Презентация Формирование УУД школьников как одна из важнейших задач ООО


  научиться жить;   научиться делать;   научиться жить вместе;   научиться познавать. Учить учиться Приоритетное направление ФГОС - реализация развивающего потенциала общего среднего образованияАктуальная задача - обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться способность к саморазвитию способность к самосовершенствованию. умение учиться - способность субъекта к самоизменению, самосовершенствованию, саморазвитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданийсовокупность действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться =Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:Познавательные и учебные мотивы;Учебная цель;Учебная задача;Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) раскрывающих: Основные психологические закономерности процесса развивающего образования. Структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Обучение - движущая сила развития. обучение развитие деятельность Деятельность – как внешнее условие развития ребёнка Учебная ситуация Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта умение учиться и развиваться переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛичностныеРегулятивныеКоммуникативныеПознавательные ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯЛичностныеРегулятивныеКоммуникативныеПознавательные * ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:внутренняя позиция школьника;Самоидентификация;самоуважение и самооценка Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания» Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символических средств, общих схем решения;выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Место УУД в системе результатов освоения основной образовательной программы 1. Регуляция учебной деятельностипринятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности 3. Обеспечение успешности обученияуспешность усвоения знаний, умений и навыков;формирование целостной картины мира;формирование компетентностей в любой предметной области познания Личностные УУД Смысло-образование Нравственно-этическое оценивание Самопознание и само-определение Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценкуФормирование идентичности личностиЛичностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересовустановление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение» Выделение морально-этического содержания событий и действийПостроение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных нормОриентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора Регулятив-ные действия Целепола-гание Планиро-вание Прогно-зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегу-ляция Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; - к преодолению препятствий;-эмоциональная устойчивость к стрессам; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями Познава-тельные действия Обще-учебные Логические Постановка и решение проблем Самостоятельное выделение и формулирование учебной целиИнформационный поискЗнаково-символические действияСтруктурирование знанийПроизвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно) Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтенияРефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичностьВыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий Знаково-символические действия выполняют функции- отображения учебного материала; - выделения существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений;- формирования обобщенных знаний. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаковСинтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентовВыбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов Подведение под понятия, выведение следствийУстановление причинно-следственных связейПостроение логической цепи рассужденияВыдвижение гипотез, их обоснованиеДоказательство Формулирование проблемыСамостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуник-е действия Речевые навыки Навыки сотрудничества 1.Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию2.Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин3.УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных УУД