Статья по русскому языку на тему: Самоанализ открытого урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО, проведенного учителем начальных классов Яковенко Т.И.


Самоанализ открытого урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО, проведённого учителем начальных классов Яковенко Т.И.
Урок проведён 22 марта 2016г. в 4 классе
Согласно календарно – тематическому планированию тема урока:
«Написание «о» и «е» после шипящих и ц в суффиксах прилагательных»
Целью данного урока является: освоение правописания «о» и «е» после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
Задачи:
-познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в суффиксах прилагательных после шипящих;
-освоить алгоритм правописания «о» и «е» в суффиксах прилагательных после шипящих;
-развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания;
Были определены задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.
Данный урок рассчитан на 40 минут.
Урок проходил в классе. В нем обучается 13 учеников. Класс отличается  средней работоспособностью.
Тип урока – «открытие» новых знаний,   системно – деятельностного подхода с применением технологии развития критического мышления через письмо и чтение. В течение всего урока дети сами добывают знания, роль учителя - направляющая.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая. Использованы кадры с заданиями из презентации, карточки.
Разработан в соответствии с возрастными особенностями детей и нормами ФГОС. Соответствие урока требованиям ФГОС:
- ориентация на новые образовательные результаты;
- нацеленная деятельность на формирование УУД.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- позитивное отношение к правилам устной и письменной речи; - осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка;
УУД:
регулятивные 
- уметь определять и формулировать на уроке цель учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при объяснении орфограмм;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь работать по коллективно составленному плану;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: 
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
-учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Использование современных образовательных технологий –- педагогика сотрудничества (учебный диалог, проблемный диалог); здоровьесберегающая технология ( смена видов деятельности, физминутка, дозировка заданий ); ИКТ - технология (презентация).
Содержание урока:
Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения - компьютер и мультимедийный проектор. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами  и учителем.   
Этапы  урока следующие:
1.Приветствие.
2.Тема и цель урока.
3.Поделимся опытом.
4.Познаем новое.
5.Проверяем, как поняли новый материал. Закрепление.
6. Домашнее задание.
7.Итог урока. Чему научились?
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.1.Оргмомент.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
Урок был начат с психологического настроя учащихся на урок. Так как урок проходил в 4 классе был не только теоретическим, но и практическим работы он был направлен на развитие речи учащихся. В соответствии с этим были использованы словесно-репродуктивный, наглядный, проблемный методы обучения. Они соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.
  На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная. Личностно-ориентированный подход  реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи. 
2.Определение темы и цели урока. 
Цель: сформулировать представление о том, что нового узнают на уроке и чему научатся
3.Актуализация знаний
Цель: повторить понятия, правила, алгоритм или способ использования алгоритма.
4.Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил.
5.Физпауза.
Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения.
Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил.
6.Итог урока. Рефлексия.
Выставление оценок.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности.7.Домашнее задание.
Дифференцированное.
Общая оценка урока:
 Урок прошел в оптимальном темпе, части урока логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Урок прошёл очень плодотворно, ребята работали с большим эмоциональным подъёмом, подбор заданий помог продвинуться в своём индивидуальном развитии каждому ребёнку. На уроке использованы инновационные технологии, соответствующие современным требованиям ФГОС.    Старалась поощрять инициативу учащихся, создавать условия для эмоциональной открытости и доверия. Формулировки вопросов побуждали к учебному диалогу. На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.
  Контроль и коррекция знаний ненавязчиво осуществляется на всех этапах урока в зависимости от ситуации.
  Материал урока усвоен учащимися в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего изучения. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.       
  В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым, направив учащихся на обратную связь. Знания учащихся были оценены объективно.