Классный час «Сотвори счастье своими руками»

Классный час: «Сотвори счастье своими руками»

Цель: формирование основ нравственности у младшего школьника.
Задачи:
Формировать представления о нравственных качествах человека: отзывчивости, щедрости, любви, понимании; добрых поступках;
Формировать этические формы поведения в обществе и при общении друг с другом;
Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.

Оборудование: мультимедийная установка, фрагмент видеосюжета, карточки со словами, отрывками из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе», карточки для теста, цветные карандаши, наборы для коллажа, рисунок дерева, «сердечки», конверты с рецептом счастья, фонарик.





Ход занятия:
I. Организационный момент.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния (Побудить детей к деятельности)
Я вам сегодня дарю частичку Добра,
Вы в ответ поделитесь улыбкой своей.
Сразу на сердце станет теплей и светлей,
Ну, а мы сразу станем добрей.
- Повернитесь к своему товарищу, подарите ему свою улыбку, протяните свои ладошки, возьмите друг друга за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Прислушайтесь друг к другу.
Я вам желаю сегодня добра,
Вы пожелайте добра друг другу.
Если будет трудно, - я помогу,
Ну а вы помогайте друг другу.
- Садитесь. Сегодня классный час у вас проведу я. Меня зовут Ирина Петровна. А с вами будем знакомиться в процессе занятия.
II. Сообщение темы и целей классного часа.
Я очень хочу, чтобы наш классный час заставил вас задуматься о том, что является важным для человека в его жизни.
-А начнём мы с притчи. Послушайте её и подумайте, о чём сегодня пойдёт речь. На фоне музыки читаю «Притчу о Счастье»
- О чём мы сегодня будем говорить? (о счастье)
- Тема нашего классного часа: Слайд:
«Сотвори счастье своими руками» (появляется слайд с названием темы и вопросами:
- Что означает слово «счастье»?
- Что делает человека по – настоящему счастливым?
Мы постараемся узнать, что такое счастье, прикоснуться к нему и понять, что делает людей по-настоящему счастливыми.
-А что для вас счастье, в чем оно заключается?( выслушиваю ответы детей) На столах карточки со словами для каждой группы и пустые карточки.
- А теперь подумайте, обсудите этот вопрос в своих группах и выберите 3 понятия, которые, на ваш взгляд, относятся к слову «счастье». Если вы решите, что среди данных слов нет такого понятия, напиши его на чистом листе.
У каждой группы слова:
1 группа: 2 группа 3группа 4группа
Любовь здоровье благополучие понимание
Цветы солнце мир дети
Тепло доброта весна крепкая семья
Помощь деньги хорошее настроение доброта
Улыбка хороший дом труд быть
отличником

и чистые карточки.
(Дети на доску прикрепляют карточки)
Вывод: много понятий включает в себя счастье.
- В народе говорят: «Каждый человек – кузнец своего счастья»
-Давайте вернёмся к притче и вспомним:
- В чём заключалось счастье для первого прохожего? Что он попросил за свою услугу? (красивый дом)
- Чего не хватало для счастья второму человеку? (красивой машины)
- А с чем же остался третий прохожий, ведь он ничего не потребовал взамен за свою помощь? ( Он получил счастье, которое не оставляет его никогда)
Ш Работа по теме.
1. Работа с информацией
- Ещё в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон сказал Слайд с портретом.
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье» - эти слова послужат эпиграфом нашего классного часа. И в конце его вы постараетесь объяснить их смысл.
- На примере ваших ответов и притчи мы убедились, что каждый человек счастлив по-своему. У всех оно разное, потому что и мы с вами все разные. И каждый вкладывает в это понятие особый смысл, свое собственное видение.
- Давайте выясним значение слова «Счастье». Как это можно сделать? (выяснить у взрослых, прочитать в словаре или интернете)
Работа в группах: выясните значение этого слова. (У каждой группы словарь 1)
Обобщение: Слайд:
-В русском языке слово «счастье» первоначально употреблялось в значении «хорошая доля», совместное участие. В латыни счастье называют «фортуной», с французского языка оно переводится - «шанс», а с английского - «удача».
- Сергей Иванович Ожегов в Словаре русского языка определил это слово так: Слайд (словарь)
Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения.

Счастье не измеришь Яркими словами, Счастье не увидишь Ясными глазами. Счастье это слово Много лиц имеет,
Каждый понимает Счастье, как умеет!
- Давайте подумаем, что делает человека по – настоящему счастливым.
2. Беседа о щедрости
- Возьмите конверт под № 1. Прочитайте текст и подумайте, о каком человеческом качестве идёт речь?
1 группа Марафон Добра, объявленный 1-ым каналом ОРТ помог сотням детей вернуть радость жизни. Миллионы россиян отправляли СМС «Добро» на номер 5541 стоимостью 75 рублей.     Все вместе собрали крупную сумму на лечение больных детей.
2 группа Клоуны Америки в течение года собирали денежные средства, чтобы приехать с выступлением в Москву в детский онкологический центр. И сами смеялись от радости, когда видели на лицах смертельно больных детей улыбки.

3 группа Андрей Ургант и его друзья поддержали Фестиваль "Дама с собачкой", помогая привлечь внимание и средства к проблеме бездомных животных. Благотворительная цель Фестиваля - на собранные от продажи билетов деньги помочь им.
4 группа Человек - легенда, человек - эпоха - так называли Майкла Джексона многие. Он часто помогал людям в беде. Майкл встречался с больными людьми, устраивал для больных детей приемы у себя в поместье, дарил подарки. Ежегодно он вносил деньги в фонд поддержки школ для афроамериканцев.
-Кто готов дать ответ на мой вопрос: о каком качестве человеческой души идёт речь в тексте?
- Что такое щедрость?
Слайд: Щедрость - это оказание бескорыстной помощи другим.
-Помогайте пусть немного, но каждый день, чтобы щедрость стала «привычкой вашего сердца». Щедрость заключается не только в раздаче денег. Бывает, что у вас, их нет. Тогда вы можете поделиться с другим хлебом, конфетой, подарить ему книжку или просто по-доброму взглянуть на человека.
Вывод: -Итак, какое отношение имеет щедрость к теме нашего классного часа, как вы думаете?
-Счастье- когда мы можем помочь или отдать что-то другому человеку, ничего не требуя взамен .Счастье состоит в том, чтобы отдавать
Слайд: Счастье-это щедрость.
- Я вижу вы устали. Давайте немного отдохнём и потанцуем под замечательную песню Барбариков «Дружба»
Слайд: 3. Музыкальная физкультминутка «Дружба»
4. О дружбе
- Молодцы! Я вижу вы дружные ребята!
–Давайте подумаем, иметь друзей – это счастье?
- Кого вы считаете настоящим другом? (ответы детей)
Слайд: Вывод: Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить свое селение от врагов, он набирал себе верных, храбрых и мужественных людей в свое войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали называть другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который  разделит с тобой и радость, и горе, и всегда придет тебе на помощь.
-. А можно ли считать друзьями своих одноклассников?
- Послушайте отрывок из стихотворения Леона Измайлова «Монолог о дружбе» и подумайте, что хотел сказать автор своим стихотворением.
Что такое - дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
 Может быть, подсказку у доски?
 Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг- плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?»
Оба дружно начинали врать.
-Как вы думаете, можно ли такое поведение одноклассников назвать дружбой?
- Так что же такое настоящая дружба? Попробуйте сами ответить на этот вопрос.
-Поднимите руку, у кого из вас на столе лежат пронумерованные карточки. Выходите ко мне. Встаньте по порядку, согласно своему номеру на карточке. Прочитайте про себя отрывки. Подготовьтесь к чтению вслух.
-Готовы? Итак, отвечаем на вопрос: «Что такое настоящая дружба?»
1. Дружба- это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
2.Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год
3. Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
4. Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
5.Дружба в радости и дружба в горе
Друг- последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
- Вот что такое настоящая дружба!
- Итак, может ли настоящая дружба сделать человека счастливым?
Слайд: Счастье - иметь настоящих друзей.
- Я надеюсь, что вы - настоящие друзья.
5. Тестирование
-Ребята, а всегда ли вы понимаете друг друга и терпимо относитесь к тем, кто думает и поступает не так, как вы?
Я предлагаю вам тест, чтобы вы сами могли узнать, насколько вы терпимы к окружающим, насколько стремитесь их понять. У вас на столах лежат полоски с кружками.
Я называю ситуацию, а вы закрашиваете кружок зеленым, если согласны с 1 ответом, синим– если со 2, и красным – если с 3-м. Поднимите руки, кому не понятно.
Слайд: 1. Маленький брат сломал твою игрушку.
Ты его прощаешь.
Ты грозишься, что сломаешь его игрушку.
 Ты ударишь его.
2.Ты недоволен собой.
Анализируешь свое поведение и стараешься исправиться.
Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
Ты все сваливаешь на других.
3. Маша проболела, пропустила уроки и во время ответа сказала на твой взгляд глупость..
1. Ты понимаешь, что Маше надо помочь изучить новый материал и предлагаешь свою помощь
2. Ты сочувствуешь
3.Ты смеешься над глупым ответом.
4. Твой друг говорит что-то, а ты с ним не согласен. 1. Ты все-таки слушаешь его.
2.Ты вежливо пытаешься перебить его. 3. Ты не даешь ему говорить.
5. В классе ты уже ответил. 1. Ты предоставляешь возможность ответить другим.
2. Тебе хочется отвечать еще, ты настойчиво тянешь руку. 3.Учитель больше тебя не спрашивает, и ты выкрикиваешь правильный ответ
-Оцените свои результаты.
Если у вас все кружки зеленые – вы терпимы, стараетесь понимать других, если есть синие – вы не всегда еще знаете, как правильно поступать, а если есть кружки красные, то вы пока не очень отзывчивы к людям. Но не огорчайтесь, главное, чтобы вы осознали свои ошибки и старались быть более терпеливыми, снисходительными к людям, проявляли мягкость и понимание. Не оценивайте людей, а цените их!
Слайд: Счастье- когда тебя понимают.
-Какие ещё составляющие счастья добавим на доску? (Щедрость, дружба, понимание)


6. Подведение итогов занятия. Составление коллажа. Рефлексия.
- Наш классный час подходит к концу.
- Вспомните эпиграф нашего занятия.
Слайд: «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье» Платон
- Объясните смысл этих слов. (Когда мы делаем хорошее другим, мы сами становимся счастливее)
-А так как тема нашего классного часа «Сотвори счастье своими руками», сейчас мы попробуем создать Дом Счастья своими собственными руками.
Всё необходимое есть на столах. Откройте конверт № 2, выберите, что вам нужно для счастья и составьте коллаж.
- Работайте дружно, будьте щедрыми, терпимыми друг к другу и понимающими. Приготовьтесь рассказать о том, что нужно для того, чтобы в ваших домах поселилось счастье. Но учтите, что на выполнение работы у вас 3мин. ( песочные часы на 3мин)
Коллективная работа: Составление коллажа «Улица счастья»
-Посмотрите, у нас получилась целая улица.
-Давайте дадим ей название. Если мы построили дома Счастья, то какое название дадим нашей улице?
(прикрепить название: «Улица счастья»)
Но чего-то не хватает на нашей улице?(зелени)
-Нужно посадить дерево. А так как улица у нас необычная, то и дерево должно быть необычным.
- Ребята, как вы думаете, добрые слова могут делать людей счастливыми?
-Какие «добрые» слова вы знаете? Как их ещё называют? (Вежливыми, волшебными)
- Людей на свете много и каждый хочет быть счастливым. Я предлагаю вам на нашей улице вырастить дерево счастья, чтобы его хватило на всех.
-Нравится вам такая идея?
- У вас на парте лежат сердечки, напишите на них по одному волшебному слову, которое поможет человеку стать немного счастливее и прикрепите на наше дерево.

7.Итог работы: Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось!
Сколько добрых слов вы знаете! Я уверена, что вы часто пользуетесь ими в своём общении с окружающими вас людьми.
А хотите, я вам открою еще один маленький секрет счастья? Я становлюсь чуточку счастливее, когда обо мне помнят близкие, присылают мне письма и смс-ки. А вы когда-нибудь получали настоящие письма, не электронные?
Сегодня вам прислали такие письма.(положить каждой группе конверты)
Вам, хочется узнать, что лежит в конвертах?
- Откройте. На память о нашей встрече, я хочу поделиться с вами необычным рецептом. Это рецепт счастья.
Слайд.
Рецепт счастья: возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше терпения и понимания. Перемешайте и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.” (И. Беляева)
В руках включенный фонарик
-Вы спросите, что это у меня в руках? Это - Счастье.
-Оно похоже на солнечный луч, который согревает своим теплом сердце.
- Со мной поделились счастьем, а я хочу поделиться им с вами..
- Почему оно такое маленькое? - Оно только моё, зато какое лучистое и красивое. - Хотите кусочек?
-Идите все ко мне. Образуем круг. - Давайте ладошки, я поделюсь с вами своим счастьем(передают по кругу фонарик) Чувствуете, какое оно теплое... А если им поделиться, оно потом станет еще горячее. - А руки об него обжечь можно? - Руки обжигают о зависть, ненависть, зло. О счастье их обжечь нельзя. Делитесь им!!! Ведь так многим его не хватает...
-Я благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе и желаю вам счастья большого-большого! Слайд











13PAGE 15


13PAGE 141115






15