Организационно-управленческие аспекты деятельности МАОУ СОШ №7, направленные на развитие детской одаренности.


Организационно-управленческие аспекты деятельности МАОУ СОШ №7, направленные на развитие детской одаренности.
Кривошеина Ольга Ивановна,
руководитель ШМО МОУ «СОШ № 7»
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт. Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных детей, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». Сегодня мы смело можем сказать, что нами учтены вышесказанные рекомендации по поддержке одаренных детей при внедрении новых образовательных стандартов. Наша школа осуществляет организационно-управленческую деятельность, направленную на развитие одаренности обучающихся.
Работая в данном направлении, учителя школы МАОУ СОШ №7 руководствуются следующим программно-методическим обеспечением:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Устав школы;
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №7 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов;
Положение о школе «Одарёнок»;
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «По ступенькам радуги».
Основные направления работы с одарёнными детьми в нашей школе:
Формирование системы поиска и выявления талантливых детей.
Это научно обоснованная и методически обеспеченная система диагностики, включающая не только первичное исследование потенциальных возможностей ребенка, но и мониторинг его развития. Данная работа направлена на выявление детей с признаками одаренности. С помощью таких методов, как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей - учителя, руководители кружков и психологи выявляют способности детей, которые находятся в основе одарённости.
Совершенствование среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.
Расширение спектра работы с родителями.
Консультации с родителями.
Психологическое сопровождение родителей одаренных детей.
Проведение тематических родительских собраний.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия для родителей.
Проведение совместных мероприятий с родителями, таких как интеллектуальные игры, спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья».
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Внедрение новых форм работы по преемственности с дошкольными учреждениями города
Проведение интеллектуальной игры «Математическая карусель для дошколят» на муниципальном уровне.
Ежегодные спортивные состязания между обучающимися дошкольных учреждений нашего города.
Игровой марафон «Кругосветка».
Активизация работы с талантливыми детьми в рамках школы «Одарёнок».
В этом году в МАОУ СОШ №7 появилась новая школа «Одарёнок», которая направлена на создание благоприятных условий для развития интеллектуально одаренных детей. Еженедельно по субботам для способных учеников 2-4 классов проводятся такие занятия:
«Лингвистика». Цель - расширить представление о русском языке, его возможностях.
«Математический калейдоскоп». Цель - создать благоприятные условия для полноценного углубленного математического развития ребёнка.
«Юный астроном». Цель - способствовать формированию у младших школьников научного мировоззрения, раскрывая современную картину строения и эволюции Вселенной.
«Юный физик». Цель - углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе окружающего мира.
«Юный биолог». Цель - формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
«Разговорный английский язык». Цель - повышение предметной компетенции по всем видам речевой деятельности, а также создание возможностей для приобретения учащимися умений практического владения разговорным английским языком.
В отличие от традиционных уроков, занятия в школе «Одарёнок» проходят в нестандартной обстановке. Педагоги используют различные виды учебной деятельности: на основе игровой деятельности: игры-обсуждения и игры соревнования; на основе дискуссионной деятельности: проблемно-практические дискуссии; на основе исследовательской деятельности: практические занятия, проблемно-лабораторные занятия, исследовательские уроки.
Разнообразны также и формы проведения занятий: лекция-парадокс, защита идей, творческий отчёт, урок изобретательства, занятия фантастического проекта, занятие-рассказ об учёных, занятие - сюрприз, интерактивная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), занятие-экспедиция, деловая игра, КВН, эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование.
Расширение сети кружков и секций дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта.
Наша школа активно сотрудничает с ДШИ. У нас функционируют классы с хореографическим и общеэстетическим направлениями. Также ребята посещают ЦДОД, ЦЭВД, СЮТур, СОК, детско-юношескую библиотеку, краеведческий музей.
Расширение возможностей педагогической организации свободного времени одаренных школьников в условиях образовательного учреждения через различные формы внеурочной деятельности.
В школе успешно функционируют такие курсы по внеурочной деятельности как «Робототехника», «Конструирование», «Проектная деятельность», «Предметная мастерская», «Кукольный театр», «Разговорный английский язык», «Олимпийский резерв», «Детская риторика в рассказах и рисунках», «Информатика в играх и задачах». Все эти курсы направлены на углубление и расширение общеинтеллектуальных, социальных, спортивных и творческих способностей детей.
Поддержка творческой среды и обеспечение возможности самореализации для каждого ребенка.
     Организации олимпиадного движения в МАОУ СОШ №7 уделяется особое внимание. Обучающиеся школы активно участвуют в олимпиадах различного уровня.     Результативность участия в олимпиадах по общеобразовательным предметам и предметам по внеурочной деятельности ежегодно учитываются и анализируется.
Кроме этого, наши дети активно участвуют в различных конкурсах, марафонах, конференциях, начиная со школьного уровня и заканчивая международным. Не секрет, что участие в данных мероприятиях повышает умственные возможности поисково-творческой деятельности, расширяет кругозор ребёнка, а также готовит детей к будущей жизни, позволяя испытать свою конкурентноспособность.
Реализовать свои творческие возможности в нашей школе позволяет программа «По ступенькам радуги» на основе программы духовно - нравственного развития и воспитания учащихся. В ходе этой программы мы работаем по таким направлениям «Я - гражданин России», «Я и окружающие меня люди», «Я и природа», «Я и моё здоровье», «Я и творчество», «Я – ученик», «Я – эрудит».
Расширение возможностей для участия детей в научно-исследовательской и проектной деятельности.
Особой популярностью среди обучающихся пользуется школьная научно-исследовательская конференция. У ребят появляется возможность публично выступить с материалами своей исследовательской деятельности. Защита работ организуется по номинациям. Лучшие исследовательские и творческие работы ученики представляют на городской метапредметной конференции в СОШ №2, научно-исследовательской конференции «Первые шаги в мир науки» в ЦЭВД и на различных конференциях всероссийского уровня.
Так в 2014 году в межпредметной научно-исследовательской конференции младших школьников учащиеся 2А класса (кл.рук. - Решетникова С.В. ) заняли 1 и 2 место, учащиеся 4А (кл.рук -. Литосова Т.Н.) заняли 3 место. Во II Всероссийском конкурсе для детей и взрослых "Творчество умников и умниц-2014" в номинация «Исследовательские работы и проекты детей» 2 и 3 место получили учащиеся 4Б класса (кл.рук. - Кривошеина О.И.). В рамках Городских Дней славянской письменности и культуры за лучшее представление проекта награждены ученицы 4Б класса (кл.рук. - Кривошеина О.И.)
Внедрение социокультурной технологии - игропрактики.
Педагогический коллектив нашей школы находится в непрерывном процессе поиска и апробации новых образовательных технологий. Игропрактика, вроде бы давно уже известна и изучена. Но, тем не менее, она постоянно обновляется.
Ежегодно в нашей школе проходит фестиваль интеллектуальных игр для начальной школы. Первоклассники у нас путешествуют по школе в игре-кругосветке «Умники и умницы».
Не менее увлекательно проходит и игра «Шпаргалка» для второклассников и учащихся 4-х классов. Эта игра позволяет проверить знания школьников. Подобное соревнование вырабатывает умение за относительно короткий промежуток времени грамотно и чётко излагать свои мысли.
Интеллектуальная игра для 3-х классов «Я познаю слово» способствует развитию информационных умений учащихся младших классов, то есть умению извлекать и обрабатывать информацию из данных источников, в частности, словарей, умению делать вывод на основе полученной информации.
На базе нашей школы проходят межшкольные игры «Математическая карусель». Карусель – это командное соревнование по решению математических задач.
Благодаря интеллектуальным играм наши дети имеют возможность раскрыть свои таланты, проявить свою эрудицию. Причем в отличие от предметных олимпиад, научных конференций игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник.
Виртуальное пространство сетевого взаимодействия.
Уже два года на базе первых классов мы реализуем программу «Мир моих интересов. Необычное в обычном». Новый формат внеурочной деятельности позволяет нашим ученикам включиться в увлекательные занятия с первого дня. Работа в классе проходит с использованием электронного практикума и портала «Кувырком», где в дальнейшем обучение продолжается дистанционно с применением игровых технологий.
Оценка эффективности работы с одарёнными детьми.
Оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение персонального портфолио. В этом году детям и родителям представлены новые виды электронного портфолио. В конце учебного года в школе традиционно проводится конкурс «Лучшее порфолио».
Мониторинг состояния комфортности пребывания учащихся в школе, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом в школе.
Рейтинги школы в городе по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Ученики нашей школы достойно представляют себя в различных конкурсах. Например, на муниципальном этапе в интеллектуально-личностном марафоне «Твои возможности» для школьников, обучающихся по ОС «Школа 2100» наши дети в последние три года показывают высокие показатели.
В межшкольной игре "Математическая карусель" среди 3 - 4 классов. Учащиеся 4Б класса заняли 1 место, а учащиеся 3Б класса – 2 место.
В муниципальной игре «Экологическая кругосветка» ученики 3Б получили статус победителей в номинации «Знатоки родного края».
Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров школы в вопросах детской одаренности
Данное направление включает в себя:
Прохождение курсов повышения квалификации, направленных на повышение компетентности педагогических работников в работе с талантливыми детьми;
Введение системы моральных и материальных стимулов для педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Обмен педагогическим опытом путём посещения различных педагогических мероприятий и взаимопосещения занятий. Проведение обучающих семинаров.
Талантливые дети в классе, казалось бы, подарок судьбы. Они впитывают знания, как губка. Но не все так просто. Эти дети, как правило, бывают неусидчивы и очень подвижны, они не реагируют на запреты взрослых и порой эгоистичны. Просто получать знания - это скучный процесс. К воспитанию и образованию таких детей надо подходить творчески. Здесь очень важно направлять ребенка, а не управлять им. И тогда такие внутренние побудители, как любознательность, стремление к новому, заставят детей мыслить, рассуждать логически, искать информацию. Л.Н. Толстой писал: "Жертвы... на изучение... столь незначительны, а последствия ... так огромны, что нельзя не сделать этой попытки".