Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования


Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению). Основными задачами учителя-логопеда является: - коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся - своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ - разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся. Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования обучающихся, которое проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая до 25 мая. Коррекционную работу можно разделить на три этапа: I) Диагностический - выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития. Содержание и формы работы: - Диагностика общего и речевого развития обучающихся - Исследование результатов обученности логопедов - Изучение состояния навыков письменной речи детей-логопатов Ожидаемые результаты: - Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами - Составление рекомендаций для родителей и учителей. II) Коррекционно-развивающий - коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов. Содержание и формы работы: - Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвитие речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т.д. Ожидаемые результаты: - Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ. III) Профилактический - обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся. Содержание и формы работы: - Направление детей на обследование и лечение к медицинским специалистам (неврологу, психиатру, сурдологу и т.д.) по результатам диагностики. Ожидаемые результаты: - Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития у детей с ОВЗ. Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ. - Работа над речевой системой в целом. - Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный). - Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи). - Длительное закрепление направленных речевых навыков. - Частый повтор упражнений с элементами новизны. - Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость). - Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение). - Конкретность и доступность заданий. - Умеренный темп работы. - Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность). Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников. Нас трое: ты, я и болезнь Если ты объединишься с болезнью, То я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь. Гиппократ.