МЫ и наши поступки (коммуникативный тренинг для учащихся 7-8 классов)


КГУ «Маяковская средняя школа
Отдела образования
акимата Алтынсаринского района»
МЫ и наши поступки
(коммуникативный тренинг для учащихся 7-8 классов)
Подготовила: педагог-психолог
Тулешова А.М.
2014-2015 у.г.
Цель: научить детей коммуникативным навыкам общения, развить навыки позитивного общения, умение избегать конфликтов, принять правила общения, раскрыть значение общения в жизни человека.
1 Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»
Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:
– с мамой, приехавшей из дальней командировки;
– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;
– с встретившимся вам по дороге в школу другом;
– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;
– с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;
– с девочкой, которая нравится вам;
– с закадычным другом;
– с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;
– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;
– с соседкой, которая вам приятна;
– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.
2 Игра «Волшебная почта»
– Волшебной почта называется потому, что она помогает пересылать только те письма и открытки, в которых есть слова любви, нежные и ласковые слова, слова утешения.
– Вы знаете такие слова? А кому мы говорим эти слова?
(Рассуждения детей).
– Слова любви мы говорим своим родным и близким, своим друзьям. Чтобы отправить другу письмо по волшебной почте, нужно пройти по дорожке.
Дети делятся на две команды и становятся напротив друг друга на расстоянии 12-16 шагов. Цель игры: встретиться с тем, кто напротив тебя.
Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
Например: «Айгерим, ты добрая!», «Коля, ты заботливый!», «Серик, ты внимательный!» Красивый! Веселый! (И т.д.).
3 Игра «Я добрый великан»
– В этом волшебном сундучке помещены интересные задачи-ситуации, из которых надо найти правильный выход. Если мы их решим, то получим диплом «Добрый великан». Ответ следует начинать словами: «Я добрый великан, поэтому…».
Например, играющему досталась карточка, на которой напечатано:
1. Поймаю бабочку, посажу ее в коробочку и буду с ней играть.
Решение: Я добрый великан, поэтому не буду этого делать.
2. Малыш в траве потерял игрушку.
Решение: Я добрый великан, я помогу ему найти игрушку.
Подводя итоги игры, учитель вручает ученикам дипломы «Добрый великан».
4 Игра «Не намочи ноги» (или «Острова»)
Учитель предлагает игру, в процессе которой дети получают возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку и заботу.
На полу отделяется белой чертой «болото» шириной 45 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкаммостикам перейти на другой берег. Каждый участник кладет одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке, а затем кладет вторую, идет дальше и т.п.
Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного сломалась дощечка и утонула. Как поступить?
5 Игра «Острова»
Класс делится на две группы. На полу чертятся два небольших «острова». Под музыку ребята выполняют любые движения, а когда она закончится, то быстро занимают место на своем «острове» (чтобы разместиться на них, некоторым ребятам придется стоять на одной ножке, а другим их поддерживать). Выигрывает та команда, которая вся разместится на «острове».
6 Мысли управляют поступками.
Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.
Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.
Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
7 Игры с пальцами и на пальцах.
Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.
Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.
8 Любовь и ярость
Цели: Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.
Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.
Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения... (1 минута.)
Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?. Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили. Вопросы тому, кто делал упражнение: Где в своем теле ты ощущал любовь? Можешь ли ты как-нибудь описать это чувство? (2 минуты.)
А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минута.)
Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 минуты.)
Пусть затем дети поменяются ролями в парах, инструкция повторяется.
Анализ упражнения:
Какое чувство ты ощущал сильнее – любовь или злость?
Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?
Почему мы любим других людей?
Почему мы иногда сильно злимся на других людей?
Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?
Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?
9 НАЙДИ СВОЕ МЕСТО
Все упражнение выполняется в полной тишине, звучит только голос ведущего и тихая, спокойная музыка. Участников просят завязать глаза и спокойно походить по комнате, стараясь не прикасаться друг к другу. Затем ведущий просит участников положить руки друг другу на плечи и образовать общий круг. Руки остаются на плечах стоящего впереди человека. Это не очень простое задание, но участники с ним справляются. Следующий шаг: ведущий просит осторожно, бережно ощупать голову, руки, плечи стоящего впереди человека и запомнить свои ощущения. Не обязательно при этом определять, кто именно стоит перед вами. Ведущий предлагает всем участникам снова разойтись и в течение нескольких минут побродить по комнате в полном одиночестве, под музыку, стараясь ни с кем не сталкиваться. Затем следует вновь встать в круг, заняв место за тем же самым участником. Это самая хаотичная и драматичная часть упражнения, участникам редко удается выполнить ее в тишине. Можно не препятствовать разговорам на этом этапе. После того как круг восстановлен, ведущий просит участников решить, выполнено ли задание, все ли стоят на своих местах и, приняв коллективное решение, снять повязки. Упражнение снимает напряжение в группе, способствует установлению более близких отношений и развивает ту особую чувствительность к себе и другим, которая возможна лишь при плотно закрытых глазах. Главные вопросы, которые стоит обсудить, связаны с чувствами, возникшими у участников на разных этапах упражнения.
10 Разогрев Упражнение «Общий признак».
Участники садятся по кругу. Психолог стоит в центре круга.
Ведущий. Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами. При этом ведущий тоже должен успеть занять освободившееся место, а оставшийся без места становится в центр круга и продолжает игру.
По окончании игры можно задать подросткам следующие вопросы: «Как вы себя чувствуете?», «Что показалось наиболее интересным?», «Давайте еще раз вспомним, что нас объединяет?».
Основное задание
Упражнение «Маски»
Перед началом работы ведущий рассказывает о символическом значении маски.
Ведущий. В русских обрядах маски представляют магическую силу тех зверей, которых они изображают. Африканские маски символизируют какие-либо внутренние качества. В мифическом мире Греции маска символизировала трагическую или комическую природу персонажа в театре. В Италии каждый театральный персонаж имел свою маску и свою функцию. На римских сатурналиях люди обменивались одеждами и масками с целью обмена своими социальными ролями. Оттуда пришли в другие страны карнавалы и маскарады, где маска является непременным атрибутом.
Затем психолог предлагает каждому подростку самому сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его «внутренний мир», характеризовала его.
На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, журналов и других материалов маска раскрашивается.
При изготовлении маски нет каких-либо правил: подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге.
Обсуждение
Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает».
Психолог спрашивает, что «ожившая» маска хотела бы сказать. Каждой маске предоставляется время для выступления.
После этого группа делится на пары, и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет слова своего партнера. «Хозяин» маски должен сказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.
Например, представляя свою маску, Артур (14 лет) говорил: «Она называется «Не очень плохой парень». Для других у меня больше хороших сторон, чем для себя. Я часто бываю зол, у меня бывают всплески настроения, и людям кажется, что у меня что-то не так. Где хорошее, там более светлые цвета. Там за щекой конфета. Лучше я не буду курить, а буду есть конфеты. Наушники — это я люблю хип-хоп. Там все определенно, нет никаких двойных смыслов...»
Кира (13,5 лет): «Я маска. У меня есть две стороны. Красная сторона помимо любви отражает страсть, ярость. Черный цвет — это темное, страшное во мне. Иногда я сама этого боюсь. Вторая сторона — цветочки и бабочки в душе. Тогда мне хорошо, это — гармония».
Работа с масками интегрирует Я-образы подростка. Через оценку других и самооценку идет принятие себя.
Завершение
Участники сидят в кругу.
Ведущий. Закончим сегодняшний день тем, что, бросая по очереди мяч друг другу, будем говорить о сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Мяч должен побывать у каждого.
 
11 Разогрев Упражнение «Путаница»
Ведущий. Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за дверь. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. Когда получится плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, нужно пригласить из-за двери ведущего, который должен «распутать» группу.
Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех, а другому ведущему распутать.
Основное задание
Драматизация с масками
Ведущий. Сейчас каждый из вас возьмет в руки свою маску, которую изготовил на прошлом занятии. Мы уже знакомы с ними. Ваша задача сейчас — придумать историю, в которой будут задействованы эти маски, а затем проиграть эту историю. В сюжете и драматизации обязательно должны быть задействованы все маски. Время на это задание — 30 минут.
Психолог не помогает подросткам придумывать историю. Они сами должны решить, кто будет сценаристом, кто режиссером, возможно, это будет групповое решение задачи.
Когда история будет готова, можно помочь участникам в случае необходимости организовать пространство, необходимое для драматизации. Репетиции не нужны. Важны спонтанность и импровизация.
Главными героями импровизации стали «сатана» и «не очень плохой парень». Смысл проигранной ими истории был в том, что «сатана» пытался сбить «неплохого парня» с пути истинного. «Сатана» подначивал другие маски, создавая конфликтные ситуации. «Не очень плохой парень» постоянно оказывался перед выбором. Другие маски с разной степенью интенсивности либо ввязывались в конфликт, либо избегали его. Эта история заканчивалась вопросом: «Какая же сторона маски сильнее? Какая победит?»
Обсуждение
Участники садятся в круг.
Важно, чтобы каждый подросток рассказал о своих чувствах и переживаниях, связанных с работой, о том опыте (негативном или позитивном), который он получил.
Через драматизации подростки «примеривают» различные маски и роли, получая в психологически защищенной комфортной обстановке тот опыт, который им пригодится в реальной жизни.
Через обсуждение происходящего они учатся проговаривать свои переживания и принимать переживания других:
Настя: «Эта игра помогла мне отразить эмоции, которые я проявляю на людях».
Оля: «Да, у меня есть разные стороны... Даже дома и вне дома я совсем разная».
Максим: «Сейчас я спокойней стал. Покричал, покричал и нормально».
Антон: «Хорошего у меня все-таки больше. Хотя сегодня я делал много того, чего нельзя».
Артур: «Хорошо было видно, кто какой внутри. Часто не замечаешь этого. Мы очень похожи».
Завершение
12 Упражнение «Покажи пальцем»
Участники садятся в круг. Психолог просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает участникам показывать пальцем на того, кто, с их точки зрения, обладает определенным свойством.
Ведущий. Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня нас удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т.д.»
13 ПИШИТЕ ПИСЬМА!
Игра «Почта» описана в западной литературе давно. В частности, с ее полным вариантом (который решает определенную задачу — выявление коммуникативной сети группы) можно познакомиться в книге М.-А. Робера и Ф. Тильмана «Психология индивида и группы». Мы предлагаем нашим читателям вариант «Почты», адаптированный для подростков и ориентированный на развитие навыков сотрудничества, анализа коммуникативной ситуации, принятие групповых решений и т.д.
ПРАВИЛА
При первом прочтении игра выглядит довольно громоздко, но достаточно провести ее один раз, и вы уясните для себя все необходимые нюансы и тонкости. Можете начать с коллег — педагогов. Игра увлекательная и очень полезная.Для ее выполнения требуется 13 человек: 6 участников, 6 наблюдателей и один почтальон. Участники садятся в круг за небольшие столики (парты), спиной друг к другу. При выполнении упражнения между собой они могут общаться только с помощью письменных сообщений. Для этого каждому участнику выдается большая стопка бумаги (небольшого формата, типа листочков для записей, 10 х 10 см). Каждый участник может послать столько сообщений, сколько захочет.За каждым закрепляется номер: У1, У2, У3, У4, У5, У6. Важно убедиться в том, что игроки запомнили не только собственный номер, но и номера друг друга! Во время игры участники будут писать письма друг другу. Они должны быть «именными». Это значит, что в верхнем углу каждого письма должно быть написано, каким номером оно отправлено и какому номеру адресовано. Взрослым предлагается самим писать вверху каждого отправляемого листочка: «От... к...». С подростками рекомендуем поступить иначе. Ведущий раздает участникам уже подписанные от их имени (точнее, но’мера) листочки. Им остается только вписать номер адресата.Важный момент: если участник, к примеру У1, получил от участника У3 информацию, которую он считает полезной еще для кого-то, он не может просто переадресовать этот листочек. Он должен переписать информацию на свой бланк и отправить заинтересованному лицу.На столе у каждого участника стоят две корзинки (коробочки). В одну из них почтальон письма кладет, из другой берет и относит по назначению.Рядом с каждым участником сидит наблюдатель. В зависимости от выполняемой им функции могут быть два варианта игры.
Первый вариант. Мы имеем дело с ««чистым» наблюдателем: он не вступает в общение с участником, а только наблюдает за его действиями и отмечает для себя ход игры, делая умозаключения.
Второй вариант. Наблюдатель, по сути, является соучастником, но с правом совещательного голоса. Окончательное решение остается за основным игроком.Второй вариант предпочтительнее в работе с подростками, так как они получают возможность задать уточняющие вопросы. Но первый вариант очень хорош, так как учит работать с инструкцией самостоятельно. А это очень важный психологический навык!
СУТЬ ИГРЫ
Каждый участник получает некое досье, в котором содержится информация для всех, приватная информация и бланк для итогового ответа.
Информация для всех (она может быть вложена в досье, а может быть озвучена ведущим устно).
Каждый участник игры получил листок, на котором изображены пять геометрических фигурок. Есть такой листочек и у тебя. Известно, что одна из фигурок — общая, то есть содержится в листочках всех шести участников. Какая это фигурка? Узнать это можно, отправляя и получая письма. Когда ты установишь, что это за фигурка, перерисуй ее на бланк для итогового ответа и отправь ведущему через почтальона. После того как ты отправил свой ответ, ты можешь продолжать отправлять и получать письма, если видишь в этом необходимость. Помни: игра закончится тогда, когда все участники сдадут свои ответы. Игра считается удачной, если все ответы окажутся правильными.
Такова инструкция. Мы видим, что работать участникам предстоит в ситуации дефицита информации. Стоящая перед ними задача носит индивидуально-коллективный характер: важно найти ответ самому и помочь определиться всей группе. Но не говорите об этом участникам! Они должны сами прийти к этому в процессе работы. В таком открытии — главная суть игры «Почта».
Приватная информация представляет собой листок, на котором нарисовано 5 фигурок. Как мы уже говорили, эти рисунки отличаются друг от друга и содержат лишь одну общую фигурку. Набор этих карточек:
У-1

 
У-2

 
У-3

 
У-4

 
У-5

 
У-6

Рис.1Приватная информация для участников
Оформление бланка для итогового ответа.
Упражнение накоммуникацию
Проблема.........
У.....................
Листок-ответ
Рис. 2Бланк для итогового ответа
Как мы видим, задача, поставленная перед участниками, очень проста. Теоретически группа может найти правильный ответ с помощью всего 30 сообщений. Но на практике их гораздо больше! Некоторые группы посылают больше 100 сообщений, и для решения им требуется до 30 минут!
ОБСУЖДЕНИЕ
После того как все участники дали свои ответы, ведущий оглашает правильный ответ и просматривает решения, предложенные участниками. Дальнейшие события могут разворачиваться в двух направлениях. Укороченный вариант: все садятся в круг, участники подсчитывают количество полученных ими сообщений. Все вместе — участники, наблюдатели, почтальон — анализируют, насколько эффективно действовала группа. Более долгий по времени, но и более осмысленный вариант заключается в том, что ведущий предлагает всем принимавшим участие в игре разделиться на две группы: первая — участники, вторая — наблюдатели с почтальоном. Каждая из двух групп обсуждает в течение 10–15 минут следующие вопросы.
Какое поведение участников помогало искать правильный ответ? А какое мешало?
Какого типа письма были наиболее информативными?
Какие ошибки совершали участники в процессе игры?
Затем все садятся в общий круг и обмениваются мнениями. Главный итог обсуждения — выработка некоторой стратегии эффективного поведения в подобной ситуации.Наш опыт подсказывает, что чаще всего встречаются следующие ошибки участников: работа на собственный выигрыш (конкурентная позиция, которая приводит к сокрытию информации); необдуманная, стихийная стратегия отправки писем; невнимательное отношение к просьбам, сформулированным в присланных письмах; несерьезное отношение к ситуации; невнимательное прочтение инструкции.При всей кажущейся трудности игра «Почта», как правило, проходит на подъеме и приносит неплохие обучающие результаты. Советуем попробовать.
14 Игра «Разожми кулак»
Психолог. Разбейтесь на пары. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями.Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьбы, хитрость.
Каждый из нас является обладателем огромных запасов внутренней энергии. Правда, мы иногда не имеем к ним доступа. Но никто не сможет нам помочь измениться к лучшему, если мы сами этого не захотим. Очень важно поверить в себя. Тот, кто решается на перемены в себе, достоин большого уважения, и он — сильный человек.
Попробуйте избавиться от вредных привычек и тем самым проверить свою силу воли и самоконтроль
Психолог. Проверьте, насколько доброжелательно вы относитесь друг к другу и умеете ли видеть хорошее в других. Посмотрите на своего соседа слева и скажите ему что-то хорошее, подчеркивая его достоинства. Сосед благодарит сказавшего и говорит комплимент своему соседу слева. Можно провести обмен комплиментами по кругу в обратном направлении.
Ведущий благодарит всех за участие в занятиях.На столе может стоять свеча, тогда все участники по очереди берут ее в руки и говорят о своих впечатлениях от занятий, говорят друг другу что-нибудь хорошее.