Презентация к выступлению на педсовете « Деятельностная организация учебно-воспитательного процесса, как модель адаптивной школы основного общего образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1 г. Завитинска. 2016 год Составитель: В.Г. Богданова, учитель математики. План заседания педагогического совета 1.Вступительное слово. Директор школы …2 Системно - деятельностная организация учебно-воспитательного процесса, как модель адаптивной школы основного общего образования». Богданова В.Г, заместитель директора по УВР. а) «Модель адаптивной школы». Баланова И.И. , учитель начальных классов. б) Обучение учащихся 7-8 вида в адаптивной школе. Анчутина А.С. , Ефименко Е.А. , учителя школы ( из опыта работы).3. Итоги успеваемости обучающихся за 3 четверть.( отв. Паневина Н.Н., заместитель директора по УВР, Богданова В.Г. (УКП).4. . О подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и к промежуточной аттестации обучающихся. ( отв. Паневина Н.Н., Богданова В.Г., заместители директора школы по УВР.) Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…А. Дистервег,немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника Сущность системно - деятельностного подхода заключается в рассмотрении развития личности в деятельности и через деятельность. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Деятельностный подход –это подход к организациипроцесса обучения, в которомна первый план выходитпроблема самоопределенияученика в учебном процессе. Адаптивная школа - это и есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Это школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющую социально- педагогическую ситуацию. Это школа разноуровневая и многопрофильная, включающая весь спектр классов: от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических. Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы Метапредметные Личностные Предметные Основы системы научных знаний.Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Усвоенные межпредметные понятия и УУД.Управление своей деятельностью, самостоятельность.Речевая деятельность, навыки сотрудничества.Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д. Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов Б. Шоу Единственный путь, ведущийк знанию - это деятельность Деятельность Мотивация Пробное действие Затрудне-ние Реализация проекта Само-контроль Само-оценка Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон) Компоненты учебной деятельности Учебная задача Учебные действияДействия самоконтроля и самооценки Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: ● от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;● от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;● от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимыхжизненных задач;● от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Фундаментальные цели образования (ЮНЕСКО) научить получать знания (учить учиться)научить работать и зарабатывать (учение для труда)научить жить (учение для бытия)научить жить вместе (учение для совместной жизни) Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Условия реализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий:включение учащихся в активную мотивирующую учебную и внеурочную деятельностьинтеграция учебной и внеучебной деятельностиориентация на зону ближайшего развитиявзаимодействие учащихся друг с другом и педагогомсамостоятельная организация учащимися собственной учебной деятельностиориентация на диалоговое взаимодействиеактивная работа с различными источниками информациииспользование активных форм и методов работыорганизация рефлексиисоздание специальных ситуаций, обеспечивающих развитие УУД Формы организации познавательной деятельности учеников:включение учащихся в активную мотивирующую учебную и внеурочную деятельность игровое экспериментированиедраматизациипроблемно ориентированный диалог учебная дискуссияформулирование вопросов для получения информацииситуации выбораанализ жизненного опытарефлексивный анализрецензирование работсоставление каталогов и систематизаторовразработка алгоритмоврешение проблемных ситуацийпроектирование и моделированиеобсуждение докладоворганизация опытовподготовка презентацийвыполнение практических работИсследованиевыполнение проектов Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Технология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Информационные и коммуникативные Технология деятельностного метода Этапы урока Организующая роль учителя 1 Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. 3 Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4 Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. 5 Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8 Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9 Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Проект решения педагогического совета Информацию об основных задачах современного образования при переходе на новые образовательные стандарты принять к сведению.2. Теоретические положения и практические рекомендации по деятельностной организации учебно-воспитательного процесса, как модели адаптивной школы основного общего образования взять на вооружение и систематически использовать в образовательной деятельности. 3. Внедрять положительный опыт педагогов, реализующих на практике системно-деятельностный подход .