Методический материал для уроков русского языка в специальных (коррекционных) классах VIII вида.












РЕФЕРАТ
«Практическая и коррекционная направленность уроков русского языка в специальных (коррекционных) классах VIII вида».










.






Выполнен:
Котовой Татьяной Васильевной,
учителем специального (коррекционного)
класса VIII вида
МОУ СОШ № 3 с. Прасковея
Буденновского района









План
I. Введение.
Русский язык в жизни учащихся специальной (коррекционной) школы.
II. Коррекционно-практическая направленность уроков русского языка:
Развитие и коррегирование познавательной деятельности.
Формы работы на уроке русского языка.
Эффективные виды упражнений - коррекция мышления и речи.
Ш. Развитая связная письменная речь.
IV. Проблема эффективности урока.
V. Заключение.
VI. Приложение.
VII. Литература.
Проблемы народного образования сегодня выдвинуты на передний план, к ним приковано всеобщее внимание. Стране нужны всесторонне развитые, подготовленные к жизни грамотные люди - таков заказ нашего современного общества школе. А чтобы человек был грамотным, он должен знать свой родной русский язык. А для аномальных детей с интеллектуальными нарушениями - это особенно важно. Ведь у них нарушены анализ и синтез. Они с трудом приспосабливаются к жизни. Самостоятельная жизнь, которую начинают ученики специальных (коррекционных) школ по завершении учёбы, и работа на производстве, требуют от выпускников умения пользоваться знаниями родного языка, полученными ими на уроках. Ведь человек который не умеет писать, не умеет применять правила русского языка при написании, чувствует себя в затруднительном положении. Вьшускники специальных (коррекционных) школ, начиная самостоятельную работу на производстве, обнаруживают скудные, формальные знания, не позволяющие выполнять требования, которые предъявляет к ним современное производство. Практика, бытовая и производственная, требует прочного владения устной и письменной речью. Психологические исследования показывают, что любые понятия, причинно-следственные отношения легче объяснить, если учащиеся предпринимают практические действия. В специальной школе практические работы имеют коррекционную направленность и в силу этого приобретают большое значение. Они способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение описать увиденное, написать сочинение, изложение), и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в описываемом предмете, анализировать и сравнивать предметы, уточнять и обогащать представления. Практические работы имеют значение и для развития письменной речи учащихся. В процессе они отвечают на вопросы и формулируют их, им приходится планировать предстоящие действия и
составлять словесные отчёты, которые потом записываются. Известно, что учащиеся, хорошо усваивающие материал русского языка, правильно ориентируются на других уроках - могут писать под диктовку. А это значит, что ребёнок сможет написать заявление о приёме на работу, отправить телеграмму и не будет стеснятся того, что он безграмотный человек. Поэтому я и взяла тему реферата «Практическая направленность уроков русского языка» Я считаю, что практическая направленность преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе, связь её с жизнью, использование межпредметных связей, совместные усилия учителей литературного чтения, истории, географии способствуют тому, что знания, полезные для жизненной практики, усваиваются учениками лучше и прочнее. Над темой «Практическая и коррекционная направленность уроков русского языка» работали и работают многие дефектологи, которые утверждают о жизненности этой темы. Это такие замечательные учёные и педагоги как П.П. Блонский, М.Н. Гернет, А.Н. Граборов, В.П. Кащенко, Н.М. Лаговский, Л.В. Занков, который более 6-ти лет работал зав. кафедрой олигофренопедагогики. Это В.В. Виноградов, Г.М. Дульнев, профессор Х.С. Замский, Л.С. Выготский, В.В. Воронкова, В.Ф. Мачихина. Они посвятили жизнь работе с аномальными детьми, с детьми м интеллектуальными нарушениями.
-1-
Ведущей и специальной задачей обучения русскому языку во вспомогательной школе является коррекция речи и мышления умственно отсталых школьников. Коррекционная работа является стержнем всего педагогического процесса в специальной школе. Каждый урок русского языка рассматривается под углом коррекционной задачи и выполняет функцию коррекции. На уроках русского языка необходимо не только давать знания детям и воспитывать у них соответствующие черты мировоззрения и морали, но и смягчать, ослаблять черты (мировоззрения) вызванные дефектом недостатка интеллекта, эмоционально-волевой сферы, характера, личности.
Детей учат наблюдать, воспитывают у них внимание, развивают мышление и речь, память, формируют умение сравнивать объекты, устанавливать сходство и различие.
Специфической особенностью обучения на уроках русского языка в специальной школе является их коррекционно-практическая направленность: Коррекция недостатков развития умственно отсталых учеников происходит в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели. Это уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, обобщающие, -учётно-контрольные и комбинированные уроки. В нашей школе наиболее распространённым типом уроков русского языка является комбинированный урок. Фактически обучение русскому языку в специальной школе можно представить в виде двух частей: изучение нового материала и закрепление приобретённых знаний и умений. Речь учащихся вспомогательной школы примитивна, шаблонна, недостаточно точна. Особенно беден и ограничен их словарь. Речи умственно отсталых учащихся не свойственны словам различных грамматических категорий. Очень редко они употребляют
-2-
наречия, глаголы с приставками, союзы, предлоги, но зато часто употребляют слова он, она, тут, там, вот и т.п. Поэтому, развивая речь детей, мы тем самым способствуем развитию и корригированию их познавательной деятельности. Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно отсталыми детьми препятствует и изучение ими грамматики. Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Задача учителя - научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. В каждом классе - свои слова. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетания, употребить его в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения. Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты: зрительный диктант, картинный диктант, выборочный диктант, диктанты с использованием загадок, диктант по памяти, диктант с комментированием, творческий диктант. Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности выполнения, а может проверяться с помощью сигнальных карточек. Можно показать сам предмет (предметная картинка) - молоток, бинокль, называют их, определяют их назначение, объясняют отличительные признаки этих предметов, проводят звукобуквенный анализ. Интересный приём - работа с загадками. Ученики читают загадку, отгадывают её и доказывают, что она правильна. Какое слово изучается на уроке можно выяснить при помощи кроссвордов, из рассыпавшихся букв и слогов собрать слово. В плане активизации словаря и обогащения его, при изучении слов можно предложить игры типа «Кто больше», «Кто лучше», «Кто быстрее», «Кто правильнее» и др.
-3-
Можно составить небольшой текст - рассуждение на одну из тем: Шофер -самая лучшая профессия; какие профессии в с/х я считаю самыми главными; разгадать кроссворды, «спрятанные слова», кораблик, «Цветик -семицветик». Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельностью детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный состав. На каждом уроке необходимо отводить определённое время на словарную работу. Учить учащихся работать с орфографическим словарём, словарём учебника на самоподготовке.
Умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности при усвоении каждой конкретной темы. Поэтому учитель выбирает такие методы и формы работы, которые бы способствовали предупреждению и устранению этих трудностей. При объяснении нового материала учитель опираясь на предыдущие знания учеников, как оптимальный метод выбирает беседу и наблюдения учащихся над языковым материалом. Организуя беседу, учитель ставит вопрос перед учащимся и в зависимости от его сложности вызывает для ответа сильных, средних или слабых учеников. Учитель, развивая их познавательную активность, предусматривает самостоятельное обобщение материала сильными учащимися, оказание помощи средним и слабым учащимся в подведении к выводу. Например, предъявление дополнительного материала наглядного, облегчённых заданий и вопросов. В каждом последующем классе при изучении новой (темы) материала необходимо помнить о том, что учащиеся уже имеют знания по данной теме, и опираться на них, предлагая более сложный материал, используя приёмы анализа, сравнения, обобщения, благодаря чему степень самостоятельности учащихся вырастает. Все виды письменных работ необходимо предлагать учащимся в заранее продуманной системе исходя из основного принципа дидактики: от простого к сложному. При этом следует
-4-
учитывать возможности всего класса в целом и индивидуальные возможности отдельных учащихся. В современных условиях, когда школа решает задачу приближения преподавания к требованиям жизни, важное значение приобретают творческие работы на основе жизненных наблюдений. Они не только развивают кругозор, но и обогащают речь умственно отсталых учащихся, заставляют наблюдать и осознавать явления окружающей действительности. Используя в письменной речи изучаемые грамматические категории, учащиеся познают важность этих грамматических категорий; в этом и заключается одна из форм связи грамматики с жизнью.
Упражнения с творческим заданием трудны для умственно отсталых учащихся, поэтому их можно предлагать школьникам лишь тогда, когда правописание данной орфограммы, входящей в упражнение творческого характера, хорошо изучено и закреплено учащимися. Б.П. Никитин говорит: «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но...не опаздывайте и, помогая... думайте сами.» Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Каждый учитель хочет видеть в каждом ученике будущую личность. Чтобы скорректировать недостатки недоразвития внимания и воображения и активизировать внимание детей, учителя - русоведы стараются вводить в урок такие формы работы, которые подвигали бы к творчеству и были бы доступны и интересны каждому. Самой благодатной формой была и остаётся игра. Через игру ребёнок познаёт мир. Игра должна быть творческой. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу. Ведь именно игра позволит ребёнку почувствовать вкус победы, как личный, так и коллективный. Немаловажно
-5-
то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, её можно модифицировать за счёт замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения). Так например, существует игра, которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).

К





к






к






к






Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка). Затем можно усложнить данную игру, подобрать слова только одной части речи, или на какое-либо правило. Учитель может проводить эту игру многократно при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы она соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока. Следующим видом такой многократной творческой игры (в том) на уроках русского языка может стать игра «Липшее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно убрать сначала одно «липшее -слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся ещё одно, затем ещё, пока не останутся 2-3 «нужных слова». Эта игра полезна тем, что учащимся невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д. - что ведёт к отработке перечисленных понятий. А какой простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов. Например, при изучении темы «Сложные слова» можно предложить детям придумывать свои слова, продолжая ряд, затем определить значение этих слов (самовоз,
-6-
самоход, самопрыг и др.). Детское, творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую она даёт и ученику, и учителю.
Результативность обучения русскому языку зависит от систематической работы над закреплением полученных знаний. Закрепление знаний и умений проводится на каждом уроке русского языка. Известно, что умственно отсталые учащиеся с трудом применяют имеющиеся знания на практике, поэтому учителю следует продумывать все структурные компоненты этой части урока. При закреплении знаний и умений происходит коррекция познавательной деятельности учащихся, формирование их активности и самостоятельности, устранение имеющихся трудностей. При закреплении знаний и умений целесообразно сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу. При этом большое значение имеет вариативность упражнений и заданий к ним, виды и степень помощи учащимся со стороны учителя, организация взаимопомощи, различные способы поощрения. Для выяснения степени усвоения программного материала необходимо периодически давать всем учащимся одинаковые по содержанию, объёму и степени трудности задания, что позволяет учителю переводить учащегося на более высокий уровень знаний. Закрепление знаний по русскому языку во вспомогательной школе состоит в повторении пройденного материала. Наиболее эффективными видами упражнений являются такие, выполнение которых способствует коррекции нарушенного мышления и речи. Это списывание с грамматическим заданием, разные виды диктантов, грамматический разбор, письмо наизусть, творческие работы, смешанные виды упражнений. Учитель должен продумать место и время выполнения тренировочных упражнений, формы сочетания разных видов упражнений. Упражнения могут быть зрительные и слуховые ( по способу восприятия), комментированные, объяснительные и предупредительные (по времени объяснения орфограмм), без изменения или с изменением текста ( по
-7-
характеру записи), устные и письменные (по способу выполнения). При выборе упражнений предпочтение следует отдать письменным упражнениям, которые выполняют как на уроке, так и дома. Это упражнения для тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя. Наиболее распространёнными являются работы с деформированным текстом, разные виды изложений и сочинений, работа по сюжетной картинке и по серии картинок, работа на деловым письмом. Характер этих упражнений последовательно усложняется от класса к классу, возрастает степень самостоятельности выполнения, уменьшается влияние учителя.
Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
На каждом уроке русского языка присутствует грамматический разбор. Известно, что грамматический разбор различается по содержанию, объёму и форме. По содержанию он может быть морфологическим, синтаксическим и смешанным. По объёму - полным или смешанным. По форме - устным или письменным. При выполнении фонетического разбора (выделение звуков, их сопоставление, дифференциация гласных и согласных, звонких и глухих, ударных и безударных гласных и т.д.) корригируется фонематический слух, формируется способность к фонематическому анализу, вырабатывается орфографический навык. Учитель проводит работу по навыку фонетического разбора в течение всего периода обучения в 5-9 классах. Наиболее активно происходит эта работа при изучении в 5-9 классах темы «Звуки и буквы».
-8-
Целесообразно проводить фонетический разбор при знакомстве со словарными словами во всех классах.
Морфологический разбор выражается в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено в предложении. Морфологический (частичный) разбор проводится при формировании понятия о частях речи. Например: Вопрос, на который отвечает существительное, глагол, прилагательное? Что они обозначают? Постепенно разбор усложняется. Морфологический разбор во вспомогательной школе проводится с целью формирования орфографических навыков, служит средством предупреждения и устранения ошибок. Разбор проводится систематически как при ознакомлении с новым материалом, так и при его закреплении. Например: Имя прилагательное: часть речи, нач. форма (и.п., ед.ч., м.р.); с каким существительным связано; род; падеж; число. При морфологическом разборе прилагательного следует формировать умение выделять из текста прилагательное вместе с существительным, к которым они относятся.
Глагол: часть речи; начальная форма; время; число; лицо; спряжение; род (для глаголов прошедшего времени). Особую трудность у учащихся специальной школы вызывает правописание окончаний глаголов I и II спряжения, то при разборе нужно определять спряжение глагола с последующим обоснованием написания гласной в окончании.
Синтаксический разбор формирует умение определять структуру предложения. Это умение базируется на овладении понятием о главных членах предложения - подлежащем и сказуемом. В старших классах устный синтаксический разбор проводится практически на каждом уроке. При синтаксическом разборе учащиеся подчёркивают члены предложения: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения.
Особенности познавательных процессов, недостатки развития памяти приводит к затруднениям в усвоении умственно отсталым школьникам
-9-
учебного материала. Одним из видов закрепления знаний является повторение пройденного на уроке. Повторение способствует предупреждению забывания, восстановлению забытого материала, углублению знаний, выработке умений, устойчивых навыков. Являясь обязательной частью урока русского языка, повторение может быть предварительным, сопутствующим и обобщающим. Если предварительное и сопутствующее повторение входит как составная часть урока русского языка, то итоговое повторение может быть основной задачей повторительно-обобщающего урока. Для повторения наиболее оптимальны методы и приёмы, направленные на формирование самостоятельности, актуализацию знаний. Материал для повторения берётся более сложный. Одним из средств закрепления знаний и навыков учащихся служит проверка знаний и навыков на уроке. Проверить знания учащихся - это значит установить степень усвоения материала, обнаружить недостатки знаний, устранить их причины, способствовать ликвидации ошибок, оказать необходимую помощь. Формы проверки знаний различны. Контроль за усвоением учебного материала проходить на каждом уроке. В 7,8,9 классах учащиеся могут участвовать в проведении взаимопроверки, а также самоконтроля по небольшим темам. Проверочные работы проводятся в ходе изучения материала и перед контрольными работами как подготовка к ним. Ими могут быть зрительные, предупредительные, творческие, свободные, выборочные диктанты; небольшие самостоятельные работы; комментированное письмо; письмо по памяти.
Проверочной работой по теме может быть один из видов грамматического разбора или комбинированные работы, включающие диктанты или списывание с грамматическим заданием. После каждого контрольного диктанта проводится работа над ошибками. Работа на ошибками носит практический характер и направлена не только на их исправление, но и на предупреждение. Систематическая и целенаправленная
-10-
работа с учащимися по предупреждению и исправлению ошибок способствует формированию навыка грамотного письма.
Самостоятельная работа на уроке является одной из эффективных форм закрепления знаний и умений. Учащиеся должны научиться правильно понимать письменную инструкцию и следовать ей, выделять этапы работы, выбирать способ и контролировать правильность выполнения задания, ориентироваться в нужном справочном материале, давать устный отчёт о сделанном. При организации самостоятельной работы учащимся предлагаются задания с учётом возможностей каждого.
В процессе обучения школьников русскому языку необходимо показать, что знания, получаемые ими на этих уроках, помогают изучению других учебных предметов и могут быть широко использованы в новых условиях. Дети должны быть вооружены не разобщёнными сведениями по отдельным учебным предметам, а системой знаний, умений и навыков. Психологические исследования показывают, что любые понятия, причинно-следственные отношения легче объяснить, если дети предпринимают практические действия, способствующие ознакомлению с предметом, словами, предложениями. В специальной школе практические работы имеют коррекционную направленность и в силу этого приобретают большое значение. Они способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни, и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, анализировать и сравнивать слова и предложения, уточнять и обогащать представления.
Практические работы имеют значение и для развития речи учащихся. В процессе их выполнения обогащается словарь учащихся, они отвечают на вопросы и формируют их, им приходится планировать предстоящие действия и составлять словесные отчёты. Учитель русского языка имеет широкие возможности для проведения самых разнообразных практических работ. Их
-11-
следует предлагать в непосредственной связи с изучением теоретического материала и включать в урок на всех этапах: при изучении нового, где они обеспечивают активность, дают возможность определить степень усвоения материала и позволяют своевременно оказать индивидуальную помощь при закреплении изученного, а также при выполнении домашнего задания. Качество знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в процессе выполнения практических работ, зависит от целенаправленности занятий, при этом предполагается большая мыслительная активность учащихся, напряжение внимания,, воли, привлечение накопленного ими опыта и применение ранее приобретенных знаний. Первые практические работы носят обучающий характер и проводятся непосредственно под наблюдением учителя в классе (учитель следит за выполнением, даёт указания, оказывает помощь). Большое значение имеет то, как составлено задание и как оно преподносится учащимся. Любая практическая работа должна быть посильна для учащихся. Они должны быть подготовлены к её выполнению, задания составляются с учётом имеющихся у детей знаний и чётко формируются. Практические работы, включающие сравнения слов, предложений, особенно важны. «Сравнение есть основа всякого понимания», - говорил К.Д. Ушинский. Задания рассчитаны на сознательное усвоение и применение знаний, приобретённых на уроках русского языка. Одни из них предлагаются при изучении новой темы в процессе беседы с учащимися или рассказа, который ведёт учитель, другие в конце темы, другие - на каждом уроке. В ряде заданий практические работы связаны с заполнением таблиц, что облегчает процесс осмысления и запоминания изучаемого материала, помогает понять взаимозависимости и причинно-следственные связи, существующие в русском языке. Практические работы могут быть проведены с карточками, на которых написаны задания к определённой теме или изображены рисунки людей, животных, растений и даны соответствующие задания. Практические работы, которые мы стремимся использовать на
-12-
уроках, направлены на то, чтобы возбудить интерес ребёнка к изучаемому на уроке. Этот вид работ, способствуя коррекции недостатков развития, позволяет формировать у умственно отсталых детей более прочные знания на основе умения проводить анализ, выделять главное, обобщать.
Итог работы на уроке обязателен в специальной школе, так как помогает учителю выяснить, усвоен ли материал учащимися, с какими трудностями они столкнулись на уроке. Бытует мнение, что итог урока в силу ограничения по времени должен быть подведён как можно быстрее. От разнообразия эффективных приёмов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение учащимися материала. Известно, что к концу урока в силу различных причин, в том числе и физиологических, у детей притупляется внимание, падает работоспособность, нарастает умственная напряжённость. Поэтому целесообразно в игровой форме привлечь внимание детей к завершающему этапу урока и закончить его на одном дыхании. Учитель должен или похвалить ученика, или подбодрить, а если не поняли весь материал, объяснить, что на следующих уроках они вернутся к этой теме и обязательно всё научатся правильно объяснять и писать. Подведение итога урока для учащихся должно носить положительную эмоциональную окраску. Оно настраивает их на работу дома, прививает любовь к предмету.
Наиболее сложной формой речевой деятельности является 'связная письменная речь, т.е. изложение текста и написания сочинения. Имеются в виду разнообразные сочинения, выполняемые на заданную тему, по картине или по серии картин, письменные рассказы о проделанной работе, о проводившейся экскурсии и т.п. Письменная речь, должна, достаточно обобщена, дифференцирована, в логической последовательности передавать определённое содержание. Изложение текста - своеобразный вид связной письменной речи. Ученик, тем более умственно отсталый, не может запомнить весь текст целиком. Воспроизведение использованных словесных
-13-
средств может быть только весьма приближённым. Когда даётся образец, то его наличие оказывает положительное воздействие на письменную речь старшеклассников. Работа с картиной или серией картин широко применяется в специальной школе. Картина представляет собой ценное наглядное средство обучения. Она вызывает у учащихся живую реакцию, стремление к высказываниям, служит основой для организации мыслительной и речевой деятельности. Большую сложность для учащихся представляет самостоятельное написание сочинения по картине. От сочинений требуется развёрнутость, и строгость изложения мысли. Не все ученики могут правильно написать о том, что они видели на той или другой картине. Мысли излагаются бессистемно. Учащиеся употребляют преимущественно простые предложения. Сложные предложения встречаются в сочинениях редко. Картина помогает учащимся представить ту или иную ситуацию. Но этот вид сочинения достаточно сложен для учащихся. У учащихся специальной школы на всём протяжении обучения отмечается замедленное формирование самостоятельной письменной речи. Овладение такой речью зависит от ряда условий. Причём большое значение имеет коррекционное направленное обучение, учитывающее и слабые стороны, и возможности развития каждого ребёнка.
Уроки в специальной школе бывают различные. Один из них - это повторительно-обобщающий урок. Проводятся такие уроки в конце изучения темы или большого раздела с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся. Такие уроки должны быть праздником, вызывать интерес, как в познавательном, так и в образовательном плане, удивлять нестандартностью форм их проведения. Урок должен быть уроком познания жизни слов, ибо, говоря словами К.Г. Паустовского, «нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». Учебные задачи, решаемые на уроке, предполагают не только систематизацию в памяти учеников теоретических сведений об изученном
-14-
языковом понятии, но и открытие новых знаний о нём. Формы проведения уроков обобщения и систематизации знаний могут быть самые разнообразные: урок-семинар, урок - зачёт, урок - КВН, урок-олимпиада, урок путешествие в страну грамматических знаний и др., урок конкурс.
Очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить у них интерес к содержанию урока. В преподавании русского языка большое значение имеет наглядность, она способствует закреплению пройденного, подводит учащихся к выводам и обобщениям, помогает систематизировать материал, повышает качество его усвоения. Большое значение наглядности при обучении грамматике и тесно связанной с ней орфографией придавал К.Д. Ушинский. Наиболее распространёнными наглядными пособиями на уроках русского языка являются таблицы и схемы. Одни таблицы могут быть использованы при объяснении нового материала, другие связаны с повторением или закреплением. Полезно давать таблицы со словами, иллюстрирующими то или иное правило в сравнении. Схема может быть представлена в виде наглядной записи, систематизирующей изученный материал. Например: схема морфологического разбора слова, схема разбора частей речи. Может быть изображена также в виде чертежа. Например: схема предложения с однородными членами. Картины помогают развивать устную и письменную речь учащихся, совершенствовать знания по грамматике русского языка. Одним из необходимых и полезных наглядных пособий является деформированный текст, который используется и для развития речи (составление рассказа) и для повышения грамотности. Раздаточный дидактический материал (индивидуальные карточки) даёт возможность учителю проверить знания всех учащихся класса. Индивидуальные карточки применяются при проверке домашнего задания, самостоятельных работ. В качестве наглядности могут применяться натуральные предметы, тестовой материал, данный учителем на доске или на плакате. На плакате можно дать или только текст, или отдельные слова для правильного написания. Или же
-15-
текст и рисунок. Наглядность может служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступными непосредственному наблюдению.
Каждый учитель знает, что приходится иногда помногу раз, повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и всё же он остаётся неусвоенным. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах - ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют, орфографически правильно и толково изложить свои мысли. В чём же причина? Одна из причин просматривается особенно хорошо. Мы, не научили ребёнка видеть опасность. Отправляя его в плавание по безбрежному океану слов, желая, чтобы он выжил в этой стихии, надеемся по - прежнему на «авось». Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными - это мёртвый груз. Ученик пассивен. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.). Всегда можно что-то интересное отыскать в русском языке. Меняются времена, меняемся и мы вместе с ними. И давно пора сменить кнут на интересные уроки.
Во время проведения урока можно применять несколько игр. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у- детей пользуется игры и загадки. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. «Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству». В систему работы на уроках русского языка включаются разные типы загадок: Загадки, в которых даётся описание предмета; Загадки, в которые включаются противопоставления; загадки - метаграммы, в
-16-
которых из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю
(чайка - гайка). Анаграммы - слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове (липа - пила).
Логографы - слова - загадки, меняющие своё значение при отнимании или прибавлении букв. (уха - муха)
Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов (Какой город летает? -Орёл)
Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них -предмет игры, а через игру ребёнок узнаёт язык и его законы. Для концентрации внимания можно использовать игру «Муха». Эту игру можно проводить в начале урока или в любой момент урока, когда дети устали и им требуется отдохнуть. Муха летает из квадрата в квадрат, а дети с закрытыми глазами определяют, куда летит муха (влево, вправо, вниз, вверх). Игр можно применять много: Кроссворды, Сканворды, Лесенка, Пирамида, Наборщик, Слоговой аукцион, Грамматическая арифметика, Головоломки и многие другие. Это не весь перечень игр и упражнений для развития внимания. О чём должен помнить учитель?
Монологическую речь учителя дети могут слушать до 4 минут, затем внимание рассеивается. Первый «спад» в работоспособности на уроке происходит после 15 минут работы, второй - через 35 минут. Помните: желание детей узнать, открыть, понять, решать, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и пр. - все виды умственной деятельности держат внимание, обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения. Увлечённые такой работой дети по требованию учителя занимаются в отдельные моменты нужной и обязательной работой.
-17-
Каждый учитель, работающий творчески, постоянно озабочен проблемой эффективности урока, думает о том, как сделать его интересным, не выходя за рамки учебной программы, укладываясь в установленное время. Касаясь задач, стоящих перед педагогом - словесником, скажем, что нет такого учителя, который бы не стремился к высокому уровню грамотности учащихся, выработке у них орфографической зоркости.
Развитие интереса к обучению на уроках русского языка - залог грамотного письма. Для повышения интереса школьников к урокам русского языка, для создания в классе творческой атмосферы систематически используются в процессе работы разнообразные пособия собственного изготовления учителя - карточки, перфокарты, таблицы, лото синонимов, антонимов, частей речи, орфографическое домино. Использование на уроках русского языка описанных наглядных пособий не только способствует более прочному усвоению учащимися теоретического материала, приобретению ими практических умений и навыков, но и имеет значительную коррекционную направленность. Ценно и то, что такая работа развивает у школьников воображение, учит творчески мыслить. Такие формы работы повышают интерес к русскому языку, учащиеся с удовольствием изготавливают пособия к урокам.
У учеников развивается самостоятельность мышления, умение критически оценивать окружающую действительность, самого себя, способность к активному формированию своей индивидуальности.
Ученики стали понимать, что знание русского языка способствует лучшему усвоению других учебных предметов, является фундаментом общего образования учащихся. Без владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки». Все науки в грамматике нужды имеют. Хотя природное знание языка много
-18-
может, однако, грамматика показывает путь доброй натуре - говорил М.В. Ломоносов.
Контрольные работы по русскому языку являются проверочными, которые позволяют проверить знания, умения и навыки учащихся специальных (коррекционных классов) школ по русскому языку. Таких контрольных диктантов много в работе. Но уровень знания за год позволяют выделить 3 диктанта: на начало учебного года, середину года (декабрь месяц), конец года (май).
Графики учёта знаний по русскому языку за год в 5-6 классах.

80%. -
6 класс



5 класс



60%
·





40% 20% -_
0% -,-
·


- *У










мЯяд1












1
2
3


В процессе систематической работы по русскому языку видно, что знания учащихся к концу учебного года повышаются. На графиках видно, что в 5 классе: на начало года было -20%, к концу года стало - 50%. Уровень знаний повысился на 30%. В 6 классе: на начало года - 40%, на конец года -66%. Уровень знаний повысился на 25%. Процент обученности вырос. Это зависит от возрастных особенностей учащихся, от методов и форм преподавания родного языка.
В постоянной нелёгкой работе добиваюсь неплохих результатов:

Учебный год
% качество знаний
Обязательный уровень
образования
% обученности. Русский язык
Количество учащихся

2003-2004гг
98,6%
51,3%
55 чел.

2004-2005ГТ
100%
60%
41 чел.

2005-2006гг
100%
72,8%
60 чел.

Процент обученности вырос на 21,5%
-19 –
Но, наряду с положительными результатами есть ещё* и недоработки в работе. Нужно больше внимания уделять индивидуальному и дифференцированному подходу в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями, усилить работу по развитию связной письменной речи. Для этого нужно продолжить искать новые технологии обучения учащихся.
На своих уроках, типы уроков я определяю в зависимости от их основной дидактической цели. Это уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, обобщающие, учётно-контрольные и комбинированные. Провожу уроки-зачёты, уроки - аукционы, урок - КВН, урок - Турнир знатоков русского языка, урок - Олимпиада, урок - путешествие.
Уроки провожу с большим применением наглядного материала. I. Начинаю уроки с психологического настроя: девизы. П. Во время разговорной минутки применяю: беседы, скороговорки, чистоговорки, пословицы, загадки - добавлялки. Элементы рисования (восковые блокноты)- составить рассказы «О чём я мечтаю», «Качество моего друга». Ш. Проверка домашнего задания:
сигнальные папки - карточки (окончания им. сущ. им. прил., глаголов, предлоги, безударные гласные, местоимения, части речи (вопросы) -(индивидуально) на каждого.
Абаки - веера - (падежи) - индивидуально на каждого.
Часы - безударные гласные, удвоенные согласные, Ъ и Ь, непроизносимые согласные - индивидуально на каждого.
4) Провожу выборочные диктанты: творческие диктанты. IV. Словарная работа.
Карточки со словами.
Предметные картинки к словам.
Кроссворды - на выявление словарные слова.
Пословицы, фразеологические обороты, аукционы.
-20-
5) Словарные диктанты. Выборочные диктанты. Картинные диктанты.
Диктант с комментированием. Словарно-творческие диктанты: «Запиши одним словом», «Кто это?», Диктант по памяти. 6) Игры: «Слоги рассыпались», «Переставь матрёшек», «Пропущенные буквы», «Кроссворды», «Сканворды», «Найди слово по буквам», ребусы, «Кто больше», «Кто лучше», «Кто правильнее». V. Работа по теме урока.
а) Таблицы - большие и малые (индивидуально).
б) Пословицы, поговорки.
в) Разбор предложений.
г) Работа с учебником.
д) Индивидуальные дополнительные карточки, (составь слова, определи падежи, значение, признаки).
VL Работа по развитию речи.
а) Составляем рассказы по картинкам: «Осень», «Зимний лес», «Зимние забавы».
б) Работа с 3-4 картинами и деформированным текстом: «Тяпа и Топ», «Вежливые дети», «Маленькая ёлочка».
в) Ребусы, шарады, загадки-шутки.
г) Тексты - плакаты: «Боба - Зоопарк», «Дело было на дороге», «Что это значит», «Что случилось» (пословицы), «На рыбалке».
д) Восстановить пословицы, вставив пропущенные слова (с заданием), ж) Игры: «Пустые колышки» (пословицы), «Ромашки» (однокоренные
слова), «Из одного слова - несколько», «Плетёнка» (имя существительное), «Головоломки», Грамматическая арифметика (кабан - ан +лук = ? (каблук), «Словокат» (хорошей погоды, тракторист), (буква О).
з) Карточки: Работа в парах. (Проверяют друг друга, написанное, исправляют ошибки, по вариантам, 6-9 классы).
-21-
VII. Закрепление пройденного. Игры: «Собери яблоки», «Помоги ежу
Собрать грибы», «Поймай рыбу», «Верторина», «Покорение вершин»,
«Лесенка» - «Пирамида» (индивидуально для каждого). Чайнворды,
«Вкусные слова», «Почему волк потерял аппетит», «Осень», «Цилиндр».
Головоломки: «Найди отличия» (по 2 картинки).
Кроссворды: «Кто твой друг?», «Мы едем...».
Сканворды: «Допиши сравнения», «Игры деда Буквоеда».
Анаграммы; Магический квадрат.
Рисунки - подсказки. На уроках применяю постройку графиков. Упражнение «Графики». В словосочетаниях определить время глаголов, падежи имен существительных, имён прилагательных, местоимений.
В руках учителя - судьба России, будущее любого народа. Вспоминаются слова А.С. Макаренко о том, что дело воспитания очень лёгкое дело, если ему отдавать всю жизнь. Всем учителям не мешает взять на вооружение пушкинский совет: учитесь властвовать собой... Кто-то из великих сказал, что красота спасёт мир, но мне кажется, мир спасёт слово, именно слово нашего родного языка, и это слово должен нести учитель. На протяжении своей педагогической деятельности, а это вся моя жизнь, я вижу результаты своей работы. Учащиеся стали грамотнее_ писать, допускают гораздо меньше грамматических ошибок, учатся постигать многообразие и выразительность слова, учатся любить родной язык. Главное к чему я стремилась - научить учащихся свободно пользоваться знаниями родного русского языка, приобретёнными ранее. Ребёнок рождается для успеха. Успех - это самый лучший воспитатель, так как он даёт ребёнку уверенность в себе. Ведущим принципом моей работы, как учителя, является развитие детей, развитие у детей желания научиться быть грамотными, впитать в себя слова русского языка, научиться различать, где слова хорошие
-22-
в нашем языке, а где вредные. Лейтмотивом моей педагогической деятельности является слова К.Д. Ушинского: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни».
список
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ
«Коррекция и практическая направленность уроков русского языка
в специальных (коррекционных) классах VHI вида»
А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе», М. «Просвещение», 1986 г.
А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М. «Владос», 1999 г.
А.Т. Арсирий, Г.М. Дмитриева «Материалы по занимательной грамматике русского языка», М. 1963г
А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы», М. «Просвещение», 1987 г.
Н.М. Барская, Л.А. Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы», М. «Просвещение», 1992 г.
В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы», М. «Просвещение», 1988 г.
В.Я. Василевская «Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы», М. 1960 г.
Т.Г. Григорян «Язык мой - друг мой», М. «Просвещение», 1988г.
О.Е. Грибова «Коррекционная работа с учащимися старших классов школы для детей с нарушениями речи», ж...» Дефектология», № 5, стр. 57, 1989 г.
10. Т.С. Зыкова «О некоторых путях повышения эффективности уроков предметно-практического обучения», Жур. «Дефектология», № 4 стр. 43. 1983 г.
11.А.К. Зикеев «Основные коррекционные направления работы по развитию речи учащихся второй ступени обучения, имеющих ограниченные речевые возможности», ж. «Дефектология», № 5 стр. 53, 1998 г.
Е.Я. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида», (5-7 классы), М. «Владос», 2003 г.
В.Ф. Мачихина «Основные направления в работе по повышению эффективности урока во вспомогательной школе», Жур. «Дефектология», № 2 стр. 3, 1984 г.
14.В.Г. Петрова «Практическая и умственная деятельность детей -
олигофренов», изд. «Просвещение», 1968 г. 15.В.Г. Петрова «Развитие речи учащихся вспомогательной школы»,
М. «Педагогика», 1977 г. 16.Б.К. Тупоногов «Коррекционная направленность методов обучения
детей с нарушением развития», ж. «Дефектология» № 3 стр. 215,
2001 г. 17.Н.Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку»,
М. «Просвещение», 1971 г. 18.«Русский язык. Учимся играя», Екатеринбург, ТОО «Издательство
АРГО», 1996 г.
15