Презентация на тему:Пути решения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса


Пути решения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса «Всякая ссора красна мировою»(старинная пословица) Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причём главным пространством таких отношений является не только сфера общения с равными – сверстниками, но и с взрослыми – педагогами и родителями. Конфликты родом из детства Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе.Большинство негативных и деструктивных явлений среди молодёжи, наблюдаемых в последнее время (повышенная жестокость, агрессивность, эмоциональная отчуждённость и пр.), берут своё начало в детстве. (от лат. conflictus - столкновение)в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон. Научное определение конфликта Конфликт - это столкновение несовместимых, противоположных интересов, устремлений, потребностей или мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и группой.Решение конфликта редко лежит на поверхности, чтобы его отыскать, необходимо ответить на три важных вопроса:1)что происходит;2) кто включён в конфликт;3) что, какие интересы заставляют людей в них участвовать? Основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях:Отсутствие взаимопонимания между людьми, наличие подчас противоположных интересов, чувство обиды, зависть или месть, низкая культура общения. Поведение "трудных" работников. Несовместимость характеров. Неумение найти общий язык. Многие конфликты порождаются неурядицами в организации труда, авралами и т.д. Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это - жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку. Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность. Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, начальников… Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других, беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями. это грубый, бесцеремонный человек, идущий напролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство. Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру - ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такой человек нацелен на дело, люди для него - инструмент. Пиявка" не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло. Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: "Вата" не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее.У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах. Группы конфликтов в школе - конфликты, возникающие из-за неадекватной информации;- межличностные конфликты;- конфликт между учителем и учеником (или учениками);- конфликт между учителем и родителями; Конфликтные периоды II КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОДПереход в 5-й класс. На смену одному учителю приходят несколько учителей-предметников, появляются новые учебные предметы III КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД В начале 9 класса,когда нужно решить,что делать после его окончания IY КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД Окончание школы, выбор будущей профессии, экзамены, начало личной жизни I КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОДПроисходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную Классификация конфликтов по М.М. Рыбаковой Конфликт деятельности – по поводу успеваемости обучающихся, выполнением учебных или внеурочных заданий.Конфликт поведения (поступков) – возникающих в связи с нарушением правил поведения в учебном заведении и т.д.Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений в рамках общения в процессе совместной деятельности. Классификация конфликтов По значению для группы делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные ( разрушительные, негативные).Первые приносят пользу, вторые вред.От первых уходить нельзя, от вторых нужно.По характеру причин на объективные и субъективные.Первые порождены объективными причинами, вторые субъективными, личностными. Разрешение конфликта «учитель- ученик» - Предотвращение. Учитель должен вовремя заметить первые проявления своего конфликта с учениками, определить его причину и предотвратить его. - Компромисс. Учитель, должен идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение ученику. - Доброжелательность и чуткость. Даже в конфликтных ситуациях учитель обязан быть доброжелательным и выдержанным, сдерживать свои отрицательные эмоции, предвидеть возможные последствия своих слов и поступков, правильно оценивать их. Только в таком случае можно рассчитывать на доверие детей к педагогу. Недопустимо! Упрекать ребёнка его близкими!Особенно подростков, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестёр - этого ученики не прощают учителям!Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус учителя и взрослого.Каждый имеет святое чувство к родителям и близким, какие бы они не были. Причины конфликтов между учениками зависть, злоба, жестокость, хвастовство, угодничество, наглость, предательство, нахальство, жадность, глупость,грубость,обвинение, бесчеловечность. Какие дети чаще всего вступают в межличностные конфликты? склонные к возникновению психосоциальных расстройств: дети больных алкоголизмом и наркоманией; дети лиц имеющих психическое заболевание; подростки с нарушением психического здоровья психосоциальной адаптации; подростки, находящиеся в сложном экономическом положении; жертвы психологического, физического и сексуального насилия. дети, которые постоянно нуждаются в социальной поддержке. Способы решения конфликтовмежду учениками Убеждение- основной путь воздействия на конфликтующих. Решить конфликт легче всего не спором, не обличением виновников, а дружелюбным сочувствием, тактичным отношением к обеим враждующим сторонам.Предупреждение - лучше всего происходит в виде дискуссии, спора, высказывания своего мнения уже на основе каких – либо позиций, изложенных авторитетными для детей взрослыми.Погашение эмоционального возбуждения – педагог поочерёдно приглашает всех участников конфликта высказаться и даёт им возможность не прерывать и не перебивать говорящего. «Круги примирения» - дают возможность выслушивать другого, не выплескивать сразу свои эмоции в ответ на слова другого, успокоиться и не волноваться. Авансирование похвалой – сочувственно выслушав конфликтующих, следует отметить какие – либо положительные черты характера, указать на те, что есть на самом деле.Компромисс– педагог спрашивает: « Что ты хочешь? «Я не спрашиваю, что произошло, кто прав, кто виноват. Что ты хочешь? А что ты? Понятно. Так вот, предлагаю…. И вам придётся согласиться, иначе разговор будет долгий».Переключение внимания конфликтующих на новый объект – в этом случае конфликтующим даётся задание, требующее от них немедленных действий: « Вы спорите, а в это время…». Основные причины конфликтов педагогов сродителями Проблемы в поведении; Завышенная оценка ребёнка в глазах родителей;Контроль за учебным процессом;Игнорирование требований учителя;Беспричинные пропуски уроков; Как учителю предотвратить и разрешить конфликты с родителями Без амбиций внимательно относиться к их критическим замечаниям. Говорить родителям об их ребёнке объективно и непредвзято. Верить в потенциальные возможности их ребёнка, даже если он неважно учится и ведёт себя.Не сравнивать его с другими детьми.Доверять и уважать. Знаете ли вы свои основные права? (52 ученика)*да *нет *некоторые Кому в школе доверяете?*учителям;*одноклассникам;*директору;*никому “Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. (В.А.Сухомлинский) Что делать? Давайте дружить, любить и удивляться жизни.«Это невозможно» - сказала Причина,«Это безрассудно»- заметил Опыт,«Это бесполезно»- отрезала Гордость, «Попробуй…»- шепнула Мечта.