Технологическая карта по литературному чтению Братья Гримм Белоснежка и семь гнромов

Технологическая карта урока
ФИО учителя: Михеева Елена Васильевна
Класс: 4кл.
УМК «Перспектива»
Предмет: литературное чтение
Тема: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Тип урока: открытие нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучается в разделе «Литературная сказка», вторым в разделе.
Цель фрагмента урока: ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.

*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия

УУД


регулятивные
познавательные
коммуникативные
личностные

Предметные знания:
- определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
- определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение;
- определять отличительные особенности авторской сказки и обосновывать своё мнение;
Предметные действия:
- работать с текстом сказки;
- рассказывать алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке;
- оформлять отзыв о прочитанной сказке, используя алгоритм;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
 выполнять учебное задание в соответствии с целью;
 выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
 выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
 соотносить результат с поставленной целью.

 определять наиболее эффективные условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение;
 использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.
 формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;
 адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
  проявлять 
эмоционально-ценностное отношение к героям сказки.



Фрагмент урока

**Название
этапа урока




Задача, которая должна быть
решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)
Формы организации деятельности учащихся
Действия учителя по организации деятельности учащихся
Действия учащихся (предметные, познавательные,
регулятивные)
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
Диагностика
достижения планируемых результатов урока

1
Самоопределение в деятельности
 1. Мотивировать на изучение темы.
Стимулировать желание оформлять отзыв о сказке.
Подводящий диалог.
Ситуативное задание
Аня и Ваня получили задание оформить отзыв о прочитанной сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
Аня написала: «Сказка братьев Гримм „Белоснежка и семь гномов“. Главная героиня сказки мне понравилась, потому что она красивая и добрая, помогала гномикам вести хозяйство, никогда не ругалась и заботилась о лесных зверях и птицах».
Ваня написал: «Главная мысль сказки братьев Гримм „Белоснежка и семь гномов“  только добрый, трудолюбивый человек достоин счастья. Эта сказка учит не завидовать людям, быть добрым и трудолюбивым. Мне сказка понравилась».
Профессор Самоваров прочитал отзывы Ани и Вани о сказке «Белоснежка и семь гномов» и предложил их доработать.
- Ребята, почему профессор считает отзывы Ани и Вани незаконченными?
Школьники высказывали разные версии; дискуссия показала, что они пока не имеют определённых знаний и умений, для того чтобы убедительно представить свою позицию

- Есть ли у вас желание научиться составлять и оформлять отзыв о прочитанной сказке, чтобы помочь Ане и Ване?
Личностные умения:
 проявлять интерес к поступкам героев;  проявлять желание оформлять отзыв о прочитанной сказке, выражая свое отношение. Познавательные умения:
 определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
Коммуникативные умения:
 строить понятные для партнёра высказывания.




Достижение планируемого результата: желание продолжить образовательный уровень читательской компетенции, пополнить словарный запас, формировать навыки выборочного чтения, грамотно составлять ответы на вопросы.

Диагностические задания:
1. Напишите основные признаки волшебной сказки.
2. Определите и напишите основные черты характера Белоснежки и королевы.
3. Закончите предложение:
Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» учит

4. Выберите сказку братьев Гримм из тех, что вы уже прочитали, и оформите отзыв, используя алгоритм.


2























































Учебно – познавательная деятельность(анализ)







































·












Учить определять главных героев сказки по иллюстрации и фрагменту текста
 Проводить анализ текста сказки и оформлять результаты в таблице.
























 













Работа в паре.





















































Проведите анализ текста сказки «Белоснежка и семь гномов» и оформите результаты в таблице.
Параметры исследования
Сказка «Белоснежка
и семь гномов»

Автор, авторы
Братья Гримм

Вид сказки
Волшебная сказка

Главная мысль
Только доброта и
трудолюбие достойны
награды

Признаки волшебной сказки

Герои
Белоснежка, королева-мачеха, гномы, принц

Предметы
Зеркальце, гребень, яблоко

Превращения
Злая королева превратилась в старуху торговку, Белоснежка ожила

Особенности волшебной сказки

Главный герой
Белоснежка

Повторы событий
Три раза королева-мачеха приходила к Белоснежке, три раза гномы спасали Белоснежку

Испытания
Увели Белоснежку в лес, чтобы убить.
Королева-мачеха затягивала шнурок, расчёсывала волосы отравленным гребнем, накормила отравленным яблоком

Награда
Прекрасный принц взял Белоснежку в жёны




















Личностные умения:
 проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям сказки.
Регулятивные умения:
 выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;
  выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
 строить понятные для партнёра высказывания;
 адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.
Познавательные умения:
 определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице.
Предметные умения:  определять главных героев сказки по фрагменту текста и иллюстрации;  проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице.
Составление таблицы. Умение представить подготовленный материал.
В рассказе раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть».
Умение различать эмоциональные состояния людей.


















3. Составить и написать фразу-конструкт.
 Оформить отзыв о прочитанной сказке, используя алгоритм.

Работа в группе.
- Составьте и напишите фразу-конструктор:
Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» является ., потому что.. .
Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» является волшебной, потому что в ней есть волшебные герои (гномы), значимые предметы (зеркальце, яблоко, гребень), превращения (королева превращается в старуху, а Белоснежка оживает).
Алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке
Для того чтобы оформить отзыв о прочитанной сказке, надо:
1. Указать автора и название произведения, определить тему прочитанной сказки.
2. Определить главную мысль сказки.
3. Выразить своё отношение к героям сказки, подтверждая это их поступками.
4. Сформулировать вывод о том, чему учит эта сказка.
Например:
Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» рассказывает о принцессе Белоснежке и её приключениях. Главная мысль сказки  только доброта и трудолюбие достойны награды. Мне очень нравится главная героиня сказки Белоснежка, потому что она трудолюбивая, помогает гномам готовить, стирать, убирать постели, шить, вязать. Белоснежка  вежливая девушка. Разговаривая со старой торговкой, она называет её тётушкой. Вызывает огорчение самый отрицательный герой сказки «Белоснежка и семь гномов»  злая мачеха-королева, которая завидует красоте Белоснежки и готова её за это убить.
Сказка «Белоснежка и семь гномов» учит быть добрым, не завидовать чужой красоте и не ждать благодарности от других людей. Счастье приходит к тем, кто много трудится и заботится о других людях.

Личностные умения:
 проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;
 проявлять желание оформлять отзыв о прочитанной сказке.
Познавательные умения:
 определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
 выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;
  выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
 адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
 составлять и писать фразу-конструкт;
 оформлять отзыв о прочитанной сказке, используя алгоритм.





15