Кроссворд на тему «Культурные растения»


Пояснительная записка
Ученье без размышления
есть потеря времени,
размышление без учения опасно. Конфуций (551 — 479 г. до н.э.)
Кроссворд - это задача-головоломка (англ. Crossword — пересечение слов) — «крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем — по вертикали.
Основная функция этой игры - вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.
Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки памяти. Кроссворды могут быть с успехом использованы при обучении с целью расширения кругозора учащихся, установления логических связей между изучаемыми явлениями. Достоинство их заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, сознательный поиск в изучаемой области.
Кроссворд содержит игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи.
Кроссворд можно разгадывать всем классом, а можно организовать работу в малых и больших группах, в парах.
Разгаданные кроссвордов поднимает настроение, помогает повторить домашнее задание перед фронтальным опросом или тестом, либо проверить усвоение материала в конце урока.
Детям нравится и самим составлять кроссворды. Но больше нравится придумывать вопросы к моим словам из кроссворда.
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что он позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени, а так же умение продуктивно работать в группе.
Групповая работа нравится ученикам начальной школы. Но практика показывает, первые итоги её организации не совсем удачны (шум на уроке, медленный темп работы, неумение действовать совместно, слушать и слышать друг друга, не точное понимание задания и многое другое). Но это только на первых порах пока дети не запомнят, не поймут правила работы в группах, в паре. «Ведь групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы это самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;
– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей».
Для создания разнообразных кроссвордов я использую программу сайта http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html.
На его странице надо ввести через запятую или пробел не больше 20 слов, из которых нужно составить кроссворд. И компьютер предлагает множество вариантов кроссворда (с пустыми клетками и заполненными клетками). И мне остается придумать вопросы или подобрать загадки к словам.
Познание мира (2 класс, 21 урок)
Тема: Культурные растения.
                      12                            
              11   6                                
                                                   
                                                   
        14   9                                      
                                5                  
      13                 2               4          
                      3                            
17             7                                    
            1                                      
                                                   
      16                     15                      
    8                                              
                                                   
                                  10                
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
По горизонтали.
1.Синоним к слову ствол.
3.Образуй из двух одно. Корень и плод.
8.Плоды по сочности бывают сочные и…?
9.Что осенью собирают в полях, садах, огородах?
10.Чего много содержится в овощах и фруктах?
13.Подери существительное единственного числа к слову листья.
15.Что растет на огороде?
17.Назовите одним словом. Клубника, малина, черника, клюква, смородина.
По вертикали.
2.Все растения делятся на группы: дикорастущие и…?
4.Как называются растения, которые растут сами по себе?
5.К какой группе растений относятся пшеница, рожь, рис, овёс, ячмень, кукуруза?
6.Что дороже богатства?
7. Что находится в плодах?
11.как называются плоды в саду?
12.Как называется плод капусты?
14.Где находятся семена растений?
16. Плоды по сочности бывают сухие и…?
                      12                            
              11   6   к                            
              ф   з   а                            
              р  д   ч                            
        14   9 у ро ж а й                          
        п    к   р  н         5                  
      13 л и с т   о     2       з       4          
        о         в   3 к о рн е пл о д          
17 я г о д а   7   ь     у       р      и          
            1 с т е б е л ь     н       к          
              е         ь       о       о          
      16       м         т   15 о в о щ   р         
    8 с у х и е         у       ы       а          
      о       н         р      е       с          
      ч       а         н         10 в и т а м и н ы
      н                 ы               у          
      ы                 е               щ          
      е                                 и          
                                        е          
Использованная литература
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/04/28/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-metodika-ispolzovaniyahttp://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_na_temu_quot_ispolzovanie_krossvordov_kak_tip_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah-24342.htmhttp://odtdocs.ru/informatika/1104/index.html?page=5.http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html.