Практикум с элементами тренинга Пути и формы конструктивного решения конфликтов


Практикум
с элементами тренинга для педагогов-психологов
«Пути и формы конструктивного решения конфликтов»
Цель: предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
ознакомить с методами нахождения решения в конфликтных ситуациях;
проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта;
помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в лично-эмоциональной сфере);
Состав группы: 12 -15 педагогов-психологов
Место проведения: аудитория для проведения занятия с элементами тренинга
Содержание
1.Знакомство «Мое имя». На любую букву своего имени обозначить свое профессиональное качество и личностное качество
2. Принятие правил занятия с элементами тренинга
1. Здесь и теперь – предметом разговора могут быть только
эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.
2. Один в эфире – уважать мнение другого. Говорит только
один, я в этот момент слушаю.
3. Принцип «Я» – все высказывания строятся с использованием личных местоимений – «мне кажется», «я думаю».
4. «Правило «Стоп» – если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается,
может закрыть тему, сказав «стоп»
5. «Конфиденциальность» – все что говорится в группе, должно оставаться внутри группы
6. Предложения участников ……..
3. Упражнение «Сказка о тройке»
Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения, стратегии и тактики выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия
Предложить завязать глаза, закрыть уши и посидеть без движения
А – слепой, но слышит и говорит.
В – глухой, но может видеть и двигаться.
С – человек, который все видит, и все слышит, но не может двигаться Вопросы:
1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего
решения?
2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
3. Какие чувства испытывали?
4. Что изменилось в момент?
5. Почему вы выбрали это решение?
4.Упражнение «Пишем синквейны»
Синквейн – поэтическая форма, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой-либо теме.
Синквейн состоит из пяти строк и выстраивается следующим образом:
строка 1 – определяемое понятие;
строка 2 – два прилагательных к нему;
строка 3 – три глагола к нему;
строка 4 – фраза из четырех-пяти слов;
строка 5 – вывод (обобщенное понятие, синоним и т.п.)
Например: СПОР
1.Форма деятельности.
2.Индивидуальная, групповая.
3. Состязаться, проявлять, действовать.
4.Особенности поведения, обобщения и склада мышления.
5.Стиль жизни.
Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте дать определение этим словам, что они обозначают.
После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения.
СПОР - словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.
ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.
КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных  работ  Н.В.Гришина  предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее  в сфере общения столкновение,  вызванное противоречивыми целями,  способами поведения,  установками людей,  в условиях их стремления  к  достижению  каких-либо целей. 
Причины конфликтов
Причины конфликтов состоят в расхождении:
знаний, умений, привычек, личностных черт;
функций управления;
эмоциональных, психических и других состояний;
экономических процессов;
задач, средств и методов деятельности;
мотивов, нужд, ценностных ориентаций;
взглядов и убеждений;
понимании, интерпретации информации;
ожиданий, позиций;
оценок и самооценок.
5. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут.
Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:
Конструктивные стороны конфликта:
Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
Представление о победителях или побежденных как о врагах.
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Типы поведения в конфликтной ситуации (по Томасу): приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество и конкуренцию.
 К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.
Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
«акулы» чаще используют соревнование»;
«черепахи» – уклонение;
«медвежата» – приспособление;
«лисы» – компромисс»;
«совы» – сотрудничество.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.
6. Упражнение Тест «30 пословиц»
Инструкция к тесту:
«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.
Оценка 3 не должна использоваться вовсе.
Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».
После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.
Бланк теста «30 пословиц»
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Тест «30 пословиц»
Худой мир лучше доброй ссоры.
Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
Мягко стелет, да жестко спать.
Рука руку моет.
Ум хорошо, а два лучше.
Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
Кто сильнее, тот и прав.
Не подмажешь — не поедешь.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.
Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
Убивай врагов своей добротой.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
Дерись подольше, да ума набирайся побольше.
Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
Добро слово победит.
Ты — мне, я — тебе.
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
Кто спорит — ни гроша не стоит.
Кто не отступает — тот обращает в бегство.
Ласковый теленок двух маток сосет.
Кто дарит — друзей наживает.
Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
Лучший способ решить конфликт — избежать его.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Кротость торжествует над злом.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Интерпретация
1-й тип - «черепашка». У людей такого типа - большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.
3-й тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й тип — «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
Технология разрешения конфликта
С чего оно начинается?
С установления причин конфликта.
Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.
Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.
Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.
Первая формула конфликта
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.Разрешить конфликт - это значит:
* устранить конфликтную ситуацию,
* исчерпать инцидент.
В жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Формула конфликта показывает: чтобы избежать конфликта, следует проявить максимальную осторожность, не создавать инцидента.
Конечно, первое сделать сложнее, но и более важно.
К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
Случай из практики.
Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу но первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. "Инцидент исчерпан", - заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?
Обратимся к формуле конфликта. Конфликт здесь – жалоба; конфликтная ситуация – несложившиеся отношения между сотрудниками; инцидент – случайно сказанные неудачные слова. Заставив извиниться, руководитель действительно исчерпал инцидент.
А конфликтная ситуация? Она не только осталась, но и усугубилась. Действительно, обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться, отчего антипатия его к пострадавшему только увеличилась. И тот, в свою очередь, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.
Таким образом, своими формальными действиями руководитель не разрешил конфликт, а только усилил конфликтную ситуацию (несложившиеся отношения) и тем самым увеличил вероятность новых конфликтов между этими работниками.
Наглядная аналогия. Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, что на поверхности.
Ясно, что, оборвав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.
7.Упражнение «Достойный ответ»
Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание: Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Обсуждение:Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.
Ты никогда никому не помогаешь
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
Почему ты на всех смотришь волком?
С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
Ты как не от мира сего
У тебя такой страшный взгляд.
С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.
У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
Посмотри, на кого ты похожа!
Ты слишком много болтаешь ерунды.
Что ты вечно на всех кричишь?
У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
Ты слишком плохо воспитана.
8.Упражнение «Нас с тобой объединяет»
Цель: Создание благоприятного эмоционального и энергетического фона и восстановление отношения после конфликта (обратная связь)
Это упражнение может быть включено в блок тренинга, где речь идет о эмоциональной регуляции и саморегуляции, о восстановлении отношений после конфликта и т. п. Оно, как и многие другие разминки, выполняется в кругу с использованием мяча. Первый игрок — тот, у которого в руках мяч, — кидает его кому-то из своих коллег по группе, заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...» (например «...любовь к путешествиям» или «...то, что мы оба предпочитаем решать конфликты путем переговоров» или «...знак зодиака»). Тот, с кем объединились, ловит мяч; если он согласен со сказанным, он говорит: «Да, спасибо»; если сказанное его удивило: «Спасибо, я подумаю». И объединяется уже со следующим игроком, заново заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет...»
Результаты этой игры можно представить и графически. На листах бумаги (для пущего эффекта окрашенных в теплые цвета спектра) рисуется «солнышко» — круг с именем адресата в центре «Клуб молодого специалиста» и лучи по числу оставшихся участников. На конце луча человек пишет свое имя, а вдоль луча — то качество, которое, по его мнению, объединяет его с «солнышком». Важно, чтобы на всех листах, у каждого солнышка все лучики были заполненными.
Подведение итогов.
Цель: получение обратной связи.
Ход упражнения: все участники по кругу продолжают высказывание «Это занятие помогло мне (приобрести, стать, понять…)».  
Используемая литература:
Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг», С-П «Речь» 2007.
И. Авидон, О. Гончарова «Тренинг взаимодействия в конфликте», С-П «Речь» 2008.
И.А. Агеева «Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы», С-П «Речь» 2007.
В. Шейнов «Конфликты в нашей жизни, возникновение, развитие и разрешение конфликтов», интернет-статья.