Урок русского языка по теме «Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия № 4»
Елабужского муниципального района
Республика Татарстан









Урок русского языка по теме
«Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания».










Капина Надежда Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории









Елабуга, 2012 г.



Капина Надежда
Владимировна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4» Елабужского
муниципального района
Республика Татарстан
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории.
Тема.
Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов. Изложение повествовательного текста с элементами описания.
Цель.
Формирование умения анализировать готовые тексты и создавать собственные.
Задачи.
Познакомить:
- с особенностями построения повествовательного текста с элементами описания – структурой.
- с последовательностью частей текста (абзацев), планом и композицией текста;
- с типами связи предложений и средствами связи;
- с временным планом текста.
Определить тип, стиль, жанр текста.
Сопоставление делового (научного) текста с художественным.
- Расширение лексического запаса слов учащихся.
- Способствовать закреплению умения разбора слов по составу.

Тип урока. Комбинированный (смешанный).

Оборудование. Проектор. На слайдах: сыроежки, тексты.
Формируемые компетенции учащихся:
- учебно-познавательная компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- компетентность самосовершенствования;
- компетентность здоровьесбережения.

Примечание: урок проводится в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык». На момент его проведения дети знакомы с текстами повествование, описание, рассуждение - на уровне общего ознакомления, имеют представление о стилях речи.

Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие.

II. Мотивационное начало урока.

Работа с малыми литературными формами.
У. - Отгадайте загадку
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это – ... сыроежки



У. – Ребята, кому приходилось собирать такие грибы?
У. – Как понимаете такие пословицы?
Пошли сыроежки раньше белых в лесу с корзиной нечего делать.
Сыроежки плодятся везде и всюду, без них верхоглядам было бы худо.

III. Работа с научным текстом.

1. Первичное восприятие текста.

Сыроежка, род шляпочных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из группы пластинчатых. Плодовые тела у большинства сыроежек ломкие. Шляпка обычно яркоокрашенная; ножка белая или розоватая. Млечный сок отсутствует. Сыроежки растут в хвойных и лиственных лесах. Все виды сыроежек съедобны, но имеют невысокую ценность, главным образом из-за ломкости мякоти. Некоторые виды сыроежек не используют в свежем состоянии из-за едкого вкуса, который исчезает при вымачивании или кипячении перед посолом. Русское название «сыроежка» грибы получили, вероятно, потому, что при посоле быстро становятся пригодными к употреблению в пищу.

У. – Что вы узнали о сыроежке?

2. Выявление особенностей научного текста.

У. – Какой это текст по стилю?
Д. – Научный (деловой).
У. – Какие части можно выделить в данном описании?
Д. –
1). Сообщение о предмете.
2). Места обитания, распространения.
3). Признаки.
У. – Это называют композиционными особенностями научного описания.
У. – В тексте используются эпитеты? Назовите их.
Д. – Шляпочных, пластинчатых, ломкие, яркоокрашенная, белая, розоватая, млечный, в хвойных, лиственных, невысокую, в свежем, едкого.
Д. – Они называются для того, чтобы лучше представить предмет. При этом отношение автора к предмету не выражается.
У. – Назовите глаголы. Определите время.
Д. - Отсутствует, растут, имеют, не используют, исчезает, получили, становятся.
Д. - Глаголы в настоящем времени. Только один глагол в прошедшем.
У. – Предложения связываются между собой благодаря использованию глаголов в определённом времени.

IV. Работа с художественным текстом.

1. Первичное восприятие текста.

Сыроежка
Через лесное оконце открылась поляна в лесу. Посередине поляны стояли две берёзы. Под берёзами у пня виднелась в зелёном брусничнике красная сыроежка.
Сыроежка была огромная и такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была как большая глубокая тарелка. В её углублении держалась вода.
Вдруг слетает с берёзы серая птичка, садится на край сыроежки и носик погружает в воду. Потом головку вверх поднимает, чтобы капля в горло прошла.
(По М. Пришвину)
У. - Какова главная мысль текста?

2. Выявление особенностей художественного текста.

У. - Сколько в тексте частей?
- Отвечают ли части общей теме и главной мысли? Попробуйте доказать.
Д. - Текст состоит из 3 частей, тесно связанных между собой. В каждой части предложения тесно связаны между собой и постепенно раскрывают тему.
В тексте есть начало, в котором заключена главная мысль, середина, в которой происходит дальнейшее раскрытие главной мысли, и конец, в котором показывается завершение основной мысли.
Главная мысль текста о красной сыроежке. (Предложение о том, где росла сыроежка.)
В средней части даётся описание сыроежки.
Конец текста это предложения последнего абзаца, они завершают картинку птичка напилась воды из сыроежки.
У. – Мы понаблюдали над композиционными особенностями художественого описания.
Составим план.
1). Красная сыроежка.
2). Сыроежка - «тарелка».
3). Полезная сыроежка.

3. Проблемная ситуация.

У. - Как вы думаете, это текст описание или повествование?
Д. - Повествование это речь о событиях, действиях и их последовательности (сюжете).
Описание это речь, характеризующая предметы, их признаки или место действия.
Д. – В этом тексте есть то и другое.
У. – Сколько снимков нам потребуется, чтобы представить прочитанное.
Д. – Больше одного. А всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать одним снимком.
У. – Такие тексты называют повествовательными с элементами описания.

4. Работа с опорными словами.

У. – Назовите глаголы.
Д. – Открылась, стояли, виднелась, завернулись, держалась, слетает, садится, погружает, поднимает, прошла.
Д. – Это глаголы либо в прошедшем времени, либо в настоящем.
У. – Предложения связываются между собой благодаря использованию глаголов в определённом времени.
У. – Назовите слова, которые помогли М. Пришвину описать сыроежку.
Д. - «в зелёном брусничнике красная сыроежка», т.е. на таком фоне её хорошо было видно, «огромная и такая старая, что края её завернулись вверх», «вся сыроежка была как большая глубокая тарелка».
Д. – Автор использует эпитеты и сравнения.
У. – Какими словами автор передаёт своё отношение к предмету?
Д. – По-моему, автор с удовольствием описывает сыроежку. Во-первых, на зелёном фоне, красный цвет очень хорошо смотрится. Во-вторых, хотя гриб уже старый и, возможно, несъедобный, но, имея форму тарелки, сохраняя воду для птицы, он оказался полезным.
У. – Что можно сказать о птичке?
Д. – Автор любуется предприимчивой птичкой. О чём свидетельствует использование уменьшительно-ласкательных форм существительных (птичка, носик, головка).
У. – Какая связь используется автором цепная или параллельная?
Д. – Через лесное оконце открылась поляна в лесу. Посередине поляны стояли две берёзы. Под берёзами у пня виднелась в зелёном брусничнике красная сыроежка.
Сыроежка была огромная и такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была как большая глубокая тарелка. В её углублении держалась вода.
Д. – До этого момента цепная связь, т.е. предложения, связаны последовательно, как бы по цепочке (второе - с первым, третье – со вторым ит. д.).
В последней части - параллельная связь. Это когда в тексте все предложения связаны по смыслу с первым и раскрывают его смысл.

5. Лексико – орфографическая работа.
Где уместно подбираем синонимы.

V. Сопоставление делового (научного) текста с художественным.
У. - В каком описании сообщаются важные сведения о сыроежке, а в каком передано впечатление от неё?
Д. - В первом тексте сообщаются важные сведения о сыроежке, а во втором передано впечатление.
У. - В каком тексте имеются слова и выражения, свойственные научной и деловой речи?
Д. - В первом тексте рассказывается о предмете точно, полно, более конкретно.
У. – Какой текст написан учёным, а какой – художником слова?
Д. - Когда мы рассказываем о предмете (явлении) обобщённо и объективно, точно и полно, указываем все существенные признаки, его применение, тогда мы создаём научное или деловое описание. Это первый текст.
Д. - Если мы передаём личное отношение к конкретному, единичному предмету, свои чувства, отражаем свои впечатления, мы создаём художественное описание. Это второй текст.
У. – Т.е. описание создаётся в различных стилях: более строгом (научном и деловом) и художественном. Выбор стиля зависит от цели, которую преследуем.

VI. Программная тема

У. - Разберите по составу выделенные слова.

VII. Рефлексия

У. – Что узнали на уроке?
1). Сыроежки – это съедобные грибы.
2). По стилю речь бывает научно-деловая, художественная.
3). Выделяют тексты повествовательные с элементами описания.
4). Тексты имеют композиционные особенности.
5). Слова можно разбирать по составу.

VIII. Домашнее задание или второй урок.

У. – Написать изложение по составленному плану, опорным словам и выражениям.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Использованная литература

Большая Советская Энциклопедия.
Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. М., Просвещение, 2009.
Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Интернет.








13PAGE 15


13PAGE 14415