Совершенствование навыков чтения у младших школьников


« Совершенствование навыков чтения у младших школьников»
«Чтение – вот лучшее учение» А.С.Пушкин «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова были сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас.
С точки зрения многих учёных, сегодня мы живём в период изменения образа жизни, который обусловлен меняющимся информационным пространством.
С начала внедрения в нашу жизнь новых информационных технологий многие надеялись, что хоть какой-то процент нечитающего населения станет читать с экрана монитора компьютера. Но чуда не произошло. Учёные – статисты в один голос твердят, что, как правило, кто не читает бумажных книг, тот не будет читать их электронных вариантов
Во многом причина кроется в нашем образе жизни, ведь процесс истинного чтения требует некоторой смены ритма и собственных привычек. Если родители не читают, то их дети тем более читать не будут! Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". Казалось бы, такие блага цивилизации, как стиральные машины, микроволновые печи, водопровод и т.п. должны были облегчить наш быт и ежедневный труд, освободив время для каких-то увлечений. Но на самом деле вслед за облегчением физического труда последовала лень душевная. Читать – это же так сложно! Намного проще прийти после работы домой, положить себе в тарелку макарошки и сесть у компьютера или перед телевизором для просмотра чего-нибудь ненавязчивого, того, что быстро « выветрится» и о чём потом не придётся долго думать. Этим заменяется и семейное общение и многое другое. Мы привыкли получать «готовый продукт», который не нужно «перерабатывать» самим.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения .И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием интереса и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время". В. Г. Белинский
. Роль учителя на уроках чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель сам влюбляет в неё и своих учеников.
И здесь уместно обратить внимание на существование такой системы как система Е.Н. Ильина (Санкт-Петербург): "ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ПРЕДМЕТА, ФОРМИРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА", основой которой является преподавание литературы как искусства. Для Ильина урок литературы
это: урок - общение, а не просто работа;
это искусство, а не только учебное занятие;
это жизнь, а не предмет в расписании.
Особенностью его уроков литературы является строгое следование закону "Трёх О":
Очаровать книгой;
Окрылить героем;
Обворожить писателем;
Он стараеться создать такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать и чувствовать! И делать выводы. Всем известно, что лучший способ понять — это додуматься самому!
Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что читать книги, при низкой технике чтения- это не удовольствие, сколько мука.
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно?
В этом нам помогают упражнения, которые вы все знаете и применяите их в вашей работе, на уроках.
Упражнения по совершенствованию техники чтения разделила на группы:
1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:
- артикуляционная гимнастика для губ, языка;
- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;
- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;
- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.
2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:
- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
- чтение текста через слово.
3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором;
- чтение в парах;
- групповое чтение;
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;
- жужжащее чтение;
- зрительные и слуховые диктанты;
- упражнение “чтение-спринт”;
- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;
- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;
- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.
4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:
- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.
5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:
- словарная работа;
- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов.
6 группа.Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:
Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера
(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст читается вслух и идёт обычная работа над выразительностью чтения, пересказом и т.д.
В младшем школьном возрасте не нужны ни дополнительные, ни факультативные занятия для овладения техникой чтения. В этом возрасте достаточно уроков, на которых знакомство с каждым новым текстом проводится с помощью описанных упражнений.
Используемая литература
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-navykov-beglogo-osoznannogo-vyrazitelnogo-chteniya-i-puti-ihhttp://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4358/Itemid,118