроссвордов осталось разгадать?
-Выбери выражение, которое является решением этой задачи:
2*28+15

2+28+15
2*28-15
Поставь знаки действий и, если нужно, скобки так, чтобы получились верные равенства.
4…3….2=2 4….3…2=9
4…3….2=5 4….3…2=24
4…3….2=3 4….3…2=20
Таким образом в устных вычислениях использую методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые (обеспечивают овладение учебным материалом), игры, погружение в сказку( стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность) , опрос (контроль и самоконтроль)

Литература
1..В.Ефимов .Математика в сюжетах.москва, 2009
2.Н Лободина .Приглашаем на урок .Изд. «Учитель»,2011
3.Т. Лакоценина . Необычные уроки в начальной школе.Изд. «Учитель»,2012