Конспект урока русского языка 3 класс пнш Второстепенные члены предложения.Обстоятельство.


3 класс «Перспективная начальная школа»

Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства.


Цель: создание условий для формирования умений распознавать второстепенный член предложения - обстоятельство.
Задачи:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Предметные: Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Уметь подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Оборудование: учебник М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова «Русский язык 3 класс», компьютер, презентация.

1.Орг.момент

Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
- Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.
(Открываем тетради и записываем число и классная работа.)
2.Словарная работа.
Болото, шофер ,малина, январь, лестница, тарелка, огурец, овощ, аллея.


-Придумайте предложение с этими словами.

Шофер ехал по знакомой дороге.
-В каком падеже стоит слово шофер?
-Значит каким членом предложения является слово шофер?
-Придумайте предложение где слово шофер будет второстепенным членом предложения.
Мне нравится профессия шофера.
-Значит какая тема сегодняшнего урока?
-Второстепенные члены предложения.
- Вот и мы сегодня будем находить второстепенные члены, которые отвечают на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (записано на доске). Кто догадался, как называются второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (обстоятельства)
- Итак, в конце урока мы (как следователи) должны ответить на вопросы:
На какие вопросы отвечают обстоятельства?
Какой частью речи выражено обстоятельство?
Как подчёркивается обстоятельство?
3.. Подготовка к восприятию нового материала
- Какие бывают члены предложения? Что относится к главным членам? А что мы знаем о второстепенных? Хотите узнать больше? Сегодня узнаем. В путь! За знаниями, за умениями!
а) Я выписала ошибки из ваших тетрадей. Катя поработает учителем и исправит их. (за шторкой) А мы займёмся другой работой.
На доске: Исправь ошибки, подчеркни главные члены предложения:

Белка вдупле орешки грызёт.
Медветь в берлоге лапу сасёт.
Овечьки в хлеве пойло пъют.

4. Работа над новым материалом.
а) Понятие «Обстоятельства»
- Следователь, когда ведёт расследование, задаёт очень много вопросов, потому что он должен знать все: как всё происходило, в какой обстановке, в каких условиях, при каких обстоятельствах.

- А какие вопросы он задаёт?

б) Откроем учебник стр.147 и прочитаем диалог Миши и Анишит Йокоповны.
- Он напомнил вам наш с вами разговор? Да, они говорили о том же.
- Работа над фразеологизмом «диву даваться»(словарь)

в) Работа с плакатом Летучей мыши
Найдите ответ на мой вопрос в плакате.
- Какие слова в предложении называются обстоятельствами?
- Это какие члены предложения?
- Как мы будем их подчёркивать?
- Какой частью речи они могут быть выражены?
- На какие вопросы отвечают?
- Могут ли обстоятельства быть другими частями речи?

г) Упражнение 149
(по инструкции)

Пауза: « Поиграем в предложения. Ты – подлежащее. Ты сказуемое. Давайте распространим предложение. Дети ходили. Куда? Когда? За чем? С кем?» (например, «Утром дети с родителями ходили в лес за грибами»)

д) Давайте посмотрим, как поработал наш учитель. Все ли ошибки она нашла?
Найдём словосочетания, в которые входят обстоятельства

е) Упр.151 (самостоятельно)

5.Работа в парах.


На доске 3 предложения ( на карточке на каждой парте):
На пляне стяла бльшая брёза. 1 ряд
Зимние птицы сдятся на брёзу. 2 ряд
С брёзы слтел яркий дятел. 3 ряд
- Найти в предложениях обстоятельства и выяснить, какой частью речи оно является.
- Чтобы выполнить это задание, как вы будете действовать? (по инструкции)
Списать предложение
Подчеркнуть основу предложения
Выписать словосочетания
Найти обстоятельства, используя вопросы на доске
Выяснить, какой частью речи является обстоятельства . 6.Проверка работы в парах
На пляне стяла бльшая брёза.
берёза (какая?) большая
стояла (где? на чём?) на поляне
Зимние птицы сдятся на брёзу.
птицы (какие?) зимние
садятся (куда? на что?) на берёзу
С брёзы слтел яркий дятел.
дятел (какой?) яркий
слетел (откуда? с чего?) с берёзы

- Сделайте вывод, какой частью речи выражено обстоятельство? (сущ. с предлогом).
- Прочитайте правило на с.147 и ответьте, что нового вы там ещё узнали?
(обстоятельство подчёркивается прерывистой линией с точкой)
- Подчеркните так в ваших предложениях обстоятель
ства.
Замени вопросы подходящими по смыслу словами.
Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада. Собака бежала впереди меня. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья. Он выпал (откуда?) и сидел (как?). Моя собака (как?) приближалась к нему.
Слова для справок: неподвижно, с охоты, по аллее, из гнезда, медленно, на дорожку.
ПРОВЕРКА:
У: -Скажите, какими членами предложения являются вставленные слова? (главными или второстепенными?)
- как вы думаете, что они называют и для чего нужны в предложении?
2) ВЫВОД (зачитать на листочке)
7. Рефлексия деятельности «Солнышки» на интерактивной доске.
8. Домашнее задание с. 148 упр.149
9. Итог урока, оценки.
Урок подошёл к концу. Мы много поработали. А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
-Выполнили мы поставленные задачи? Добились своей цели?
- Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
- Какой вывод мы сделали?
- Что было трудным на уроке сегодня ?


ђ Заголовок 215