Статья Совершенствование навыка чтения.

Совершенствование навыка чтения.
Камынина Е.А.
учитель начальных классов
МКОУ Рамонской СОШ №2
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересует всех учителей начальных классов. Процесс этот чрезвычайно трудный. Уроки чтения должны оставлять заметный след в сознании каждого ученика, должны быть нацелены на то, чтобы продвигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки.
В течение многолетней работы была создана система упражнений, которая предполагает в процессе формирования навыков чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделённые на три группы: 1) зрительное восприятие; 2) произношение; 3) понимание прочитанного. Начало работе кладут упражнения «Посадка», «Расслабиться». Упражнением «Посадка» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой (при чтении левой страницы – правой рукой и наоборот). Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения всей мускулатуры. Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на восприятие внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.
Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, например:
Какая буква, слог, слово лишние?
1) а, у, р, о, ы.
2) ма, ра, на, лы, са.
3) река, речка, ручей, ручка, ручеёк.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к такого рода прочтению трёх и более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала в столбик так:
Паук
у
норы
крота.
Затем записывать таким образом:
Паук у
норы крота.
В дальнейшем можно предложить учащимся предложения, небольшие тексты, разделённые на синтагмы и записать стихотворным набором.
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Система упражнений по дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на: сочетание тренируемого звука с гласным, со словами, содержащими тренируемый звук; чтение чистоговорок и скороговорок для выработки навыков сохранения чёткости произношения при любом темпе речи и т.п.
Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Вот примеры этих упражнений,
Чтение шёпотом и медленно:
Ра-ра-ра –начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ру-ру-ру – начинаю я игру.
Чтение тихо и умеренно:
арка арца
арта арща
арла арча
арса аржа
Чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
Чтение пословицы:
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Ребёнок не может понять значения хорошо известных ему слов в силу неразвитости техники чтения. Он прочитывает знакомое слово несколько раз и лишь потом осознаёт его значение. Это происходит потому, что понимание значения читаемого слова у первоклассника возникает после прочтения слова, и только при беглом чтении целыми словами оно осуществляется в процессе чтения. В связи с этим вводятся упражнения, способствующие синтезу восприятия слова и понимания его значения.
Упражнения первой группы, о которых говорилось выше, помогают более быстрому синтезу восприятия, произношения и понимания. С этой целью можно использовать и логические упражнения, время для прочтения слов в которых максимально сокращено. За короткое время ребёнок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определённую умственную работуяяяяяяя6 сопоставить, обобщить, сгруппировать и т.д., например:
Раздели слова на группы.
а) заяц б) корова в) апельсин
горох шкаф автобус
ёжик стул абрикос
медведь коза яблоки
капуста диван автомобиль
волк овца трамвай
огурец стол
К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчёлы.
Регулярное применение таких и подобных упражнений положительно влияет на совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста.


15