Активные формы работы на этапе актуализации знаний


Использование активных форм работы на этапе актуализации изученного материала. Ходырева С.А. «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».                                     К.Д. Ушинский. Цель этапа актуализации подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действияактивизировали соответствующие мыслительные операции  (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном урокезафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Активные формы работы фронтальный опрос, работа у доски или с места, работа по карточкам или тестирование. Визуальный ряд «Видеофрагмент». Использую видео- фрагмент в начале урока, чтобы учащиеся самостоятельно могли сформулировать тему. Для этого им задается вопрос: «Как связаны видеофрагмент и тема сегодняшнего урока?» «Черный ящик». «Черный ящик» может быть реальным или виртуальным, его появление сопровождается знакомой нам с детства музыкой из любимой передачи «Что? Где? Когда?» Вопрос: «Что в «черном ящике»? Как связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? В «черном ящике» может лежать любой предмет либо макет, так или иначе связанный с темой. Кто изображен на портрете? В зависимости от предметной области урока это может быть портрет любого ученого, деятеля искусств, исторической личности. Вопрос: «Нужно ли нам узнавать ученого, с чьим именем связана наша жизнь? Для чего?» Изображения на экране. Этот способ помогает определить тему урока через визуальный ряд. Ассоциации с темой урока. На экране появляются изображения. Вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают при виде данных предметов?» Определяется тема урока. Заглянем в будущее На доске пишется тема урока, дата, например, 2114 год. Учитель не ошибся. «Давайте представим, что мы заглянули в будущее. Актуальна ли будет наша тема в ХХII в.?»Ученик — родитель «2034 год. Вы родители. Ваши дети учатся в школе, техникуме….. Попробуйте объяснить своим детям значимость нашей темы.» Прямой вопрос «Напишите три аргумента, доказывающие значимость нашей темы урока». Вопросы-загадки Ребусы. Шарады. Пиктограммы. Предложенные способы подвижны, их можно модифицировать. Учитель может их видоизменять под конкретную ситуацию, что позволяет не только актуализировать знания по предмету, но и эмоционально настроить участников учебного процесса на урок, cмотивировать внутреннюю потребность в исследовательской деятельности на уроке. Данные способы, используемые на этапе актуализации знаний, помогут обучающимся перейти к следующему этапу урока.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ