Технология педагогического общения с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей


Технология педагогического общения с родителями.
Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Можно выделить два вида общения педагога с родителями:
групповое (фронтальное) общение - подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
дифференцированное педагогическое общение — подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с двумя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т. д.).
С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может практически любой педагог.
Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.
чтобы наладить сотрудничество с семьей педагогу необходимо
обладать культурой общения;
соблюдать уважительное отношение к личности собеседника;
отказаться от форм конфликтной субкультуры;
проявлять интерес к мнению собеседника жестами, репликами, мимикой, поощрению его к высказываниям.
Но в процессе педагогического общения у воспитателя возникают трудности во взаимодействии с семьей, основными причинами могут являться:
повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте, неумение воспитателей принять точку зрения родителей. критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к семье в целом и каждому ее члену.
Эти причины способствуют возникновению сложных ситуаций в практике общения воспитателя с родителями.
Сложные ситуации относятся к ряду явлений, решение которых нельзя отложить на какое-то время, поскольку от характера взаимоотношений педагога с семьей зависит эффективность воспитательно-образовательной работы с ребенком
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому воспитатели с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.
Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции "обвинителя", негативной оценки ребенка.
Эффективно помогает в этом техника "Я-сообщения", разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.
С помощью "Я-сообщения" можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.
"Я-сообщение" состоит из четырех частей.
Первая часть — объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова "когда": "Когда я вижу, что..."; "Когда я слышу..."; "Когда я сталкиваюсь с тем, что...". В этой части "Я-сообщения" нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя), но не давать оценку его личности.
Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека ("Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение" и т. д.).
В третьей части "Я-сообщения" надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.
Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение. В качестве образца в приложении 1 представлена структура "Я-сообщения" с примерами.
Необходимо стараться, чтобы "Я сообщение" не переходило в "Ты (Вы)-сообщение". Это ошибка, которая приводит к "соскальзыванию" на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать безличные предложения. Например:
■ Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! — неверный вариант.
■ Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы, — верный вариант.
Конечно, чтобы пользоваться данной техникой, нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя
Объективное описание произошедшегоМои чувства при этом Причина возникновения чувства Выражение просьбы
Когда вы критикуете мою работу, не говоря, в чем я ошибаюсь Я чувствую недоумение Ведь я не знаю, что конкретно необходимо исправить Скажите мне, что я делаю не так
Когда Вы опаздываете на занятия Я чувствую, что мне трудно и расстраиваюсь Мне приходится менять ход занятия, я теряю время Пожалуйста, постарайтесь приходить вовремя
Каждый раз, когда Вы не приходите на родительские собрания Я чувствую огорчение и досаду Потому, что мне приходится передавать Вам информацию лично, я трачу много времени Если нет возможности прийти, пожалуйста, пришлите кого-то вместо себя
Упражнение "Яблоко и червячок"
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе "педагог — родитель"
А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе "педагог — родитель".
Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение". Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.
КОНКУРЕНЦИЯ КОМПРОМИСС ИЗБЕГАНИЕ (УКЛОНЕНИЕ) СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
Внимание к интересам собеседника. Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Стиль Сущность стратегии Условия применения Недостатки
Соревнование Стремление добиться своего в ущерб другомуЗаинтересованность в победе. Обладание определенной властью.
Необходимость срочного разрешения конфликта Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.
Большая вероятность испортить отношения
Уклонение Уход от ответственности за принятие решений Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму
Приспособление Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти Нерешенность конфликта
Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов.
Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта
Сотрудничества Поиск решения, удовлетворяющего всех участников Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта.
Заинтересованность обеих сторон.
Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения Временные и энергетические затраты.
Негарантированность успеха
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".
(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)
Примеры ответов участников:
Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!" Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"
Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!" Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"
Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"
сознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон