Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Мир оригами»


Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей
дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда»

Рабочая программа краткосрочного курса
внеурочной деятельности
по направлению «Художественно-эстетическое образование»
«Мир оригами»
Сапронова Жанна Ивановна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. ГубахаПояснительная записка
Актуальность
С введением ФГОС НОО ставится вопрос об индивидуализации образования и успешной социализации обучающихся в современном обществе. Современное образование может способствовать этому через создание условий для творческой самореализации личности воспитанника посредством введения программы краткосрочного курса внеурочной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое образование «Мир оригами».
Данный курс расширяет представление о технологии, используя метапредметную связь с предметами художественно - эстетического цикла, введению дополнительных методов и приёмов. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у воспитанников пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.
Всё это благотворно влияет на художественно-эстетическое образование детей и способствует реализации цели ФГОС НОО: оптимальному общему развитию каждого ребенка, а также дает им возможность совершенствоваться по технологии, литературе, изобразительному искусству.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа рассчитана и адаптирована для обучающихся начальных классов. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Цель: создание условий для повышения уровня компетентности обучающихся посредством свободного выбора ими краткосрочного курса путём овладения искусством «оригами».
Задачи:
развивать познавательный интерес обучающихся;
формировать компетентность воспитанников;
научить делать поделки – значить уметь моделировать;
1. Общие сведения
1. Направление работы, в рамках которого реализуется программа – развитие понимания и мышления, метапредметных умений, познавательного интереса и познавательной активности.
Категория учащихся - 1–4 классы.
Количество часов – 8, из них:
теоретическая часть – 1 час;
практическая работа – 4 часа;
самостоятельная работа – 2 часа.
Наличие программы в УП школы/в плане внеурочной деятельности – программа реализуется в плане внеурочной деятельности.
Организационные условия реализации программы:
время проведения – в течение триместра;
режим проведения – 1 час в неделю;
- место реализации программы – МАОУ прогимназия « Надежда».
2. Ожидаемые результаты реализации программы
Результат УУД Критерии и показатели результативности программы
Конструирование Личностные:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
Метапредметныепознавательные:
соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
соблюдать правила организации рабочего места.
соблюдать правила бережного использования бумаги.
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников.
научатся различным приемам работы с бумагой.
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
регулятивные
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.
способность использовать приобретённые умения и навыки в других видах познавательной деятельности и оценивать свою деятельность
коммуникативные:
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
работать в парах и рабочих группах;
100% учащихся научатся выполнять конструирование фигур по образцу;
80% учащихся научатся конструировать фигуры среднего уровня сложности (конструирование фигур необычной формы);
50% учащихся научатся находить три и более способа конструирования фигур;
100% учащихся создадут индивидуальный или групповой образовательный продукт.
3.Оценка результатов
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы, подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус). Продуктом деятельности станет творческая работа. Критериями оценки будут являться:
четкая линия сгиба
наличие узнаваемости
соответствие по образцу
Ожидаемый образовательный результат: конструирование (умение изготовить изделие в технике «Оригами» )4. Механизмы достижения результатов
Описание замысла программы
Орига́ми (японского 折り紙 «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Оригами не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечет за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение.
Занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления. Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания, развивает творческие способности. Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.
Совместное изготовление бумажных фигурок приносит радость учителю и детям, способствует лучшему взаимопониманию и миру в семье. Чтобы научиться складывать и самому придумывать фигурки, нужно:
выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
овладеть основными приемами складывания;
знать базовые формы и уметь их складывать на память;
цветная бумага, ножницы, клей.
Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны для детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.
Задания для учащихся усложняются при переходе от занятия к занятию. В конце любого занятия каждый ученик может определить результат своей деятельности по критериям, которые задает учитель, и получить накопительные жетоны определённого цвета (зелёный – высокий уровень, жёлтый – средний уровень, красный – низкий уровень).
5.Содержание программы

п/пНазвание темы ЧасыСпособы деятельности педагога Учащихся Объект оценивания
1. Введение. Презентация «Японское искусство» 1 Знакомит учащихся с историей оригами, техникой складывания и системой оценки.
Формулирует учебную задачу по шаговому конструированию поделок. Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу 2. Инструктаж по ТБ с ножницами.
Мир оригами
«Голубь - мира» 1 Проводит инструктаж работы с ножницами.
Рассказывает историю о голубе – мира.
Показывает алгоритм складывания голубя.
Комментирует все этапы складывания. Понимание необходимости соблюдения правил безопасности работы с ножницами.
Складывают шаг за шагом, сверяя получившийся результат с рисунком модели. Четкая линия сгиба,
наличие узнаваемости,
соответствие по образцу.
3. «Журавлик» 1 Презентация
японская девочка Садако Сасаки.
Показ складывания журавлика Работа в паре.
Складывают по шаговому образцу поделки 4. Семейка домашних животных «Кот» 1 Показывает несколько видов складывания кота. Самостоятельное планирование и организации собственной деятельности. Стремление к достижению положительного результата в практической деятельности. 5. «Цветы» 2 Знакомит с основными техниками складывания – это комбинации складывания. Учатся выравнивать стороны и углы между сгибами и находят изменения в зависимости от конкретной модели.
Самостоятельная работа по образцу. 6. «Транспорт» 1 Показывает расширенные техники складывания. Выполняют комбинации приемов складывания, при этом используют ловкость пальцев. 7. Коллективная работа «Искусство оригами» 1 Направляет, контролирует. Работа в группах
Планируют работу и выполняют тщательно и делают все точно и правильно. Материалы, необходимые для реализации программы:
Дидактические:
Образцы фигур для конструирования.
Дидактический материал с формулировкой задач для самостоятельной работы.
Презентация для проведения занятий.
Ресурсное обеспечение:
Для учителя: Компьютер, проектор, экран.
Для учащихся: Цветная и белая бумага, калька, ножницы, линейка, гладилка, клей.
7. Список литературы:
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005
2. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
3. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
4. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
5. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]:
/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
6. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: / С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
7.сайты: "Origami.ru