урок ИЗО в 5 классе по программе Неменского Сказочная Гжель


Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Сказочная Гжель»
Тема урока: Искусство Гжели. Сказочная гжель.
Во 2-й четверти учащиеся продолжают знакомство с народным искусством на примере традиционных народных промыслов России(4урок) в разделе «Связь времён в народном искусстве» по программе Неменского.
Цель урока: Создать условия для формирования понимания того, что изделия традиционных промыслов — это творения ныне живущих мастеров, поэтому в них многое от нашего времени, но наряду с этим современные народные промыслы сохраняют верность традиции, укрепляющую духовные связи между прошлым и настоящим. А настоящее, несущее в себе прошлое и обращённое в будущее, осуществляет живую связь веков.

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей расписывать узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
1.Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это формирование основывается на -проявлении интереса к изделиям народных художественных промыслов, уважительного отношения к труду мастера — носителя традиции;  -и на видении черт неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов. 2.Формирование творческой активности. Это формирование основывается на -анализе произведений народных мастеров; -и на создании художественного образа по мотивам гжельской росписи и отдельных её элементов, традиционных приёмов. 3.Формирование художественных знаний, умений, навыков. Базируется на -узнавании традиционного народного художественного промысла России - «Гжели», истоков промысла, современное развитие, главных отличительных признаков изделий (форма, материал, особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента, приёмы письма); -и на умении выявлять и передавать в произведениях народных художественных промыслов связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материала, формы и декора, выстраивать орнаментальные (возможно, декоративно-сюжетные) композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнамента (растительного, геометрического).
При обучении детей на этом уроке предполагается необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России в частности Гжели, и их значении в современной жизни;
Формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала к уроку);
Формирование целостного взгляда на мир народного искусства;
Формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами, достигая взаимопонимания со сверстниками;
Формирование эстетических потребностей, эстетического вкуса, через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества.
Метапредметные результаты:
Умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов (гжель) как часть культуры народа;
Умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращённое в будущее и осуществляющем связь времён;Умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ;
Умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, отмечать в них особенности, черты своеобразия, единство с природой;
Умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности, применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни.
Предметные навыки:
Осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России (в частности Гжели);
Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее и особенное;
Приобретение опыта выполнения эскизов и моделей в соответствии с традициями, передача особенностей формы, традиционного орнамента и колорита;
Приобретение элементарных навыков в декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, её цветового строя;
Тип урока: комбинированный.
Виды: беседа, презентация урока, самостоятельная работа, оценивание работ друг друга, оформление выставки «Праздничный стол».
Форма: урочная, групповая
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, опережающий и метод самостоятельной работы.

Оборудование:
Для учащихся:
Модель(шаблон) для раскрашивания
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
Для учителя:
Модели (шаблоны) народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.)презентации «Гжель»
План урока (40 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 1 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-13 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5-10 мин.
1.Ход урока:
Класс делится на группы по 5 — 6 человек. Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за "круглым" столом.)Оргмомент.
Проверьте, дети,Вы готовы начать урок?Всё на месте,Всё в порядке,Все ли правильно сидят?Все внимательно глядят?Что ж давайте по порядкуЗагадаю я загадкуКто быстрей ответ найдёт,Тот первым и тему урока назовёт.Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?Видно с севера пришла и цветами расцвела:Голубыми, синими, нежными, красивыми. ( Молодцы! Это Гжель )
Слайд 1
На своем уроке я познакомлю вас с одной очень старинной, красивой и сказочной росписью, которая родилась на Руси
Давайте  заглянем в далекое прошлое и обратимся к Основам народного творчества.
2.Формирование новых знаний.
Слайд 2
Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Слайд 3
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Слайд 4 Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Слайд 5
Третий мастер удивился красоте такой, да сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озёр, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Слайд 16
Вопрос: А вы сможете гжельскую посуду определить из всех эскизах бытовых предметов на доске ? Назовите отличия гжельской посуды от всех предметов ?А сейчас мы с вами тоже почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами.
Расстановка подставок мастерских
На столах у Вас лежат конверты, откройте их и посмотрите какое изделие вам предстоит расписывать. Какую цветом краску мы сегодня будем использовать для росписи наших работ? (Голубую, синию)
А теперь скажите, Что учитываем при работе с красками?
(ответы)
а) аккуратность.б) красочность в) выразительность г) создание композиции;
Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на сторону» или «мазок с тенями».Мазки кладутся широкими круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая.
Она подчеркивает форму цвета и создает самостоятельный узор.
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,Не встретите на свете вы красоты такой!Голубизну небесную, что сердцу так мила,Кисть мастера на чашку легко перенесла.У каждого художника есть свой узор любимый,И в каждом отражается сторонушка родимая.Её трава шелковая, её цветы весенние-И мастерство волшебное достойны восхищения
3. Практическая работа учащихся.
Закрепление новых знаний и развитие навыков составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка Задание учащимся: на подготовленных материалах (на бумаги эскизы посуды) выполнить импровизацию по мотивам гжельской росписи.
4.Анализ работ учащихся.
Рефлексия. Все вы сегодня потрудились на славу! Вы молодцы!
А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы (вопросы заранее записаны на обратной стороне доски).
Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.
Почему тебе понравился этот рисунок?
Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?
Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет? Почему?
Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?
Итог урока.
Наш урок мне бы хотелось закончить такими словами:
«Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние -
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!»
Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.
Домашнее задание.
Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).
Мастерские № 2, №3 готовят сообщения, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий Хохломы. Используемая литература
В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 стр.222.
Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 — 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 стр. 12.
Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90