Презентация Приемы и формы мотивации, актуализации знаний, проблемной постановки целей и задач на уроках русского языка и литературы


«Приемы и формы мотивации,актуализации знаний, проблемной постановки целей и задач на уроках русского языка и литературы»Хасанова С.П., Кунгур, МБОУ «СОШ №12 Формирование мотивации к учебной деятельности Формированию мотивации учения способствуют:Нестандартный вход в урок. Включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Занимательность, необычное изложение учебного материала.Проблемные вопросы, задачи, ситуации.Использование ИКТ.Слайды.Привлечение школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки и т.д. Приемы мотивации к учебной деятельности - Приём «Домысливание» Предлагается тема урока и слова "помощники»: Повторим ИзучимУзнаемПроверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. Приемы мотивации к учебной деятельности Прием «Цветные поля». Прием интерактивного обучения. Ученик, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами. Цвета отражают разный смысл обращения к учителю. Красный - проверьте, исправьте ошибки. Зеленый- отметьте ошибки, я сам «исправлю».Синий – укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю. Например, контрольный диктант с грамматическим заданием. Дидактические инструменты и приёмы учителя для создания учебной ситуации и учебного задания Инструменты Приёмы 1. Цитата 1. Ставятся конкретные вопросы на обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, обобщение 2.Игровая ситуация 2.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения. 3.Учитель использует учебные и жизненные ситуации, которые могут возникнуть при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве. 3. Текст/фрагмент текста/дидактический материал 4.Приём внешнего несоответствия, побуждение к теоретическому объяснению явлений, фактов. 4. Фильм/фрагмент фильма 5.Учитель создаёт ситуацию интереса, побуждает к размышлению, воображению, будит творческое сознание. 5. Обыгрывание ситуации/сценка 6.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. Цитата – проблемная ситуация – эвристическая беседа – тема урока – учебное задание – план действий 9класс «Эпитет – это определение, подчиненное задаче художественного описания объекта». А.П.Евгеньева Конкретные вопросы на обоснование– Как вы понимаете высказывание лингвиста?Конкретизацию– Чему подчиняется эпитет?– Каковы виды эпитетов?Логику рассуждения–Какова роль эпитетов в тексте?Обобщение– Чему будет посвящён урок?– Сформулируйте тему урока и целевые установки. Игровая жизненная ситуация – проблема – пути решения – теоретическая и практическая деятельность 5-8кл. Представьте, что вы идете в магазин. Слышите речь покупателей. Вам предлагается заполненная таблица «Так говорят покупатели».Правильно ли поставлено ударение в словах… СомненияНайти правильные варианты Пути решения:1)Посмотреть нужные слова в словаре ударений, в орфографическом словаре.2) Найти слова в интернете.3) Расставить ударение в словах Домашнее задание:Буклет «Говорите правильно» Эссе «Правильно говорить…» Творческая работа ученицы Надо идти в магазин за продуктами. Скучно [шн] идти одной. Конечно, приглашу сердечную [шн] подругу.Ходим в магазин часто вдвоем, это для нас пустячное [шн] дело. Сначала зайдем в молочный [шн] и [ чн] отдел, затем в булочную[шн] и[ чн]. На обратной дороге нужно отдать вещи в прачечную [шн]. Когда вернемся домой, отдадим хлеб соседке Ильничне [шн].Мы часто приносим продукты бабушке, она болеет, ей трудно ходить. Дома приготовим на сливочном [чн] масле яичницу [шн].Вывод: в словах на месте орфографического ЧН произносится [шн]. Допускается произношение [чн] и [шн] в словах: молочный, булочная. Текст – побуждение к объяснению фактов, явлений – метод вопросов – метод визуализации – поиск путей решения – план действий Гостиный двор - старейшее каменное здание, построенное в 1876 году. Все здание сделано из кирпича. Длина здания – 85, 6 (метров или метра), ширина с галереей – 15,6 (метра или метров), высота почти 9 метров.Отличительные черты архитектурного памятника - скошенные углы. Здесь ранее были торговые склады.  Дробные числительные. Как произносим, как пишем.Итог: пишем 15, 6 метра. 85,6 метра. Текст – побуждение к объяснению фактов, явлений – метод вопросов – метод визуализации – поиск путей решения – план действий 7 класс Дни - мальчишки,Вы ушли хорошие,Мне оставили одни слова,-И во сне я рыженькую лошадьВ губы мягкие расцеловал.Гладил уши, мордуТихо гладилИ глядел в печальные глаза.Был с тобой, как и бывало, рядом,Но не знал, о чем тебе сказать.Не сказал, что есть другие кони,Из железа кони,Из огня…Ты б меня, мой дорогой, не понял,Ты б не понял нового меня… Б.Корнилов «Лошадь» (1926г.) 1)Задайте вопросы:- О чем говорится в стихотворении?Какие средства художественной выразительности речи использует автор, чтобы рассказать о мальчишеском детстве?Сколько строф в стихотворении?- Какие слова автор считает опорными в каждой строфе?2) Где найти вопросы на возникшие вопросы? Текст – побуждение к объяснению фактов, явлений – метод вопросов. Типы вопросов - классификация Б.Блума. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Когда были написаны произведения Н.Дуровой и М.Лермонтова?Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Текст – побуждение к объяснению фактов, явлений – метод вопросов. Типы вопросов - классификация Б.Блума. Объясняющие вопросы начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. Почему французы описываются в произведениях? Творческие вопросы с частицей «бы». «Как вы думаете, если бы…?» Если бы вы были автором произведения, как бы описали сражение? Текст – побуждение к объяснению фактов, явлений – метод вопросов. Типы вопросов - классификация Б.Блума. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» Чем отличается описание боя в разных произведениях? Что общего в описании сражения при Бородино? Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Представьте, что вы режиссёр (актёр), как бы вы ставили фильм о сражении при Бородино? Как бы вы поступили на месте автора произведения? Проблемный вопрос- противоречие - два противоположных мнения критиков;- мнения литературоведа и читателя; - возникающие на стыке знания и незнания о новом литературном явлении, известного и неизвестного; - по принципу «с одной стороны…», с «другой стороны» (если герой уверен…, то почему он считает…);- между разными позициями авторов по отношению к поступкам героев, событий. Два писателя 24 августа. На рассвете грозно загрохотала вестовая пушка. Гул ее несся, катился и переливался…Все пришло в движение…26 августа. Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолимого рева обеих артиллерий… Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали, и, как град, осыпали нас… Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,И все на наш редут.Уланы с пестрыми значками,Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нами,Все побывали тут.Вам не видать таких сражений!Носились знамена, как тени,В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел…Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудийСлились в протяжный вой…26 августа. Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолимого рева обеих артиллерий… Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали, и, как град, осыпали нас… 1.Внимательно и осмысленно прочитать оба текста.2.Найти опорные слова (назывной план) для сравнения описания Бородинского сражения3.Таблица в 2 колонки.Опорное слово, «Записки кавалерист-девицы», «Бородино» Описание боя в произведениях Н. Дуровой «Записки кавалерист-девицы» и М. Лермонтова «Бородино» Н. Дурова М. Лермонтов «Французы идут к нам густыми колоннами» «Французы двинулись, как тучи» «Адский день!» «Ну ж был денек!» Ружейные пули, которые свистели, визжали и, как град, осыпали нас… «Звучал булат, картечь визжала» «Все поле почернело, закрывшись несметным их множеством» «Уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, все промелькнули перед нами, все побывали тут» «Я едва не оглохла «от дикого, неумолимого рева обеих артиллерий» «Залпы тысячи орудий слились в протяжный вой» Дидактический материал – побуждение к теоретическому объяснению явлений – алгоритм действий – деятельность 1) Поговорить насчет поездки (предлог =о)2) Несмотря на усталость 3)В течение года (предлог)4) Уснули поздно, поэтому (потому) проспали восход солнца Перевести на счет предприятия (сущ.)Не смотря в глаза (деепричастие)Поворот в течении реки (сущ.)Скучаю по этому городу (по родному городу) Фильм – противоречие – побуждение к интересу – поиск ответов – деятельность (устная/ письменная) – О чём заставил задуматься мультфильм «Прыжок» по мотивам рассказа Л.Н.Толстого– Какие мысли у вас возникли, когда вы просмотрели мультфильм? , – Почему мультфильм называется «Прыжок»?– В какой форме/жанре вы хотели бы оформить ваши размышления о мультфильме?- Появилось ли у вас желание прочитать рассказ Л.Толстого?- Пути решения:1)Сочинение-рассуждение2)Отзыв на мультфильм3)Эссе4)Свободная тема Обыгрывание ситуации – узнавание – анализ – открытие новых знаний – Ребята сидели у грудка (у костра) – На скатерти лежали жамки (пряники) . – На земле рядом с грудкой валялась скребка (лопата)– Недалеко на поле скороходили(боронили). – Что можете сказать об услышанном?– На что обратили внимание в тексте?–Что означают эти слова? Каково лексическое значение данных слов?– Что можете сказать о словах, которые употребляются в разговорной речи среди групп населения, проживающих в определенных районах России? Специально организованная учебная деятельность позволяет целенаправленно учить обучающихся ставить цель, формулировать вопрос, решать проблемные задачи.