Конкурс Музей. Учитель. Ученик. «Хочу увидеть очередь в музей!»

Тема: Взаимодействие музея со средними образовательными учреждениями.

«ХОЧУ УВИДЕТЬ ОЧЕРЕДЬ В МУЗЕЙ!»

Об этом мечтают многие мои коллеги, потому что музеи преимущественно «оживают» в первой половине дня в период массового приема экскурсионных школьных групп, а после обеда, когда детский гомон постепенно затихает - бдительные смотрители зачастую в одиночестве охраняют вверенные им музейные сокровища. И это удел почти всех провинциальных храмов истории
Региональный краеведческий музей в этом смысле тоже не является исключением, ведь в основном, потребителем музейных услуг были, остаются и будут – юные представители подрастающего поколения. Другой вопрос, как сделать визит в музей для них запоминающимся, событийным, нерядовым явлением? Что называется – «в музей без поводка».
Для этого в нашем музее с 1992 года действует замечательная творческая лаборатория - отдел по разработке и внедрению на практике увлекательных и познавательных образовательных программ для школьников всех возрастных групп.
Но тут и встает вопрос, как донести информацию об этих интереснейших музейных новинках непосредственно до школьных педагогов, как привлечь их внимание к просветительской музейной работе и как сделать организованные, коллективные визиты в музей регулярными, а не эпизодическими и не «для галочки». Что-то нужно было придумать, чтобы учителя поняли, что музей – это настоящий, системный помощник в образовательном процессе, что он может значительно облегчить их работу, сэкономив личное время учителя. А главное постараться убедить их в том, что познавательные музейные уроки позволяют значительно расширить границы традиционной школьной программы, что всегда способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала школьника.
И действовать тут нужно было очень деликатно, не через руководство школ, без призыва посещать музей из - под палки, а найти личностный, индивидуальный подход к каждому учителю и заинтересовать его
К тому же, и времена бывают разные К примеру, в середине 90- годов 20 столетия, музейные залы вообще практически повсеместно пустовали, потому что сложная экономическая ситуация в стране, невыплаты и задержки заработной платы и общий не позитивный, тревожный настрой в обществе диктовали людям в первую очередь искать способы выживания, отодвигая, к сожалению, духовные ценности, на задний план, что называется «на потом» и «до лучших времен»
Так, в размышлениях и обсуждениях, 15 лет назад в нашем музее родилась идея проведения ежегодного конкурса для педагогов школ города Архангельска под названием «МУЗЕЙ. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК».

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Активизировать инициативу педагогов по привлечению организованных школьных групп в залы музея, способствовать максимальному использованию возможностей музея в учебном и воспитательном процессе.
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА:
Преподаватели любых школьных дисциплин, работающие со всеми возрастными категориями.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ:
Ежегодно конкурс проходит с сентября по май и в течение всего учебного года ведется постоянный учет проведенных экскурсий, лекций и других совместных мероприятий, для чего при приеме каждой заявки всегда четко фиксируется Ф.И.О. педагога, координаты образовательного учреждения и контактный телефон заказчика музейной услуги.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Итоги конкурса подводятся в середине мая, а награждение победителей и активных участников, а также концертная программа с чаепитием для них проводятся накануне Международного Дня музеев -18 мая.

Каковы же критерии подведения итогов?
Учителя, которые организовали более 10 экскурсий в год – автоматически получают статус активного участника и становятся гостями финального этапа – праздника они получают благодарственные письма и поощрительные призы от музея; среди тех, кто привлек в музей большее количество коллективных групп, распределяются три призовых места в зависимости от индивидуальных показателей. Нашим трем главным победителям традиционно вручаются ценные подарки и грамоты.
Первый конкурсный год сразу же привлек внимание педагогов к нашему музею. И не потому, что им было интересно соревноваться друг с другом за ценные подарки и поощрительные грамоты, хотя, к слову сказать, первый победитель конкурса - учитель истории из школы № 50 Агурьянова Любовь Степановна, получила в награду за первое место заслуженную путевку на Кий-Остров. А потому что мы постарались создать вокруг этого конкурса атмосферу праздника, и не только партнерства, но и дружбы между музеем и школой. Получается, что мы поддержали самых активных неравнодушных учителей, которые в любую погоду стремятся вывезти ребят из душных классов, постарались отблагодарить их за энтузиазм и интерес к музейно-просветительской деятельности, а они, в свою очередь, нас – тем, что откликнулись на наш призыв работать сообща.
По сути дела, нам удалось организовать у себя музейно-педагогический клуб, в который вошли как молодые, начинающие учителя, так и опытные педагоги; как предметники, так и учителя начальных классов. Нам, устроителям и организаторам этого традиционного уже мероприятия, всегда очень приятно наблюдать, как в ходе награждения главных победителей на торжественном ежегодном подведении итогов нашего конкурса, остальные участники совершенно искренне радуются за призеров и в следующем учебном году стремятся улучшить свой результат. Они, этот костяк самых активных и неравнодушных педагогов, стали, по сути, связующим звеном, работающим в качестве необходимого посредника между школой и музеем.
Педагоги, участвующие в конкурсе «МУЗЕЙ. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК» с удовольствием рассказывают своим школьным коллегам о новых музейно-образовательных программах, показывают им фотографии, сделанные во время музейных занятий, делятся своими впечатлениями и эмоциями, привлекая тем самым в музейное пространство все новых и новых педагогов
Мы так трепетно относимся к школьникам в залах музея еще и потому, что очень хотим «вырастить» своего потенциального взрослого посетителя из самых юных архангелогородцев. А также стремимся сформировать у них привычку бывать в музее, в надежде на то, что зная богатейшую историю севера, они, став взрослыми людьми, будут с увлечением учиться и работать для процветания своей малой родины и в дальнейшем обязательно приведут к нам своим детишекИ мы, наконец, увидим долгожданную очередь в музей!







15