урок ИЗО в 7 классе по программе Неменского « Народных ремесел мастера»

Тема урока: « Народных ремесел мастера»
Цель урока:
Образовательная:
Научить составлять элементы растительного узора, украшающего изделия мастеров из Хохломы, с помощью кисти и ватных палочек.
Обогащать знания о видах декоративно-прикладного искусства: Хохломы и Гжели.
Развивающая:
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся
продолжать развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.
Воспитательная:
воспитание интереса к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
Задачи урока:
формировать умение правильно, грамотно выражать свои мысли в росписи предмета;
использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита;
развивать зрительную память в передаче впечатлений;
пробудить фантазию, умение комбинировать детали.
Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор.
Тип урока: традиционный в 7 классе по программе Неменского
Оборудование: ПК, заготовки из скульптурного пластилина ( пластилин перед росписью покрыть зубной пастой, а лучше жидким алебастром) (чаши, ложки, тарелки, розетки), заготовки цветных кружков из картона.
Формы: коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.
Виды работ: беседа, работа с раздаточным материалом.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Новый материал:
мастера Хохломы и Гжели;
работа с наглядным материалом;
работа на раздаточном материале;
гимнастика для тела.
III. Практическая работа. (Закрепление нового материала).
IV. Итог урока.
Домашнее задание. закончить( роспись поделок ).
ХОД УРОКА
На доске плакаты:
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!
Здравствуйте! Приготовились к работе?
Сегодня тема нашего урока “Народных ремесел мастера”.
Цель нашего урока: Освоить принципы гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты; выполнить гуашью орнамент в стиле хохломской росписи на пластилиновых предметах.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет
Золотая Хохлома, ей не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
В Гжели делают посуду
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Вы не просто детвора,
Вы ребята – мастера.
Мы с Вами познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. И сейчас , в современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется
В каждом доме есть посуда, которая сделана из разных материалов (фарфора, фаянса, стекла, металла, пластмасса).
- Кто ее придумал?
- Нужна ли посуде красота?
- Так кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, красивой, нужной людям?
- Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Потом он придумывал, для чего она, нужно ли ее украшать и как.
В создании посуды большую роль играет художник: он конструирует посуду и украшает ее, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливает ее повторение. Но бывает посуда в одном экземпляре – авторская выставочная работа.
Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой.
Большое значение играет материал, из которого сделана посуда.
Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.
Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но более прочная.
Посуда может быть веселой, торжественной или безразличной, скучной.
Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.
Посуда по характеру, соответственно назначению, может быть стройной, мощной, приземистой, воздушной и т.д.
Декором посуды может быть ручная роспись.
А сейчас мы совершим при помощи слайдов “экскурсию” туда, где создается посуда, где хранятся ее лучшие образцы в село под названием Хохлома (Нижегородская область).
Очень давно на средней Волге в Нижегородской губернии зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.
В царских, княжеских, боярских теремах знатные и богатые семьи ели из золотой и серебряной посуды. А откуда взять драгоценности даже в самый большой праздник бедному крестьянину?
Но лес у крестьян рядом. Кроме того, у крестьян искони существовало стремление к красоте и умение эту красоту творить.
Мастера - земледельцы вырезали и вытачивали из липы и ольхи – миски, чашки, ложки и даже большие посудины, где можно было хранить муку и заводить тесто.
Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи.
Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золото никогда не применялось в росписи хохломской посуды.
Есть русская пословица: “Голь на выдумки хитра”. Это ли не хитрость – превратить липу в золото?!



Стих. Виктора Набокова “Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы Листья и стебли, колосья и злаки, Редкие, мудрые формы природы Сердце влюбленного тайные знаки. Это придумали русские люди Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде Травы, цветы, легендарные розы. Как я люблю хохломское искусство! Ложки и те у меня хохломские К ним у меня постоянное чувство, С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны И никаких замечаний и жалоб. Слышно одно в разговоре застольном: Щец бы горячих, борща не мешало. Кисть хохломская! – Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни. Ты, как душа у народа красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!
. Слайд-фильм “Чудо-ложка”. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этот фильм озвучивают дети (читается текст на фоне музыки “Плясовые наигрыши”, “Камаринская”).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Ложка – загляденье!
Из дерева - легкая, золотисто- огненная, покрытая желтыми лепестками и красными венчиками, черно-зубчатой листвой и ягодами алой рябины. Возьмешь в руки и видишь, что мастер вырезал ложку из липы.
Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, черемухе, голубике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше, если рядом с ней поставить расписную чудо-миску.
Вот они на столе!
Поглядеть любо-дорого! Расписаны алыми ягодами спелой клубники, диковинными листиками и золотистой травкой на черном фоне.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые.
Но гости стариков дом не обходили.
На богатых дворах – тишина, одни собаки лают, а у старика – веселая застолица!
(Звучат плясовые наигрыши).
Все знали: есть у него красота ненаглядная – деревянная мисочка – конь с шестью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами.
Глаз отвести невозможно!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дивились гости: откуда у старика такая красота?
Спрашивали, дорого ли она стоит? Хозяин угощал гостей и говорил: - “Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые – в середине листья рябиновые, да ягоды”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А почему же спрашивают, - золото твое в воде не тонет и в огне не горит?
Положил дед черпаки в миску и налил воды – черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные.
А насчет огня говаривал дед, - испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть.
Одно слово Хохлома – огненная!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Свое название роспись получила от крупного селения Хохлома, где в далекие годы на ярмарках продавались изделия окрестных деревень.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В Заволжье всегда крестьяне-ремесленники любили узоры – “золото”, да “травку”.
Спросите почему – золото, травка?
Разве мало других веселых, радующих глаз, цветов и узоров?
Золото олицетворяло счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Когда выдавался хлебный год, то говорили наши мужики – золото (имелось в виду зерно) гребут лопатой. Про семью, в которую пришел достаток, у деревенского колодца молодки говорили: “Живут – золото весят”. Хотя, конечно, все знали, что хлебопашцы драгоценного металла в глаза не видели.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Трава же и цветы, ягоды и листья – побеги напоминали людям о молодости, нови и силе.
Учитель. Ребята, вы сейчас увидели прекрасные работы хохломских мастеров. И я думаю, что после просмотра слайд - фильма у вас возникло чувство гордости за землю, на которой живут и работают мастера Хохломы, за землю на которой мы живем с вами. Которая прекрасна!
Что такое Хохлома? Что такое Гжель? Какие цвета использованы? Чем отличаются Хохлома и Гжель? Что у них общего.
Знакомство с изделиями мастеров. А сейчас мы совершим при помощи слайдов “экскурсию” туда, где создается посуда, где хранятся ее лучшие образцы в село под названием Гжель (на реке Клязьме).показ слайдов читает ученик.
Обсуждение, какие цвета используются в “жаркой” палитре Хохломы и “холодной” пастельной палитре Гжели. (Сравнение зима – лето).
(Показать три главных цвета). Дополнительные цвета – зеленый, желтый.
Сегодня мы познакомимся с двумя “бабушками” – Хохломой и Гжелью.
(Демонстрация посуды, фигурок).
Роспись: растительная тематика – цветы и ягоды.
И в практической части урока наша задача – применить новые знания и те знания, умения, навыки, которыми вы уже владеете в создании росписи
Рисование на заготовках. (Рисуем только Хохлому).
Давайте сначала вместе с вами раскрасим основным цветом наши заготовленные из скульптурного пластилина предметы быта. Представим себе, что эти поделки , которые вам нужно отвезти на ярмарку и продать. Вы должны раскрасить яркими красками . А какие цвета говорят, что это хохломская роспись?
Ответ детей – желтый, красный, черный.
Правильно! Приступаем к работе.
. Давайте посмотрим, есть ли нужные нам цвета в нашей палитре.
Ответ детей – перечисляют цвета палитры необходимые для росписи Хохломской посуды.
Физминутка 2-3 мин.( тряпичная кукла)
Выполнение практической работы.
Подведение итогов урока: анализ работ, выставление оценок.
Что нового вы узнали сегодня?
Чем же отличается Хохлома и Гжель?
Что у них общего?
Домашнее задание: закончить роспись.
Урок закончен, до свидания.
Учитель ИЗО Стрельба Е.Б.

Литература:
Скоролупова О. А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. –М.Ю2005.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. -М., 2005.
Заголовок 1 Заголовок 215