Презентация на тему Современные технологии на этапе актуализации опорных знаний


Современные технологии на этапе Актуализации опорных знаний «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». К.Д. Ушинский Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Махмутов Мирза Исмаилович, педагогог-теоретик «Значение самого слова "актуализация", подчеркивает он, говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти…» Петерсон Людмила Георгиевнароссийский педагог-методист, доктор педагогических наукАктуализацию называла -«Гимнастикой для ума» Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания; осознание значимости предстоящей деятельности;возбуждение интереса к уроку. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение, т.е., как бы вплетается в этап актуализации мотивационная структура Cоздание проблемной ситуации В завершении этапа создается затруднение в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими, и формулируется тема урока. Затруднение способствует осознанию учениками того, что имеющихся у них знаний недостаточно. Урок русского языкаТема: «Правила переноса слов»Учитель записывает предложение на доске: В своей работе художник использовал яркие цвета.Деятельность учителя:Деятельность учащихся слово «яркие» на строке (продолжается запись).Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.-Что же мне делать, ребята?-Надо перенести.-А что значит перенести?-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.-Какой знак нам нужен?-Знак переноса.-Помогите мне перенести слово «яркие». Работайте в парах.Пары добавляют знак переноса в слово «яркие» на своем листе.-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).Видят варианты:Я-ркиеЯр-киеЯрки-е(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)-Задание было одно?-Да-А выполнили его как?-Мы выполнили по-разному.(Осознание противоречия)-Почему так получилось?Чего мы пока не знаем?-Как переносятся слова.(Неточная формулировка темы)-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»(Фиксирует тему на доске). . Содержание этапа:Организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока: опрос (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный и пр.);диктант (математический, орфографический и др.)тест;кроссворды; работа с учебником;опорные схемы;повторное разъяснение учителя Условия достижения положительных результатов:Чтобы объяснение нового материала было понятное, обучающимся необходимо напомнить предыдущий материал на этапе актуализации, на базе которого будут усваиваться новые знания; Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания; Количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, в с другой стороны – не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут Использование технологий на этапе актуализации опорных знанийТехнология развития критического мышления (ТРКМ)Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Технология развития критического мышления Авторы программы - педагоги США – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Керт Мередит Альтшуллер Генрих Саулович –автор ТРИЗ, изобретатель, писатель-фантаст. Приём «Вопросительные слова» Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Пример. Урок литературного чтения. Л.Н. Толстого «Лев и собачка».Вопросительные слова Ответы Где? Одному человекуКому? Поглядеть зверейЗачем? ЛевУхватил кого? СобачкаОткуда? В клеткуКуда? ЛондонКто? Печальный Как? ЗаболелаСколько? Целый годПочему? ПреданностьКаким образом? С улицы Какой? ДружноКакова главная мысль? Бился, метался, ревел Приём «Да-нет» Учитель загадывает нечто (предмет, понятие, явление). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да, и нет» Пример. Окружающий мир. Изученная тема «Разнообразие животных». Ребята начинают задавать учителю вопросы:- Это животное ? - да;Имеет чешую? – нет; Имеет крылья? – нет; Имеет шерсть и кормит детёнышей молоком? – да; Это зверь? – да;Хищное? – и да, и нет; Всеядное? – да.- Это ёж? – нет; - Это медведь? – да.Ребята делают вывод, что это медведь. Приём «До – после» В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает всё, что знает по теме урока. Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. Пример.Русский язык. Тема: «Имя существительное» «До» (Я знаю, я умею) «После» (Я узнал)Имя существительное; Род имён существительныхПредмет;Кто? Что?Одушевленные;Неодушевленные;Собственные;Нарицательные.Единственное;Множественное. Приём «Жокей и лошадь» Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Русский язык. Тема «Состав слова» «Жокей» «Лошадь» Приём «Игровая цель» Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность. Пример На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Приём «Корзина идей, понятий, имён» Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Русский язык. Тема: «Предложение»повествовательные;вопросительные;побудительные;главные;второстепенные;описание;рассуждение;повествование;восклицательные;невосклицательные. Приём «Ложная альтернатива» Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8-ю 4: 11 или 12? Что растет на березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - утёнок или цыплёнок? Столица России – Санкт-Петербург или Минск? Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры? Сколько в минуте секунд - 10 или 100? Приём «Развивающий канон» Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Пример.Слагаемое – сумма = множители - ?Береза – дерево = стихотворение - ? Песня – композитор = самолет - ? Приём «Согласен – не согласен» Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».Полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся. Приём «Толстый и тонкий вопрос» Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Обучающимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Приём «Цепочка признаков»1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»)2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я –количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку. Приём «Шаг за шагом» Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Приём «Я беру тебя с собой» Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках. Пример. Я собралась в путешествие, собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, Я беру с собой сарафан. А что у вас?Д: Я беру с собой костюм.У: Я не беру тебя с собой.Д: Я беру с собой игрушку.У: Я не беру тебя с собой.Д: Я беру с собой сандалии. У: Я беру тебя с собой.Д: А я беру с собой серьги.У: Я беру тебя с собой.Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «С»?У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?Д: Он начинается с буквы «С»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «С»»?Д: С какой буквы начинается?У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет. Практическая частьЗадание Выбрать один приём из представленных, подобрать материал и предложить свой вариант использования со-временных технологий на этапе актуализации опорных знаний. Ход работы Приём Урок Тема Содержание