Музей и новые формы работы с молодёжной аудиторией по организации гражданско- патриотического воспитания. Социальный проект «Музей для детей и руками детей»


Ермакова Марина Алексеевна
Учитель русского языка и литературы,
1КК, МБОУ СОШ №4, г.Тулун
Музей и новые формы работы с молодёжной аудиторией по организации гражданско- патриотического воспитания.
Социальный проект «Музей для детей и руками детей»
Развитие гражданско- патриотического воспитания и формирование чувства гордости а свою страну, за свой народ; изучение истории и традиций своего народа, своей малой Родины – одна и основных задач современной школы. Идея патриотизма отражена в ряде мероприятий проводимых в школе в течение года, но гордостью школы является школьный краеведческий музей, главными задачами которого является охрана и пропаганда памятников истории, традиций родного края и школы, а также организация просветительской работы среди учащихся и жителей города.
Музей школы по профилю является историко-краеведческим, имеет образовательную направленность, потому что задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют преобладающее значение.
Одна из важных задач музейного дела - поддержание и сохранение постоянного интереса обучающихся к музею и его деятельности.
Пояснительная записка
Богатая история России и края, славные традиции дают нашему музею возможность в полной мере выполнить главные направления деятельности: патриотическое, духовное, нравственное, эстетическое, приобщение детей к техническому творчеству, к изобретательству и прикладному искусству.
Музей школы имеет образовательную направленность, потому что задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют преобладающее значение.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание, воспитание гражданственности и любви к Родине было и остается в любом образовательном учреждении приоритетным направлением деятельности. Гораздо легче справиться с этой задачей, если в учебном заведении есть музей.
Так возникла идея о создании социального музейного проекта «Музей для детей и руками детей».
Гипотеза
Музей может стать уникальным механизмом социально- культурной коммуникации, который способствует воспроизводству культуры, взаимодействию эпох культурных общностей, стимулированию социально - культурной активности учащихся.
Цель проекта
Преобразование музея в открытую адресную педагогическую систему, перенесение центра тяжести с процесса восприятия музейного материала на процесс созидания.
Задачи проекта
Организация поисково-собирательной деятельности учащихся.
Краеведческая работа с учащимися.
Организация фондовой и экспозиционной работы.
Воспитание в духе коллективизма и взаимопомощи.
5. Координация деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в школе.
Формирование фондов.
Исходя из специфики музея, целесообразно признать следующую организацию фондов:
Основной фонд составляет подлинные памятники культуры, наиболее ценные музейные предметы, первоисточники научных знаний.
В научно-вспомогательный фонд входят предметы, не имеющие значения памятников, но являющиеся необходимыми для осуществления музеем его вспомогательных задач.
Интерактивный фонд состоит из предметов, знакомство с которыми происходит в процессе действия.
Музей опирается только на подлинные памятники и духовной культуры, что обеспечивает достоверность и убедительность его экспозиций.
Основной акцент делается на создание стационарных экспозиций: этапы становления школы, летопись профессий, Российская Федерация, защитники Отечества, наши земляки герои Великой Отечественной войны, Тулун в годы войны , а также на создание временных выставок.
Одна из серьезных проблем музейного дела -поддержание и сохранение постоянного интереса учащихся к музею и его деятельности. Главное, чтобы они видели и осознавали значимость своей работы, чтобы музей был источником новых знаний. Учебные лекции, ретроспективные игры, встречи с интересными людьми, обновление экспозиций, обработка экспонатов, пропаганда собранных материалов помогают поддерживать и сохранять у ребят устойчивый интерес. Правильно организованная туристско-краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения.
Основное содержание проекта.
В школе работает два тематических центра: «Патриот», «Юный краевед», члены которых вовлечены в реализацию проекта и из состава которых были организованы творческие рабочие группы музея.
Приоритетом развития музея является историко-культурологическая и краеведческая работа, поэтому деятельность учащихся рассчитана на самостоятельную поисковую работу.
Для успешной работы в школе созданы временные творческие группы:
Поисковая
Фондовая
Экскурсионная
Пропагандистская
Каждая группа имеет свои функции и обязанности.
Результаты и перспективы проекта
Итогами краеведческой работы стали материалы, посвященные ВОВ, жизни и быту наших предков, истории развития нашего города, нашей школы, творческим и спортивным достижениям нашей школы.
Совместными силами педагогов, обучающихся, родителей и жителей микрорайона собран уникальный материал и представлен в следующих экспозициях: «История моего города», «Трудовая доблесть», «Выпускники нашей школы», «Этих дней не смолкнет слава» и другие.
В режиме работы музея экскурсии, праздники истории, деятельность поисковых отрядов, реализация социально - патриотических проектов: «Осколки былого величия» (история Тулунского Стекольного завода), «Комсомолец двадцатых годов», «Пионерия – песня жизни», «Дети войны», « Династии Стекольного завода», «История Тулунского водочного завода», «Былое не забыто», «Между прошлым и будущим» (материал об исчезнувших деревнях Тулунского района).
На протяжении работы школьного музея мы делимся и обмениваемся своим опытом с другими краеведами. Школьные краеведы постоянные участники городских краеведческих конференций, на которых наша работа всегда оценивается на высоком уровне. По каждому материалу изданы брошюры, часть материалов опубликованы в СМИ.
Школьный музей ежегодно принимает участие в муниципальном конкурсе «Фестиваль музеев» и в смотре-конкурсе «Лучший музей ОУ» , по итогам которого в 2013 и в 2014 году работа нашего музея признана лучшей.
Все краеведческие материалы имеют электронные презентации и широко используются при организации внеклассной работы. Материалы музея также используются при проведении тематических внеклассных материалов и выставок: «Фольклорный фестиваль», «Народные ярмарки», «Святки» и др.
Подводя итоги, хочется сказать о том, что кем бы ни стали в дальнейшем учащиеся школы, пошедшие школу музейного дела, они всегда будут ощущать свою причастность к родному краю.
Список литературы
для учителя:
Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачёва Н.М. Историко-краеведческий словарь. - М., 1994.
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии //Народное образование. - 1999. - № 10.
Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование. - 1999. - № 10.
Российская педагогическая энциклопедия/под. ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.
для обучающихся:
Атлас Иркутской области. - М., 1996.
Вибе П.П. Занимательное краеведение. - Омск, 2002.
Гвоздев Б.С. Ключи от прошлого. - Омск, 2002.
4. Коняев Н.М. Рассказы о землепроходцах. - Л., 1990.
5. Леонтьева Г.А., Кобрин В.Б., Шорин П.А. Ключи к тайнам КЛИО. - М., 1994.