Опыт работы сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного класса в начальной школе.


«Сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного класса»
( Из опыта работы МАОУ «СОШ № 111» города Перми)
Идеология инклюзивного образования основывается на недопустимости дискриминации детей с ОВЗ. В настоящее время 1,6 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
В МАОУ СОШ №111 города Перми на 1 сентября 2013 года обучалось 4,6% детей с ОВЗ двух категорий: это дети с ЗПР и дети - инвалиды, для обучения которых требуется создание специальных условий. Это дети разных возрастных групп от 7 до 16 лет обучаются в школе №111, но проживают не только в микрорайоне нашей, но и соседних школ №40 и №55.Наибольшее количество детей ( 46 человек) имеют заключение городской ПМПК. Им рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам VII вида. В школе есть дети - инвалиды с сохранным интеллектом. У них нарушения опорно - двигательного аппарата. С каждым годом количество детей этих групп увеличивается. Если в 2009 году было 7 детей-инвалидов и 24 человека с ЗПР, то в 2014 году уже 10 детей инвалидов и 46 человек с ЗПР. У нас большой опыт работы с данной категорией детей, которые обучаются в отдельных коррекционных классах. Систематизировав и обобщив имеющийся опыт, мы предположили, что если бы эти дети обучались в общеобразовательном классе, то при создании для них дополнительных условийих обучение и социализация были бы наиболее успешны. Это побудило нас к созданию модели инклюзивного образования. При создании собственной модели мы изучили имеющиеся мировые практики, провели социологические исследования в микросоциуме и выявили, что поблизости нет специальных образовательных учреждений, способных удовлетворить потребности таких детей. Не у всех родителей есть возможность сопровождать ребенка на значительные расстояния, и чаще всего они выбирают для обучения ребёнка с ОВЗ школу, расположенную недалеко от места проживания, но не каждая школа готова принять таких детей, тем более обеспечить им дополнительные условия. Таким образом, дети с ОВЗ изначально не имеют равных возможностей в получении качественных образовательных услуг наравне со сверстниками.
Учитывая принципы инклюзивного образования:
- каждый человек ценен сам по себе вне зависимости от его способностей
- ребенок с ОВЗ имеет право на общение с другими людьми, которые также нуждаются в нем, на поддержку и дружбу ровесников.
Мы определили для себя 2 категории учащихся, с которыми нам предстоит работать ,это дети с ЗПР и дети- инвалиды. Обе категории детей имеют ОВЗ.
Нам предстояло решить проблему организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющего их запросы и потребности в условиях инклюзивного класса. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. В школе предстояло сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
Наш проект стартовал в сентябре 2014 года. Мы открыли 4 инклюзивных класса на 1 ступени обучения, в которых обучаются 10 учащихся с ЗПР.Вкаждом классе обучается от 1 до 4 учеников, что соответствует принципам формирования инклюзивных классов. Классы открыты на основании положения об инклюзивном классе.
Сопровождение детей с ОВЗ осуществляют узкие специалисты: логопед, психолог, педагог коррекционной физической культуры, а также учителя начальной школы. Учебным планом данных классов при пятидневной рабочей неделе предусмотрено 10 часов дополнительных занятий,7 из которых отведены на коррекционные занятия ( 2 часа – занятия с логопедом,1 час – занятия с психологом,1час –русский язык, 1 час - математика,1 час – литературное чтение ,1 час ритмики) и 3 часа выделены для иных целей. В условиях нашей школы – это часы внеурочной деятельности. Внедрение модели привело к изменению условий организации учебно - воспитательного процесса. Сопровождение учащихся не ограниченотолько коррекционными занятиями, а представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения детей, включающую следующие компоненты:
1.Руководство и контроль работы с детьми ОВЗ осуществляет заместитель директора, который является председателем ШПМПК, ему подчиняются логопед, психолог, учителя предметники.
2.ШПМПК заседает 1 раз в четверть и дает рекомендации по сопровождению детей с ОВЗ. Готовит пакет документов для ГПМПК.
3.Узкие специалисты (логопед, психолог, социальный педагог, педагог коррекционной физической культуры) и учителя предметники, обеспечивают психолого педагогическое сопровождение детей ОВЗ, согласно количеству недельных часов учебного плана, с учетом часов коррекционных занятий, организуют свою деятельность в соответствие с годовым планом работы школы.
4.Заместитель директора, курирующий инклюзивные классы, осуществляет мониторинг продвижения учащихся с ОВЗ с последующей коррекцией 1 раз в четверть.
5.Заместитель директора по воспитательной работе совместно с классным руководителем осуществляет мониторинг внеурочной деятельности и участия детей и их родителейв классных и общешкольных мероприятиях.
6.Директор школы оценивает промежуточные результаты внедрения модели на основе данных комплексного мониторинга и вносит предложения рабочей группе по коррекции стратегического плана.
Мы оцениваем риски внедрения модели инклюзивного образования и ее слабые стороны, но вместе с тем понимаем социальную значимость внедрения модели. Результаты первого полугодия 2014-2015 учебного года подтверждают правильность выбора школы. По данным мониторинга 100% детей с ОВЗ успешно адаптировались в инклюзивном классе, успевают по всем предметам, активно включаются во внеурочную и внеклассную деятельность класса и школы.
Шпакова Лариса Борисовна, , учитель начальных классов МОАУ «СОШ№ 111»