МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ОП.05. Устройство и функционирование информационных систем Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям)


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ОП.05. Устройство и функционирование информационных систем
Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям)
2014 г.
Одобрена методическим объединением информационных дисциплин
Протокол №___
от «___»_____________20 г
Председатель МО:
_________________Н.Ю. Куликова Составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)
Зам. директора по УПР
__________________ А.Н. УшанковВ.В. Макаров, преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»;
Методические указания содержат задания к лабораторным работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой лабораторной работе, требования к знаниям и умениям. Приведен список оборудования, основной литературы и нормативных документов, рекомендуемых для подготовки к лабораторным работам.
Методические указания предназначены для обучающихся специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

СОДЕРЖАНИЕ
Практическая работа № 1. «Выделение компонентов информационной системы».
Практическая работа № 2. «Работа с фактографическими информационными системами в СУБД».
Практическая работа № 3. «Организация поиска и запроса в документальных информационных системах».
Практическая работа № 4. «Работа с экспертной системой».
Практическая работа № 5. «Организация поиска и запросов в гипертекстовых информационных системах».
Практическая работа № 6. «Анализ и оценивание предметной области на предпроектной стадии создания информационных систем».
Практическая работа № 7. «Оформление документации при проектировании автоматизированных информационных систем»
Практическая работа № 8. «Графическое и логическое проектирование (с использованием пакета Microsoft).
Практическая работа № 9. «Изучение работы АИС разработки правового законодательства Консультант Плюс».
Практическая работа № 10. «Построение АИС небольшой фирмы».
Введение
Практические работы направлены на формирование практических умений необходимых при освоении учебной дисциплины (профессиональных модулей):
— профессиональных (выполнять определенные действия, операции, предписания, необходимые в последующем в профессиональной деятельности);
— выполнение различного рода заданий, по сбору, анализу информации, модификации модулей информационной системы, тестированию, составлению отчетной документауии.
В процессе практического занятия студенты выполняют одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Содержанием практических работ является выполнение различного рода заданий, в том числе профессиональных(), работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками и др.
Состав заданий для практического занятия спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
Выполнению практических работ предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации работы студентов на практических работах могут быть: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации работ все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации работ одна и та же работа выполняется микрогруппами по 2-5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Практическая работа № 1
ВЫДЕЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться определять компоненты информационной системы.
Для выполнения работы необходимо знать структуру информационных систем; необходимо уметь выделять компоненты информационной системы
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Информационной системой (ИС) называется программно-аппаратный комплекс, функционирование которого состоит в надежном хранении информации в памяти компьютера, выполнении специфических для конкретной предметной области преобразований информации и вычислений, предоставлении пользователю удобного и легко осваемого интерфейса.
Области применения информационных приложений разнообразны: страхование, транспорт, образование и т. д. Трудно найти область деловой активности, в которой сегодня можно было бы обойтись без использования информационных систем. И конечно, в зависимости от конкретной области применения информационные системы очень сильно различаются по своим функциям, архитектуре, реализации. Но можно выделить два свойства, которые являются общими для всех информационных систем:
Любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Среда — совокупность ресурсов, предоставляемых в распоряжение пользователя системы. Среда должна обеспечить уровень надежности хранения и эффективность доступа, соответствующие области применения ИС.
ИС ориентируются на конечного пользователя, например, бухгалтера. Такие пользователи могут быть очень далеки от мира компьютеров. Для них персональный компьютер — всего лишь орудие собственной профессиональной деятельности. Поэтому ИС обязана обладать простым, удобным, легко усваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-то лишние действия. Обычно этот интерфейс является графическим: с меню, кнопками, подсказками и т. п.
Для функционирования ИС необходимы следующие основные компоненты :
база данных (БД);
схема базы данных;
система управления базой данных (СУБД);
приложения;
пользователи;
технические средства.
Рассмотрим кратко каждый из этих компонентов . Начнем с базы данных. Существует немало определений этого понятия. Вот нестрогое определение БД, которое Крис Дейт (С. J. Date), один из главных экспертов в области баз данных, дает в начале своего учебного курса: «Базу данных можно рассматривать как подобие электронной картотеки, то есть хранилище для некоторого набора занесенных в компьютер файлов данных».
Тогда получается, что база данных — это просто колоссальный набор данных? Да, многие люди так и думают. Но файл может содержать довольно большое количество данных и не быть базой данных. Важным свойством БД является то, что база данных может себя описать. Можно сказать, что БД обязательно содержит — данные и метаданные. Данные — это данные пользователя или предприятия, использующего систему, и связанные с его деятельностью. Например, данные о продукции, счетах, коровах. Метаданные — это данные о данных или схема базы данных, которая описывает структуру обычных данных и дает о них фундаментальную информацию. Обычно мы не видим эту схему, потому что она спрятана от нас программными средствами.
Пользователей можно разделить на три большие группы: (1) прикладные программисты, (3) пользователи, (3) администраторы.
Прикладные программисты — отвечают за написание бизнес-приложений, использующих базу данных (например, приложения по автоматизации бухгалтерского учета, маркетинга). Приложения выполняют над данными стандартные операции: выборку существующей информации, вставку новой информации, удаление или обновление существующей информации. Все эти функции выполняются через соответствующий запрос к СУБД.
Конечные пользователи (например, менеджер, бухгалтер) — работают с информационной системой непосредственно через рабочую станцию или терминал. Пользователь получает доступ к БД, используя одно из приложений.
В связи с тем, что данные одна из главных ценностей предприятия, администратор данных должен разбираться в данных и понимать нужды предприятия по отношению к данным на уровне управления высшего руководства предприятия. В его обязанности входят: принимать решения, какие данные необходимо вносить в БД, обеспечивать поддержание порядка при использовании их после занесения в базу данных.
Техническим специалистом, ответственным за реализацию решений администратора данных, является администратор БД. Его работа заключается в создании самой БД и техническом контроле, необходимом для осуществления решений администратора данных.
Между собственно БД (т. е. данными) и пользователями располагается уровень программного обеспечения — система управления базой данных. Все запросы пользователей на доступ к БД обрабатываются СУБД.
СУБД важный, но не единственный компонент программного обеспечения ИС. Среди других — упомянутые выше бизнес-приложения, утилиты, CASE-средства, генераторы отчетов и форм и т.д.
Технические средства информационных систем могут включать:
средства вычислительной техники (серверное оборудование, рабочие станции, принтеры и т.д.),
локальные вычислительные сети,
копировально-множительную аппаратуру,
средства связи (учрежденческие АТС, каналы связи и канальное оборудование, телефоны, факсимильные аппараты, мобильные средства связи).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Рассмотреть компоненты информационной системы:
база данных (БД);
схема базы данных;
система управления базой данных (СУБД);
приложения;
пользователи;
технические средства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что вы понимаете под компонентами информационной системы?
Какие компоненты содержит информационная система?
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник
ЯСЕНЕВ В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
Практическая работа № 2.
Работа с фактографическими информационными системами в СУБД
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться работать с фактографическими информационными системами в СУБД с помощью.
Для выполнения работы необходимо знать структуру информационных систем, основы языка SQL; необходимо уметь создавать СУБД и работать с ними.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: ПК, ПО Windows, СУБД MS Access, проектор, методические указания для выполнения практической работы.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Фактографические АИС накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров структурных элементов или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию и т. д., отделенному (вычлененному) от всех прочих сведений и фактов. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики сведений для объектов данной предметной области. К примеру, фактографическая АИС, накапливающая сведения по лицам, каждому конкретному лицу в базе данных ставит в соответствие запись, состоящую из определенного набора таких реквизитов, как фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, образование и т. д. Комплектование информационной базы в фактографических АИС включает, как правило, обязательный процесс структуризации входной информации из документального источника. Структуризация при этом осуществляется через определение (выделение, вычленение) экземпляров информационных объектов определенного типа, информация о которых имеется в документе, и заполнение их реквизитов.
Фактографические АИС управляются средствами языка SQL
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Разобрать и выполнить запросы на основе предложенной фактографической АИС (СУБД). В отчет поместить текст запроса, его назначение и подробный комментарий к каждому предложению SQL.
Создать новый запрос в режиме конструктора.
Переключиться в режим SQL (меню Вид/режим SQL) и отредактировать запрос.
Выполнить запрос, проанализировать результат и записать для отчета.
SELECT * FROM Продукты – выбор всех полей таблицы Продукты
SELECT Продукт, ЕдИзмFROM Продукты; – выбор полей Продукт, ЕдИзм таблицы Продукты
SELECT Продукт AS [Наименование продукта], ЕдИзм AS [Единица измерения]
FROM Продукты; - изменение заголовков столбцов таблицы
(Продукт меняется на Наименование продукта и т.п.)
Ключевое слово WHERE в синтаксисе инструкции SELECT позволяет указывать определенные типы записей, которые должны попадать в набор.
Например:
SELECT Продукт AS [Наименование продукта], ЕдИзм AS [Единица измерения]
FROM Продукты
WHERE ЕдИзм = "л"; - выбор продуктов , где поле ЕдИзм = "л"
В области слова WHERE можно располагать сложное условное выражение с использованием знаков логических операций и функций.
Например:
SELECT НаимТовара as [Наименование товара], Цена1 as [Цена закупочная]
FROM Товары WHERE Цена1 > 50 AND Цена1 < 200;
- выбор полей НаимТовара и Цена1 из таблицы Товары, где Цена1 > 50 и Цена1 < 200;
Оператор IS NULL позволяет найти в таблице записи, в полях которых не указаны данные, например:
SELECT НаимТовара AS [Наименование товара], Цена1 AS [Цена закупочная]
FROM Товары
WHERE Цена2 IS NULL OR Цена1 < 50;
Оператор BETWEEN позволяет указать диапазон, в котором находятся данные некоторого поля, например:
SELECT НаимТовара as [Наименование товара], Цена1 as [Цена закупочная]
FROM Товары
WHERE Цена1 BETWEEN 42 AND 120;
Оператор IN позволяет указать список, в котором находятся данные некоторого поля, например:
SELECT НаимТовара as [Наименование товара], Цена1 as [Цена закупочная]
FROM Товары
WHERE Цена1 IN (42, 105,750)
В SQL-инструкции можно также использовать оператор LIKE,
например инструкция:
SELECT НаимТовара as [Наименование товара],Цена1 as [Цена закупочная]
FROM Товары
WHERE НаимТовара LIKE "(VCD)*";
Оператор LIKE можно использовать для контекстного поиска, например, если пользователь введет текстовую строку, содержащую часть наименования товара, то эту строку легко использовать в виде шаблона. Следующая инструкция выполняет поиск записей, в которых наименование содержит в качестве подстроки строку "мишень":
SELECT НаимТовара as [Наименование товара], Цена1 as [Цена закупочная]
FROM Товары
WHERE НаимТовара LIKE "*мишень*";
Оператор NOT, который инвертирует логическое выражение, может использоваться с операторами IS NULL, BETWEEN, IN, LIKE. При этом, практически, речь идет об операторах IS NOT NULL, NOT BETWEEN, NOT IN и NOT LIKE, например, как в следующих четырех инструкциях:
SELECT НаимТовара AS [Наименование товара], Цена! AS [Цена закупочная]
FROM Товары
WHERE Цена2 IS NOT NULL OR Цена1 < 50;
SELECT НаимТовара as [Наименование товара], Цена1 as [Цена закупочная]
FROM Товары
WHERE Цена1 NOT BETWEEN 42 AND 120;
SELECT НаименованиеТовара as [Наименование товара], Цена! as [Цена закупочная]
FROM Товары
WHERE Цена1 NOT IN (42, 105,750);
SELECT НаимТовара as [Наименование товара], Цена1 as [Цена закупочная]
FROM Товары
WHERE НаимТовара NOT LIKE "(VCD)*";
Результирующие данные запроса можно форматировать с использованием, например, функции Format. В следующем запросе данные форматируются при помощи строки "### ##0.00$":
SELECT НаимТовара as [Наименование товара],
Format(Цена1*1.2,"### ##0.00р") as [Цена оптовая]
FROM Товары
WHERE Цена1 < 100
Для форматирования выводимых в запросе данных можно использовать функции преобразования строк. Например, в следующем запросе наименования товаров выводятся символами верхнего регистра, поскольку здесь используется функция StrConv:
SELECT StrConv(Продукт,1) AS [Наименование продукта], ЕдИзм AS [Единица измерения]
FROM Продукты;
Выбор данных из более чем одной таблицы
Рассмотрим задачу выбора из базы данных товаров некоторого склада. Перед тем как рассмотреть использование слова WHERE для связи таблиц, заметим, что в инструкции SELECT можно перед именем поля указывать имя таблицы, которое отделяется от имени поля точкой.
Например:
SELECT Продукты.Продукт AS [Наименование продукта], Продукты.ЕдИзм AS [Единица измерения]
FROM Продукты;
Следующая инструкция позволяет получить наименования (из таблицы Продукты) и количества (из таблицы Продажи) продуктов
SELECT Продукты.Продукт AS [Наименование продукта], Продажи.Количество AS [Количество]
FROM Продукты, Продажи
WHERE Продукты.КодПрод = Продажи.КодПрод;
Следующая инструкция позволяет получить наименования и количества только для тех продуктов, которые проданы после заданной даты
SELECT Продукты.Продукт AS [Наименование продукта], Продажи.Количество AS [Количество]
FROM Продукты, Продажи
WHERE Продажи.ДатаПродажи > #3/25/2003# AND Продукты.КодПрод = Продажи.КодПрод;
Отчет по практической работе должен содержать:
цель работы,
ответы на вопросы теоретической части,
перечень выполненных задач (текст запроса, его назначение и подробный комментарий к каждому предложению SQL).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Дайте определение Фактографической АИС.
Для чего служат фактографические информационные системы?
Объясните синтаксис запроса на языке SQL.
Какие операторы языка SQL использовались в лабораторной работе?
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник
ЯСЕНЕВ В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
Практическая работа № 3
Организация поиска и запроса в документальных информационных системах
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться организовывать поиск в документальных информационных системах.
Для выполнения работы необходимо знать структуру информационных систем; необходимо уметь производить поиск в документальных информационных системах.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: ПК, ПО Windows, Opera, проектор, методические указания для выполнения практической работы.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Документальными называют информационно-поисковые системы (ИПС) – системы, предназначенные для отыскания в множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме или содержат необходимые сведения.
Цель системы, как правило, выдать в ответ на запрос пользователя список документов или объектов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям.
Документальные информационные системы - предназначены для поиска неструктурированной информации, находящейся в текстовых (книги, статьи, рефераты, приказы и т.д.) или графических документах. Яркий пример – поисковики в Интернет
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Включить компьютер.
Запустить браузер Opera.
Войти в систему Яndex.
Ввести доменное имя: www.yandex.ruВ режиме поиск найти системы по ключевому слову «поисковые системы» или «поисковые машины».
Получаем информацию.
От задания запроса в поисковой системе Яndex зависит ответ.
Так на запрос «спин электрона» был получен результат поиска: страниц – 2275, серверов 116.
Узнать сколько ответов выдасть система Яndex на следующие запросы «спин и электрон», «спин», «спин электрон*», «спин или электрон», «спин электронов».
(В некоторых поисковых системах рекомендуется употреблять символ «*», который заменяет любое количество знаков после слова, при этом можно записать в запросе.)
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Какая система называется документальной?
Как данная система функционирует?
Как зависит ответ системы от запроса?
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник
ЯСЕНЕВ В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
Практическая работа № 4
Работа с экспертной системой
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться работать с экспертной системой,
Для выполнения работы необходимо знать структуру информационных систем; необходимо уметь
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: ПК с установленным ПО, проектор, методические указания для выполнения практической работы.ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Экспертные системы - это яркое и быстро прогрессирующее направление в области искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект – самое молодое научное направление. Появление его было подготовлено развитием мощности вычислительных машин.
Экспертная система - это набор программ или программное обеспечение, которое выполняет функции эксперта при решении какой-либо задачи в области его компетенции. Экспертная система, как и эксперт-человек, в процессе своей работы оперирует со знаниями. Знания о предметной области, необходимые для работы экспертных систем, определённым образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний, которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы.
Наряду с традиционными тестовыми работами в бумажном варианте мною используется и программа для компьютерного тестирования My Test.

Что это за программа?
MyTest X - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов.
MyTest X это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры.
Имеется возможность использовать несколько вариантов вопроса задания, удобно создавать выборку заданий для учащихся, перемешивать задания и варианты ответов. Это значительно уменьшает возможность списывания при прохождении одного и того же теста несколькими тестируемыми или повторном прохождении теста.
В MyTest X можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Инструкция в файлеРаздел «Модуль тестирования»
Открытие тестов
Начало тестирования
Прохождение теста
Настройка модуля тестирования
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Какие способы открытия тестов вы знаете?
В каких трех режимах может находиться модуль тестирования?
Какой командой необходимо воспользоваться для начала прохождения теста?
Как добавить задания из другого теста?
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник
ЯСЕНЕВ В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
Практическая работа № 5
Организация поиска и запросов в гипертекстовых информационных системах
Создание гипертекстового документа
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться создавать гипертекстовый документ.
Для выполнения работы необходимо знать структуру информационных систем; необходимо уметь работать в MS Office.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: ПК с установленным ПО, проектор, методические указания для выполнения практической работы.ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Под гипертекстовым документом понимают документ, содержащий так называемые ссылки на другой документ.
Гипертекст - это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными компонентами.
Гиперссылка – это цветной подчеркнутый текст или графический объект, по щелчку которого выполняется переход к файлу, фрагменту файла или странице HTML в интрасети или Интернете.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
В файле
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Понятие гиперссылки, гипертекстового документа.
Алгоритм создания гипертекстового документа.
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник
ЯСЕНЕВ В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
Практическая работа № 6.
Анализ и оценивание предметной области на предпроектной стадии создания информационных систем
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться проводить анализ и оценивание предметной области на предпроектной стадии создания информационных систем
Для выполнения работы необходимо знать оценку и управление качеством ис; необходимо уметь использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания ис.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Предметная область, область объектов, универсум рассуждения, универсум рассмотрения, или просто универсум, класс (множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста. Под контекстом здесь может пониматься отдельное рассуждение или выражающая его фраза, или совокупность фраз, фрагмент научной теории или теория в целом. Например, в теории чисел П. о. служит натуральный ряд (множество целых неотрицательных чисел), в математическом анализе — множество действительных чисел, в ботанике — множество всех растений (точнее, растительных видов), а в исчислении предикатов или логике классов — любая фиксированная непустая область. П. о., называется также универсальным множеством, противопоставляется в логике и теории множеств т. н. пустому множеству (классу, области), не содержащему ни одного предмета рассматриваемого вида и являющемуся её дополнением. Общепринятое представление о П. о. именно как о фиксированной области объекта (согласно которому, например, в теории чисел дополнением к множеству чётных чисел служит множество нечётных чисел, а вовсе не "множество всех мыслимых объектов, не являющихся чётными числами", в каковое должен был бы входить, например, и данный экземпляр энциклопедии, и вообще "всё на свете", кроме чётных чисел) идёт от Дж. Венна; оно сменило господствовавшую до того (исходившую от Г. Фреге) концепцию "универсальной" П. о., приводящую к парадоксам.
Составные части (стадии) инвестиционного цикла
Предпроектная стадия
После решения о целесообразности того или иного строительства (возникновения так называемых "инвестиционных намерений") нельзя сразу же приступать к проектированию и тем более строительству намеченных объектов. Необходимо решить множество вопросов общего характера, связанных с уточнением целесообразности намечаемого строительства, выбором его места, определением источников финансирования и т.д. Решение таких вопросов обычно объединяется в самостоятельный этап, именуемый "предпроектной стадией" или "инвестиционной подготовкой".
Принимаемые на этой стадии решения должны согласовываться с долгосрочными планами - генеральным планом развития города или сельского района, целевыми программами. Природоохранные объекты должны проектироваться с учетом новейших достижений науки, поэтому заказчику на этой стадии целесообразно установить контакты с соответствующими научными учреждениями, решить организационные вопросы "научного сопровождения".
Предпроектное обследование:
1-й этап – сбор материалов для проектирования – формирование требований, изучение объекта проектирования разработка и выбор варианта концепции системы;
2-й этап – анализ материалов и формирование документации – создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе анализа материалов обследования, собранных на первом этапе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
В файлеКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Под предметной областью понимают - …
Какие этапы имеет предпроектное исследование и в чем их суть?
Перечислите задали, которые должна решать проектируемая информационная система «Приемная комиссия».
Какие информационные процессы происходят на различных этапах приемной кампании в вузе?'
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник
ЯСЕНЕВ В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информатика и ИКТ, 11
Практическая работа № 7. «Оформление документации при проектировании автоматизированных информационных систем»
Практическая работа № 8
Графическое и логическое проектирование (с использованием пакета Microsoft).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться производить графическое и логическое проектирование ис.
Для выполнения работы необходимо знать структуру ис; необходимо уметь разрабатывать логическую и графическую структуру БД .ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: ПК с установленным ПО, проектор, методические указания для выполнения практической работы.ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Вы любите смотреть картины? Я - да. Меня всегда поражало, как можно на одном холсте изобразить смыслы мироздания? Говорят, что на это способны только гении. Может быть. Способности человека безграничны.
Практика показала, что рисование в проектировании далеко не самое последнее умение, которое не плохо бы было развить. Уметь вложить текст в схему, диаграмму, образ - это значит сделать проект простым и понятным каждому. Мы все с вами, легче усваиваем какие-то понятия через образы, иносказания, притчи, сказки. В нас это воспитывают с детства. И может это каждый. Важно только представить весь проект сразу. Увидеть как он работает, чем он наполнен и что произойдет в конце.
Главная задача графического проектирования - это переосмыслить свой проект через образы, сделать его технологичным и простым для восприятия, а значит для продвижения и реализации.
Первый штрих. Надо представить проект целиком. Иногда, это происходит после того, как вы уже написали текстовый вариант, иногда до. Это особенности личности. В графическом проектировании, желателен написанный вариант. Хотя, все зависит от контекста использования технологии.
Второй штрих. Ищем образ. Или рисуем схему. Или делаем коллаж. Или создаем модель 3D, фильм. Не важно что. Здесь нет границ. Сам процесс рисования позволяет отвлечься от букв и перейти к образному мышлению. Часто такой процесс приводит к корректировке проекта, пересмотрению его технологических составляющих. На этом этапе мы используем методы латерального мышления - метод ассоциаций, разбиения на части, технологию мозгового штурма. Это помогает быстрее найти решение поставленной задачи.
Третий штрих. Презентуем полученный продукт. Это может проходить в виде вернисажа, выставки инновационных технологий, конкурса моделей проектов с привлечением экспертного жюри. Это уже поле для творчества тренерской команды.
При создании ИС должны быть выполнены действия по изучению деятельности предприятия. Вначале производится сбор информации о предприятии, его целях и задачах, структуре и финансово-хозяйственной деятельности. Также изучаются внешние процессы, взаимодействующие с предприятием, и среда, в которой предприятие осуществляет свою деятельность. В целом, до момента непосредственного проектирования ИС, должно быть получено комплексное описание предприятия и его бизнеса.
На первом этапе необходимо полностью описать предметную область, в которой функционирует предприятие, определить его бизнес-правила, а также создать организационную схему предприятия, которая должна содержать:
– уровень руководства (верхний уровень схемы);
– уровень подразделений предприятия (средний уровень);
– нижний уровень, на котором детализируется структура подразделений предприятия (перечень должностей в подразделении, численный состав сотрудников каждой должности).
Подразделения и должности на схеме изображаются в виде прямоугольников с названием подразделения (должности) внутри. Связи между подразделениями должны отражать отношения административной подчиненности подразделений. Описание перечня обязанностей каждой должности приводится на естественном языке.
Пример. Книжный магазин занимается продажей художественной литературы. В торговом зале книги располагаются на стеллажах, каждый из которых имеет свой номер и тематику. Любой клиент может обратиться к продавцу-консультанту, получить подробную информацию о книгах, имеющихся в магазине, их цене и заказать интересующие его книги, которых нет в наличии. В торговом зале имеется касса, где осуществляется непосредственная продажа книг. Книги, которые не выставляются в торговый зал, хранятся на складе. Заместитель директора работает с книжными издательствами по поставкам партий книг, которые водитель доставляет на склад, а также занимается координацией действий между торговым залом и складом. Отдел бухгалтерии осуществляет бухгалтерский и кадровый учет. За чистотой на складе и в торговом зале следит уборщик. Директор руководит всей работой в магазине (рис. 1.1).

этап 2. создание функциональной модели
На данном этапе необходимо создать функциональную схему предприятия, которая должна отражать:
– взаимодействие предприятия с внешней средой (партнеры, клиенты, поставщики сырья и материалов, налоговые органы и т. д.);
– превращение полученных извне ресурсов в продукцию предприятия;
– взаимодействие отделов предприятия в ходе производственной деятельности.
Блоками на схеме выделяются организации, отделы и сотрудники. Функциональные связи и товарно-денежные потоки между блоками отображаются стрелками. Видом и толщиной стрелок можно выделять различные типы и интенсивность связи. Стрелка должна содержать пояснение на схеме или в условных обозначениях схемы. Схему должно сопровождать ее полное описание на естественном языке.
Пример. Клиент делает заявку на приобретение книги. Данная книга, при ее непосредственном наличии в торговом зале, продается клиенту. Если книга, которую хочет приобрести клиент, в данный момент отсутствует в магазине, то оформляется на нее заказ. В конце рабочего дня кассиром в бухгалтерию сдается кассовый отчет, который является основанием на списание с магазина проданных книг. Заместитель директора, анализируя текущее состояние склада и заказы клиентов, составляет общий заказ издательству-поставщику на приобретение партии книг, которые поступают на склад. Заведующий складом оприходует очередную партию, после чего один экземпляр отдается в торговый зал, а остальные хранятся на складе до тех пор, пока не будет продан экземпляр в торговом зале. Бухгалтерия формирует налоговую и статистическую отчетность согласно действующему законодательству (рис. 2.1).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Создать организационную модель магазина продуктов.
Создать функциональную модель магазина.(по примерам из
Какие действия должны быть выполнены при изучении предприятия?
Что из себя представляет организационная модель предприятия?
Что из себя представляет функциональная модель предприятия?
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник
ЯСЕНЕВ В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
Практическая работа № 9.
Изучение работы АИС разработки правового законодательства Консультант Плюс
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться работать с АИС правового законодательства Консультант Плюс
Для выполнения работы необходимо знать структуру информационных систем; необходимо уметь работать с информационными системами.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
ПК с установленным ПО, проектор, методические указания для выполнения практической работы.ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
КонсультантПлюс — самая распространенная компьютерная справочно-правовая система в России среди коммерческих СПС, по исследованию ВЦИОМ 2013 г. Разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» и содержит около 50 млн документов, по состоянию на март 2014 г.
Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учеными, студентами юридических и экономических вузов.
Распространяется через сеть региональных информационных центров (РИЦ), состоящую из 300 центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.
Состав системы
Информация, включённая в систему, структурирована по разделам[2]; в настоящее время в СПС КонсультантПлюс представлены следующие разделы:
законодательство;
судебная практика;
финансовые и кадровые консультации;
консультации для бюджетных организаций;
комментарии законодательства;
формы документов;
проекты нормативных правовых актов;
международные правовые акты;
правовые акты по здравоохранению;
технические нормы и правила.
Каждый раздел делится на информационные банки. Кроме того, отдельно представлены справочная информация для специалистов, новости и обзоры законодательства, онлайн-сервисы (доступ к архивам судебных решений, сервис «Конструктор договоров»).
Специалисты могут подобрать комплекты системы в зависимости от того, какая информация им необходима для работы. Существуют специализированные системы КонсультантПлюс для бухгалтера, кадровика, юриста, работников бюджетных, строительных, медицинских организаций, для малого бизнеса.
Виды информации в системе[править | править исходный текст]
В СПС КонсультантПлюс включаются документы следующих видов:
нормативные правовые акты РФ, законодательство 83 субъектов, основные международные правовые акты и законодательство СССР, проекты законов и нормативных правовых актов;
комментарии законодательства;
финансовые, кадровые, юридические консультации;
комментарии законодательства;
• Путеводители КонсультантПлюс - аналитические материалы, разработанные КонсультантПлюс, с пошаговыми инструкциями, анализом спорных ситуаций и судебной практики; примерами и образцами заполнения форм документов;
книги и статьи из периодической печати и сборников, около 120 изданий бухгалтерской и кадровой прессы и 80 изданий юридической направленности;
схемы корреспонденции счетов;
формы документов, как официально утверждённые, так и примерные;
справочная информация (календарь бухгалтера, курсы валют, размер ставки рефинансирования и т. п.);
аналитические обзоры (правовые новости, судебная реформа, закон о контрактной системе в сфере госзакупок, изменения налогового законодательства и др.).
Отдельно в КонсультантПлюс представлен сервис «Конструктор договоров» - для создания и проверки договоров. Инструмент помогает составлять наиболее популярные договоры (поставки, подряда, возмездного оказания услуг, аренды нежилого помещения и другие), предлагает грамотные формулировки условий (возможны различные комбинации), предупреждает о рисках и дает рекомендации по их снижению. С помощью сервиса также можно провести экспертизу уже готовых договоров, например, от контрагента. «Конструктор договоров» регулярно обновляется.
Поиск информации в системе
В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. Основные инструменты поиска в системе – Быстрый поиск (работает по аналогии с поисковой строкой в интернет-поисковиках), Карточка поиска (возможен расширенный поиск по реквизитам), Правовой навигатор (поиск по ключевым словам). Поиск в СПС адаптирован под поиск именно правовой информации и учитывает профессиональную лексику (например, упрощенка) и распространенные сокращения (НДФЛ, ККТ). К основным поисковым инструментам и к наиболее востребованной информации доступ реализован прямо из Стартового окна системы. Поиск в самом документе можно осуществлять по оглавлению или по тексту. Важная информация к документу размещена на правой панели рядом с текстом. Вся информация представлена удобно и наглядно:
всегда ясно, действует документ или нет;
к каждому абзацу/статье подобраны разъясняющие материалы, к которым можно перейти по кнопке i на полях;
есть примечания об особенностях применения документа;
по ссылкам можно перейти в упоминаемые документы;
переход к Путеводителям КонсультантПлюс позволяет получить подробные разъяснения по вопросу;
можно быстро получить и сравнить редакции документа.
Все документы из КонсультантПлюс можно сохранять, копировать, печатать, отправлять по электронной почте, делать закладки в текстах.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Видео 1Видео 2КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что представляет из себя АИС правового законодательства Консультант Плюс?
Чем АИС правового законодательства Консультант Плюс удобна?
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник
ЯСЕНЕВ В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
Практическая работа № 10.
Построение АИС небольшой фирмы
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться создавать автоматизированную информационную систему.
Для выполнения работы необходимо знать методы проектирования информационной системы, технологии проектирования ис; необходимо уметь выделять жизненные циклы проектирования ис.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: ПК с установленным ПО, проектор, методические указания для выполнения практической работы.ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
TDBGrid находиться на вкладке DataControls, предназначен для отображения данных БД в нашей программе (приложении)
TDataSource находится на вкладке Data Access, предназначен для связи нашей сетки отображения данных, с самой БД
TADOConnection находится на вкладке ADO, предназначен для подключения нашей БД по определенному провайдеру
TADOQuery находится также на вкладке ADO, предназначен для получение нужных результатов из нашей БД.
DBGrid и DBEdit находится во вкладке DataControlsПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Инструкция (в файле)
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник
ЯСЕНЕВ В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007.
А. Сотников. КонсультантПлюс: основные документы — мобильный правовой справочник // iGuides.ru – Новости и обзоры гаджетов, приложений и аксессуаров. – 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iguides.ru/main/apps/Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов – ЗАО «КонсультантПлюс – Новые технологии», 2009, 256 страниц, ISBN 978-5-903288-03-8