Лекция для родителей на тему Списывание как средство формирования орфографической грамотности и совершенствования навыка смыслового чтения


Списывание как средство формирования орфографической грамотности и совершенствования навыка смыслового чтения Формирование орфографических умений и формирование орфографического навыка – две относительно независимые, но дополняющие друг друга линии в решении проблемы орфографической грамотности.(В.В.Репкин) В.В.Репкин о феномене «природной грамотности»: Проявляющийся в нем прочный орфографический навык представляет собой автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам»;навык формируется не за счет выполнения специальных орфографических упражнений, а за счет орфографической ориентировки в тексте, включенной в структуру смыслового чтения;темпы овладения практической грамотностью оказываются выше темпов усвоения орфографических правил и овладения соответствующими умениями;решающим условием овладения таким навыком является совмещение смысловой и орфографической ориентировки при переходе к смысловому чтению. Основная цель обучения списыванию, по мнению В.В.Репкина, - формирование особого способа смыслового чтения, включающего в себя орфографическую ориентировку. Алгоритм списывания:Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.Повтори предложение, не заглядывая в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.Выдели орфограммы в списываемом тексте.Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).Повтори, не глядя в текст, предложение так, как проговаривал последние два раза.Спиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.Проверь написанное:а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;б) подчеркни орфограммы в написанном;в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. Алгоритм списывания в 3-4 классе.Прочитай предложение и повтори его по памяти.Прочитай предложение еще раз так, как оно написано.3.Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано. Какие буквы нельзя писать на слух Безударные гласные (кроме У и Ы на конце слова) Гласные под ударением после шипящих Согласные парные по звонкости – глухости:а) на конце слова;б) перед другими согласными (но не Р, Л,М,Н,Й,В) Согласные парные по мягкости – твердости: перед мягкими согласными Орфограммы Связаны с произношением Не связаны с произношением Орфограммы слабых позиций Орфограммы сильных позиций Правила переносов;Употребление прописной буквы; Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)Парные согласные на конце слов и перед согласными; -жи, ши ча, ща, чу, щу;Разделительные Ь и Ъ;Мягкий знак в конце существительных и глаголов после шипящих; -слитно-раздельные написания: а) предлоги с существительными;Б) не с глаголами. Непроизносимые согласные;Гласные и согласные в приставках;Безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;Безударные личные окончания глаголов Буква Г в окончании родительного падежа единственного числа имен прилагательных;- тся, ться в глаголах «Как научиться грамотно писать» Известные авторы – учителя –практики О.В. Узорова и Е.А. Нефёдова предлагают серию пособий с заданиями по русскому языку для учащихся начальных классов , при выполнении которых развивается орфографическая зоркость, повышается внимательность. (Издательство «Астрель»). Единый учебно - методический комплект с пособиями (М.И.Кузнецова .Тренировочные примеры по русскому языку : контрольное списывание. 4 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2014) и другими по ФГОС.