Выступление на тему:«Рациональные приемы информационного поиска. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе».


Тема: «Рациональные приемы информационного поиска. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе».
Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».
Оригинальную методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов («Творческое чтение», 1925). Большинство его идей актуальны и сегодня. Среди них такие идеи, как идея о необходимости «активного» чтения, творческого усвоения текста, идея о различном методическом подходе к чтению деловых и художественных текстов, идея о методах ведения беседы в форме «вопрос-ответ» и многие другие.
В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше – творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах.
В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения.
В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая, на мой взгляд, в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения. «С чистого листа. Приём концептуализации в интенсивном изучении литературного чтения»
Одним из приемов интенсивного обучения является прием КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ. Работа с концептами, концептуализация (вычленение основы, первосмысла или принципа, заложенного в основе чего-нибудь),
- Сегодня мне хотелось бы показать, как данный приём можно использовать на уроке литературного чтения, даже в работе с родителями.
- Прилагательное ЧИСТЫЙ. С какими существительными наиболее часто может употребляться данное прилагательное?
- Охарактеризуйте человека, используя данные словосочетания. (на слайде примеры)
Чистый- сущ- снег облака лист совесть воздух голос(звук)
Чистая душа- благородная
Чистая вода- прозрачная
Чистая правда- честный
Чистая совесть- нравственный
Чистый взгляд – открытый
Чистый воздух- свежий
Чистый лист- первозданный.
- У меня в руках чистый лист. Какой ещё он? (Стандартный, белый, легкий, прямоугольный, безупречный, незапятнанный, совершенный)
- А сейчас какой? (смять лист – мятый, но в нашем понимании чистый – гладкий, ровный) (разорвать пополам – порванный, испорченный)- А этот лист, какой? (красный, но он чистый тоже).
Возвращаясь к теме заседания «Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе необходимо учитывать воспитание и воспитанность наших детей, отношение родителей к обучению и воспитанию своих детей.
- Как это применить на практике. Такой метод можно использовать на уроках литературного чтения, изучая, например, рассказы В.Осеева «Сыновья», «Синие листья», Н.Носов «На горке», А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Когда героям произведения даем характеристику. Обычно Тимур- благородный, внимательный, заботливый и т.д. Не всегда наши мнения совпадают с мнением детей, Мишка Квакин может быть оправдан, т.к была война или он смог быть главарем шайки (команды). Рисунок на чистом листе бумаги может быть разного цвета.
- Чистый лист… На нём можно написать «Я помню чудное мгновенье…»; можно начертить нотный стан, а через какое – то время сыграть с листа «Лунную сонату»; можно вывести теорию относительности или систему химических элементов – и можно состряпать жалобу, гнусную анонимку, от которой вздрогнет и разорвётся хрупкое человеческое сердце.
Чистый лист… Пока чистый. Но на нём обязательно появятся буквы, ноты, цифры. И главное не в том, что написано, а в том, кто писал и как писал: или человек с открытой душой, или существо, уже успевшее загубить душу.
С нами, педагогами ребенок начинает заполнять этот лист.