Презентация на тему Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций


Приемы конструктивного разрешения конфликтныхситуаций Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов"учитель истории и обществознания ЦДОТен Татьяна Анатольевна Конфликт — это нормально. Конфликт обычно рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми (или элементами самой личности), которое выражается в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.Негативные последствия конфликта —следствие неспособности участников конфликта разрешить вызвавшее его противоречие. Любой конфликт — это противоречие, но не всякое противоречие становится конфликтом. межличностный конфликт — это ситуация, в основе которой лежит противоречие, воспринимаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную напреодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон Структура и виды межличностных конфликтов Предмет конфликта— противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить. Участники конфликта— отдельные люди или группы (противодействующие стороны), которые можно разделить на основных частников и неосновных . Основные участники конфликта (оппоненты) — это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве, его главные действующие лица. К неосновным участникам относятся все остальные лица, вовлеченные в конфликт (организаторы, посредники, пособники и т.д.). Им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Макросреда конфликта— те конкретные социально-психологические условия, в которых он развертывается. Образ конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп, не обязательно соответствуют истинному положению дел,действительной ситуации. виды межличностных конфликтов: В зависимости от потребностей, неудовлетворение которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:•материальные (например, конфликт из-за кабинета, в котором несколько педагогов одновременно хотели бы вести урок);•статусно-ролевые (например, конфликт между учителем и учеником, который ведет себя, по мнению учителя, вызывающе, не уважая его статус);•духовные (возникают как следствие рассогласования жизненных ценностей и смыслов).По направленностиконфликты подразделяются на:•горизонтальные, возникающие между лицами, равными по социальному статусу (например, коллегами по работе);•вертикальные, возникающие между лицами неравными по социальному статусу (например, учитель — ученик);•смешанные (например, учитель — родитель). виды межличностных конфликтов: По временным параметрам конфликты подразделяются на:•кратковременные (длятся в течение непродолжительного времени);•быстротечные (краткосрочные конфликты, например, между пассажирами общественного транспорта);•длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями (например, конфликт между членами семьи, соседями).В зависимости от того, какие именно проблемы затрагиваются возникшим противоречием, выделяют следующие типы конфликтов:•ценностные конфликты — разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер;•конфликты интересов — затрагивают цели, устремления участников, которые оказываются противоречащими или несовместимыми;•конфликты, возникающие из-за нарушений норм или правил взаимодействия. виды педагогических конфликтов: конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы; конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. особенности педагогических конфликтов: профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми; участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте; разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении; различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму; особенности педагогических конфликтов: присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Хороший пример —это самая лучшая проповедь. Таким образом, основной особенностью педагогических конфликтов является ответственность учителя за их разрешение. Умение педагога предотвращать и разрешать конфликтные ситуации может служить для учеников примером эффективного поведения и будет способствовать созданию более благоприятной психологической атмосферы в школьном коллективе. Способы поведения в конфликтных ситуациях: Впервые классификацию стилей поведения в конфликтах предложили Р.Блейк и Дж.Мутон (1964), выделив пять типов поведения: принуждение, уход, сглаживание, компромисс и решение проблем.в 1985 году М.Рахим предложил классификацию стилей разрешения конфликта, которая считается классической в психологической литературе. «Ориентация на себя» означает степень стремления человека к удовлетворению собственных интересов и потребностей«Ориентация на других» означает степень стремления или предрасположенности удовлетворять потребности и ожидания других. Комбинация этих параметров и позволяет получить следующие стили разрешения конфликта: 1 Сотрудничество — высокая ориентация на себя и других. Включает открытость, обмен информацией, выяснение и проверку различий для достижения эффективного решения, приемлемого для обеих сторон2 Уступчивость (сглаживание)— низкая ориентация на себя и высокая — на других. Включает попытки преуменьшить важность различий и подчеркнуть внимание к общности, совпадениям, чтобы удовлетворить потребности других, пренебрегая своими собственными интересами.3 Доминирование (конфронтация) — высокая ориентация на себя и низкая — на других. Предполагает ориентацию на .силовой. метод решения проблем.4 Избегание— низкая ориентация на себя и других. Предполагает уход в сторону, удаление себя (психологически или физически) из ситуации конфликта.5 Компромисс— средняя ориентация на себя и других. Включает тактику типа .ты мне — я тебе., т.е. обе стороны что-то теряют, чтобы достичь взаимоприемлемого решения. Стадии конфликтного взаимодействия: Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами:I этап — предконфликтная стадия (латентный период)II этап — стадия открытого конфликта;III этап — послеконфликтная стадия. Предконфликтная стадия представляет собой не сам конфликт, а лишь возможность его возникновения. На данной стадии участники еще не осознают в полной мере сути противоречий.Профилактика конфликта на этом этапе включает следующие действия со стороны его участников:- переговоры и договоренности относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;- сбор как можно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации;- выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;- разработка конкретных действий по разрешению предконфликтной ситуации Стадия открытого конфликта характеризуется тем, что наличие противоборства становится очевидным всем. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы, привлекая для этого третьих лиц.Внутри открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности: Инцидент — это случай, который инициирует открытое противоборство сторон. важными элементами развития конфликта на этой стадии являются сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Эскалация конфликта — это самая напряженная стадия, на которой происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победыв противоборстве. На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Этап эскалации конфликта: характеризуется следующими особенностями: - создание образа врага (противоположные стороны начинают рассматривать друг друга через призму недостатков, все положительные качества перестают замечаться);- демонстрация силы и угроза ее применения (стремление любыми способами доказать свою силу и мощь с целью заставить противника капитулировать, что приводит к нагнетанию эмоциональной напряженности, вражды и ненависти);- применение насилия (жесткое подчинение одних другими, предельная стадия в эскалации конфликта);- тенденция к расширению и углублению конфликта (конфликт начинает охватыват новые сферы и социальные уровни взаимодействия). Завершение конфликта — это последний этап открытого периода. Способы завершения конфликта Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство Устранение оппонента или обоих оппонентов противоборства Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками Устранение объекта конфликта Обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю Изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта Появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство Участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения.Обращение сторон конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи Переговоры как один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта могут быть использованы в любой ситуации Послеконфликтная стадия характеризуется ликвидацией напряженности, отношения между сторонами нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.Однако за завершением конфликта может следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий это может стать источником следующего конфликта. Техники эффективного поведения в конфликте Только вы ответственны за результаты своих отношений с другими людьми. Если стратегия поведения, которой вы придерживаетесь, не дает желаемого результата, то нет никаких оснований для обвинений другой стороны.Не стоит задаваться вопросом: «Кто виноват в том, что мне плохо?» Не стоит ожидать, что окружающие изменятся или станут другими.Только вы сами знаете свои потребности и отвечаете за их удовлетворение. набор подготовленных реакций (НПР) Активные реакции: Уточните собственные потребности.Сообщите о том, что Вам нужно.Приступайте к переговорам. Больше слушайте, меньше говорите самиНастройтесь на слушание.Демонстрируйте интерес к мнению оппонента.Держите паузу набор подготовленных реакций (НПР) Пассивные реакции:Сбор информации. Избегайте постановки одновременно нескольких вопросов.Не опережайте вопросом ответ оппонента:Выражаем понимание.Отход (или тайм-аут) Для восстановления эмоционального равновесия можно использовать следующие приемы аутотренинга. 1. Займитесь своим дыханием. Сделайте 10 медленных и глубоких вдохов. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйтеткрайне медленно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.2. Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до 10.3. Говорите более медленно.4. Смените позу и потянитесь. Если необходимо, выйдите из помещения и пройдите в какое-либо место, где вы сможетепобыть в одиночестве.5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и запястье холодной водой.6. Выпейте чего-нибудь холодного (без алкоголя). Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, которые вы испытываете.7. Осмотритесь по сторонам. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.8. Посмотрите в окно, на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Разве мир не прекрасен!Только после того как эмоциональное равновесие будет восстановлено, можно возобновить переговорный процесс. Правила поведения педагога в «трудной» ситуации Правило 1Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.Правило 2 Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться. Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.Правило 3Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:— чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;— резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;— повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы…»;— решительное установление границ разговора: «Всё, хватит. Сейчас же прекрати!»— угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...»Правило 4Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить» Правила поведения педагога в «трудной» ситуации Правило 4Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить»Правило 5Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся бсудим позже»..Правило 6Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!!!