Интегральное (межпредметное) проектирование как средство управления развитием компетенций обучающихся на уроках технологии.


Интегральное (межпредметное) проектирование как средство управления развитием компетенций обучающихся на уроках технологии.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Стратегическая задача развития школьного образования, в соответствии с ФГОС, заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.
В складывающейся социальной и экономической модели государства нужны не носители определенной системы «зунов» – знаний, умений, навыков, а развитые личности, способные принимать решения, выстраивать систему действий, вносить творческий потенциал в профессиональную деятельность. Новый виток развития отечественного рынка труда отличен тенденциями усиления значения для работодателя профессионально-личностных компетенций сотрудника. От выпускников школ требуется не только качественное образование, но и целеустремленность, умение мыслить и действовать нестандартно, а также способность к постоянному обучению и повышению собственного интеллектуального уровня.
В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. На сегодняшний день возросла роль некоторых качеств личности: способность к быстрой адаптации и ориентации в окружающем мире, освоение новых профессий и областей знаний, коммуникативность, толерантность.
Впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Будущий выпускник как профессионал должен обладать стремлением к саморазвитию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможность их применения, уметь применять самостоятельные решения, разрешать проблемы и уметь работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить из них. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества – ключевые компетенции выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Понятие «Ключевые компетенции» обладает интегративной природой, объединяет знания, навыковыю и интеллектуальную составляющие образования.
Термин компетенция имеет несколько значений: круг полномочий какого-нибудь лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Второе значение этого термина применительно к образовательной области. Перспективным компетентностное обучение является потому что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.
Авторы «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» утверждают, что в понятии компетентностного заложена идеология интерпретации содержания образования формируемого от «результата», понятие «ключевые компетенции» является центральным для научно-методических оснований модернизации.
Под влиянием ситуации на рынке труда, в условиях развития общества и информатизации среды к выпускнику предъявляются современные требования. Обучаемость, т. е. желание и умение учиться, является главным механизмом успешного окончания школы, ВУЗа и трудоустройства. Авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает возврат в прошлое.
Главной целью федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения названо воспитание человека и гражданина, мотивированного на своё развитие. Человек современного мира – гражданин, который не только стремиться удовлетворить свои собственные права и интересы, но способен взять на себя ответственность, как за свою жизнь, так и в определённой степени за жизнь других. Главным принципом работы педагогов становиться не только «обучение», а обращение к внутренним силам учеников, к способности каждого преображаться под воздействием не только требований окружающего мира, реалий жизни, но и высокой цели.
Мои педагогические наблюдения на уроках технологии показали, что учащиеся умеют решать логические задачи, но не знают порою, как решить проблему, требующую таких же мыслительных действий, если она представлена по-другому. Меня заинтересовал вопрос подготовки учащихся к самостоятельной жизни, опыта творческой деятельности; опыта познания и самообразования; навыков составляющих основу таких компетенций, которые будут являться ответом образования на вызовы современного глобального непрерывно меняющегося мира.
Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и развития личности учащегося.
В условиях реформы модернизации системы образования теперь наиболее востребованы инновационные технологии. Актуальной является сегодня концепция компетентностно-ориентированного образования, которое нацеливает на результативность обучения, на развитие способности у будущих выпускников действовать самостоятельно, инициативно и продуктивно в условиях практической деятельности. Компетенции основываются на знаниях, практическом опыте, интересах и ценностных аспектах, приобретённых в процессе обучения и воспитания. Они являются показателями развития учащегося, его способности адекватно действовать в конкретной ситуации и успешно решать поставленные задачи, а так же действовать «в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического; информационного и коммуникативно-насыщенного пространства».
Образовательная технология, которая позволяет создать естественную среду для формирования у учащихся ключевых компетенций – метод проектов.
В основу моей педагогической деятельности по внедрению метода учебных проектов на уроках технологии как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся положены методологические подходы, изложенные в трудах Е.М. Пахомовой.
Проектная деятельность предпологает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетание различных видов дечтельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.
Главная цель проектов – формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Выделим некоторые из этих компетенций:
- интеллектуальная;
- ценностно-смысловая;
- творческая, основанная на развитии способностей;
- практическая;
- двигательно – техническая;
- информационная;
- компетенция личного самосовершенствования, нацеливающая на всестороннее гармоничное саморазвитие, самоактуализацию;
Компетенции основываются на знаниях, практическом опыте, интересах и ценностных аспектах, приобретённых учеником в процессе обучения и воспитания. Они являются показателем уровня его развития, способности адекватно действовать в конкретной ситуации и успешно решать поставленные задачи, а также действовать «в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникативно-насыщенного пространства».
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременного формирование определенных личностных качеств.
Проектирование - это особый творческий вид деятельности. Который нравиться школьникам, видимо, потому, что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой (И. Сазонова), являющийся наиболее прогрессивным на сегодняшний день методом обучения учащихся (Е.А. Гилева., Ю.С. Егоров). Метод проетов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса. Вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предпологает творческую направленность образования.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде (И. Чечель), способствует реальному вхождению сцбъекта в культурное и историческое пространство общества.
Технология проектного обучения – это педагогическая технология, в которой видна, самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над решением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство социума.
Метод проекто – это метод личностно- ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентитичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.
Для успешной реализации проекта необходимо соблюдать следующие условия:
Наличие социально значимой задачи, проблемы – исследовательской, информационной, практической;
Пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных;
Результатом работы над проектом (выходом проекта) должен быть продукт. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Изготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы;
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Литература:
Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А. Болотов, В.В. Сериков. М.: Педагогика, 2003.
Лобова Т.В. Дидактические основы проектирования учебного процесса: Учебное пособие/ Т.В. Лобова, А.Н. Ткачев; Министерство образования и науки РФ, Юж-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005.
Гилеева Е.А. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования. М.: «Школа»,2001.
Гзеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. – Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. – 1995. - №6. С.39-47.
Журнал «Педагогика». №5, 2011 г.
Журнал «Педагогический поиск». №3, 2011 г.