Целевая воспитательная программа ВСТУПАЯ В ЖИЗНЬ


Согласовано: Утверждено:
422529027940________________________ директор ГБОУ СПО КузТСиД
________________________ _______________В.И.Наумова
«____ » ___________ 2013 г. «____ » _____________ 2013 г.
ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВСТУПАЯ В ЖИЗНЬ
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Колпаченко Л.Я. - заместитель директора по воспитательной работе;
Шерстнева И.Б. - педагог – психолог;
Пахомова А.В. - социальный педагог.

СОДЕРЖАНИЕ:
Паспорт__________________________________________________________ 3 - 6
Общая характеристика проблемы_________________________ 7 - 11
Аналитическая справка______________________________________ 12 - 14
Цели и задачи программы__________________________________ 15 - 18
Сроки реализации программы____________________________ 19
Принципы осуществления программы___________________ 20
Методы реализации программы__________________________ 21
Содержание программы____________________________________ 22 - 23
Ожидаемые результаты от реализации программы__ 24
Механизм реализации программы_________________ 25 - 29
Нормативно – правовое обеспечение программы____
30 - 33
ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ВСТУПАЯ В ЖИЗНЬ»
НАИМЕНОВАНИЕ ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ – СИРОТ,
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ИХ ЧИСЛА «ВСТУПАЯ В ЖИЗНЬ»
Основание для разработки программы Конвенция о правах ребенка, 1989 г.;
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Основные положения президентской программы «Дети России» на 2007 – 2010 гг.;
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-Ф3 «Об опеке и попечительстве»;
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266 – 1 «Об образовании»;
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей!;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44 – ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»;
Методические рекомендации Департамента образования Российской Федерации;
Устав техникума;
Программа развития ГБОУ СПО «КузТСиД им. Волкова В.А.»;
Положение техникума «О социальной защите студентов (детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Положение «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов»;
«Перспективный план воспитательной работы техникума на 2012 – 2013 гг.»;
«План работы Совета профилактики на 2012 – 2013 гг.»;
«План работы Совета общественности на 2012 – 2013 гг.»;
«План работы Совета студенческого соуправления на 2012 – 2013 гг.»;
«План работы педагога – психолога на 2012 – 2013 гг.»;
«План работы социального педагога на 2012 – 2013 гг.»
Заказчик программы
Преподавательский коллектив ГБОУ СПО «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В.А.»
Разработчик программы
Авторский коллектив «Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В.А.»:
Колпаченко Л.Я. - заместитель директора по воспитательной работе;
Шерстнева И.Б. - педагог – психолог;
Пахомова А.В. - социальный педагог.
Цели и задачи программы
Цель:
Создание в техникуме оптимальных условий для успешной социальной адаптации студентов, относящихся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
Задачи:
- Создание комфортных психолого – педагогических условий для обучения и жизнедеятельности студентов данной категории в техникуме, их духовного и физического развития;
- формирование устойчивой мотивации к получению специальности у студентов, относящихся к данной категории, а также содействие их профессионально – личностному развитию;
- формирование у студентов данной категории устойчивого позитивного отношения к здоровому образу жизни, себе, окружающему миру; профилактика отклонений в их социальном развитии; полноценный учет индивидуально – психологических особенностей и педагогическое наблюдение (мониторинг) за развитием студентов данной категории.
Сроки реализации программы 2013 – 2015 гг.
Исполнители программы
Администрация, педагогический и студенческий коллективы ГБОУ СПО «КузТСиД им. Волкова В.А.»
Ожидаемые конечные результаты - Создание в техникуме комфортных психолого – педагогических условий для обучения и жизнедеятельности студентов, относящихся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с помощью социальной диагностики, консультаций, терапии, проведения различных тренингов;
- формирование устойчивой мотивации к получению выбранной специальности у студентов данной категории при реализации таких мероприятий, как проведение социально – психологических тренингов, семинаров, классных часов, дискуссий на тему сплочения группы, лидерства, будущей профессии и пр.;
- формирование у студентов данной категории устойчивого позитивного отношения к здоровому образу жизни, себе, окружающему миру с помощью проведения акций, конференций, круглых столов по проблемам профилактики здорового образа жизни; участие данных студентов в этих акциях.
Организация контроля реализации программы Администрация ГБОУ СПО «КузТСиД им. Волкова В.А.»
Расчетные объемы и источники финансирования Бюджетные т внебюджетные средства

Общая характеристика проблемы
Социально – политические и социально – экономические события последнего десятилетия ХХ века в России привели к ослаблению общечеловеческих, морально – этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Нестабильность социально – экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психологических факторов, активно стимулирующих рост числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В последние годы остро стоит вопрос о восстановлении условий социального развития личности ребенка в том случае, если его социальные отношения искажаются в силу объективных обстоятельств. Они затрагивают в том числе и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате происходят глубокие нарушения социальных связей таких детей и подростков в открытом социуме, понижается их социальный статус, растет дезадаптация и социальная некомпетентность.
Ежегодно основной контингент выпускников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, делает свой выбор в пользу среднего профессионального образования (в дальнейшем – СПО), где продолжается процесс становления их личности, решаются задачи профессиональной подготовки, повышения их образовательного уровня, обеспечения социальной адаптации и профессиональной реабилитации.
Дети – сироты – неизменный целевой адресат, клиент и воспитанник системы учреждений СПО. В условиях перемен именно дети – сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем.
Система СПО предстает в современном обществе в качестве одного из базовых институтов формирования рабочих ресурсов и гаранта инновационного развития экономики. Системе СПО присуще выполнение комплекса социальных функций, а именно социализации и воспитания подрастающего поколения, а также профессионального и личностного развития детей, обладающих определенными ограничениями и сложностями в развитии, и в частности детей – сирот.
Основной характеристикой профессионального образования детей – сирот можно назвать «формальное благополучие ситуации». Зачисляя автоматически в учреждения СПО детей – сирот, многие директора названных учреждений отмечают низкий уровень общепрофессиональной подготовки данной категории, не позволяющий им успешно учиться и в дальнейшем устроиться на работу. В результате отсутствия серьезной профориентационной работы в детских домах и интернатах до 50% выпускников – сирот оказываются неудовлетворенными местом работы и учебы после выхода из общеобразовательных учреждений. При этом выбор учебного заведения зависит не от желания выпускника получить ту или иную профессию, а от доступности полного государственного обеспечения в период обучения, в том числе общежития.
Дети – сироты, традиционные адресаты и клиенты СПО в России, более чем иные группы молодежи испытывают трудности в процессе организации самостоятельной жизни, обладают рядом негативных характеристик социализации.
Условия социализации детей – сирот резко отличаются от условий социализации детей из семей. Эти особенные условия ведут к особенному (деформированному, эмоционально дефицитарному) личностному развитию. Дети – сироты, как правило, почти всегда испытывают эмоциональную депривацию, то есть пребывают в длительном состоянии частичного блокирования, недостаточного удовлетворения потребности в эмоциональном тепле, заботе, сопереживании. Доказано, что пребывание в состоянии эмоциональной депривации ведет к серьезным нарушениям эмоционального развития, к отсталости эмоциональной сферы личности. Более того, это состояние приводит к целому ряду негативных последствий не только на эмоциональном уровне личности, но и на уровнях ее когнитивного и поведенческого развития. Сама социализация в детском доме в силу объективных обстоятельств носит неполноценный, усеченный, «куцый» характер. Дети не включены во все многообразие жизненных социальных отношений. Но, как хорошо известно из теории социального научения, именно собственный жизненный опыт и наблюдение за жизненным опытом других является главным механизмом социализации личности. В силу всех вышеназванных обстоятельств у детей – сирот снижается потенциал социальной адаптации к условиям обычной жизни вне рамок детского дома. Уровень социальной дезадаптации детей – сирот в несколько раз превышает таковой по сравнению с обычными детьми. Вследствие того, что такие студенты находятся на полном государственном обеспечении, у них формируется иждивенческая жизненная позиция, отсутствуют бережливость и ответственность. Такие дети чаще не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, решать материальные проблемы, болезненно переживают свою ненужность. Особые трудности они испытывают в общении с незнакомыми людьми, где требуется умение строить личностные отношения, в связи с однообразным ролевым опытом. Будучи студентами, дети названной категории имеют слабый интерес к профессии и низкую мотивацию к профессиональному обучению.
По данным исследований, в результате нарушений социализации только от 10% до 30% детей – сирот нормально адаптируются к самостоятельной жизни. Для большинства же характерно развитие резкой социальной дезадаптации – от глубокого стрессового состояния до попыток суицида, от асоциального поведения до совершения уголовно наказуемых деяний.
Выпускники детских домов оказываются неготовыми к выбору профессии и планированию жизненного пути. В этих трудностях выпускников детских домов проявляются последствия отрицательного опыта семейных отношений и усвоения негативных ценностей и образцов поведения в раннем возрасте, так как большая часть детей, воспитывающихся в приютах, детских домах и интернатах, являются социальными сиротами, то есть имеют родителей, проявляющих асоциальные формы поведения.
Период обучения в учреждении СПО рассматривается как переходный период от детского дома к реальной самостоятельной жизни. Задачей данного периода необходимо считать повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации детей – сирот в процессе их социализации (ресоциализации) в условиях обучения в техникуме.
Ключевой проблемой и профессионально – педагогической задачей в отношении детей – сирот следует признать повышение потенциала их жизненной устойчивости и наращивания адаптивных возможностей.
В настоящее время социальная адаптация является важным направлением воспитательной работы с детьми данной категории, ведь это наиболее важная составляющая успеха в воспитании будущих граждан страны.
Период пребывания детей – сирот в учреждениях СПО – это период создания необходимого потенциала личностной и профессиональной адаптации и ресоциализации, восстанавливающей и компенсирующей объективные пустоты и провалы в социальном развитии ребенка – сироты.
Таким образом, деятельность техникума должна быть направлена на решение двух одновременно значимых групп задач: восстановление утраченного или недополученного багажа социальных знаний и положительного опыта социального развития, а также наращивание социально – психологического адаптационного потенциала сироты, применительно к задачам его будущего развития, в том числе профессионального.

Аналитическая справка
На протяжении предыдущих лет в техникуме студентов, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же из их числа обучалось сравнительно немного.
В последние годы наблюдается тенденция роста поступления детей с таким социальным статусом в техникум.
Кроме студентов-сирот, поступивших в образовательное учреждение, на внутреннем учёте учреждения состояли и те студенты, социальный статус изменился в период обучения в техникуме.
Таким образом, тенденция увеличения контингента техникума с социальным статусом «ребёнок-сирота», «ребёнок, оставшийся без попечения родителей», «лицо из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей» можно проследить по диаграмме 1.
Диаграмма 1.

Так как студенты, относящиеся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, зачастую испытывают трудности в процессе организации самостоятельной жизни, обладают рядом негативных характеристик социализации, они состоят на особом учёте, как Администрации Кемеровской области, так и на внутреннем учёте техникума.
Помимо нарушений в личностном развитии, студенты-сироты имеют достаточно низкую мотивацию к получению профессии. Это обусловлено, в основном, низкими способностями к обучению (по данным социологов, только 20% из числа воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ), а также отсутствием серьёзной профориентационной работы в детских домах и интернатах. Большое значение имеет тот факт, что зачастую, выбор учебного заведения не зависит от желания студента получить ту или иную профессию, а от доступности полного государственного обеспечения в период обучения, в том числе, общежития. Соответственно, ещё одной проблемой в работе со студентами, имеющими статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из их числа, является низкая мотивация таких студентов к получению специальности, а также их недостаточное профессионально-личностное развитие.
Практически все дети, которые по разным причинам без попечения родителей, имеют различные формы антиобщественного поведения (курят, употребляют спиртные напитки, прогуливают учебные занятия и т.д.). Соответственно, достаточно серьёзной проблемой при работе с такими студентами, является их негативное отношение к здоровому образу жизни, себе и окружающему миру. Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью. Ведь для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом. Для этого педагогическому составу техникума необходимо провести определённые мероприятия, которые помогут детям, пережившим сильнейшую психологическую драму и находящимся в трудной жизненной ситуации, благополучно интегрироваться в общество. Для этого необходима профилактика отклонений студентов-сирот в социальном развитии и полноценный учёт (мониторинг) за развитием студентов данной категории.
В ходе анализа деятельности техникума по работе со студентами, имеющими статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, выявились актуальные проблемы, решение которых станет приоритетной в рамках данной целевой программы.
Первая проблема заключается в неполном соответствии психологических условий в техникуме для обучения и жизнедеятельности студентов-сирот.
Вторая проблема - низкая мотивация студентов, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа к получению специальности, а также их недостаточное профессионально-личностное развитие.
Третья проблема – негативное отношение к здоровому образу жизни, себе и окружающему миру, отсутствие профилактики в их социальном развитии, недостаточный учёт индивидуально-психологических особенностей и педагогического наблюдения (мониторинг) за развитием студентов данной категории.
Цели и задачи программы
В качестве основополагающей цели программы мы определяем создание в техникуме оптимальных условий для успешной социальной адаптации студентов, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Задача 1 – создание комфортных психолого-педагогических условий для обучения и жизнедеятельности студентов данной категории в техникуме, их физического и духовного развития.
Направление деятельности:
- создание благоприятного психологического климата в процессе обучения в образовательном учреждении;
- выстраивание отношений сотрудничества, дружеского общения среди участников учебного процесса;
- предупреждение психологических перегрузок студентов с помощью тренингов, психологических игр, практикум, дискуссий;
- применение в процессе обучения здоровьесберегающих технологий (таких как выполнение санитарных правил и норм, осуществление индивидуального похода при проведении занятия, организация благоприятного психологического климата занятий, формирование ЗОЖ и культуры здоровья на занятиях);
- обеспечение социально-психологической поддержки и помощи студентам техникума;
- проведение бесед, классных часов, семинаров по духовно-нравственной и гражданско-практической тематике;
-организация работы студенческого самоуправления.
Задача 2 – формирование устойчивой мотивации к получению специальности студентов, относящих к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также содействие их профессионально-личностному развитию.
Направление деятельности:
-создание позитивной, доверительной атмосферы в учебной группе;
-повышение уровня самосознания студентов с целью позитивного участия в учебной и общественной жизни техникума;
- проведение социально-психологических тренингов, семинаров, мастер-классов, практикум, игр с целью предупреждения перезагрузок, переутомления, стрессовых ситуаций в процессе обучения студентов в техникуме;
- участие студентов в профессиональных конкурсах, конференциях, круглых столах в рамках на уровне учреждения, города, области, страны;
- организация социально-значимой деятельности через благотворительные проекты учебных групп;
- участие студентов-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в творческих и народных коллективах
- организация работы Научного студенческого сообщества;
-проведение в рамках техникума конкурсов «Студент года», «Лучшая учебная группа» и др.;
- посещение музеев, театров, выставок, экскурсионных поездок с культурно-образовательной целью.
Задача 3 – формирование у студентов данной категории устойчивого позитивного отношения к здоровому образу жизни, себе, окружающему миру, профилактика отношений в их социальном развитии, полноценный учёт индивидуально-психологических особенностей и педагогическое наблюдение (мониторинг) за развитием студентов данной категории.
Направление деятельности:
- проведение семинаров, «круглых столов», конференций, акций по проблемам наркомании, алкоголизма, курения, ВИЧ, пропаганде здорового образа жизни;
- проведение мероприятий, воспитывающих у студентов правильное отношение к окружающему миру, экологии, человеку;
- проведение спортивных праздников, соревнований, кроссов, эстафет на уровне техникума, города, региона, страны;
- проведение общеоздоровительной работы в техникуме (медицинские осмотры, гигиеническое воспитание);
- оказание социально – психологической поддержки студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, ситуации стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- организация встреч с представителями органов внутренних дел (ОВД, прокуратура), посвященных правонарушений среди студентов;
- функционирование в рамках техникума Совета профилактики, цель которого – предупреждение правонарушений среди студентов, укрепление дисциплины в техникуме;
- проведение мониторинговых исследований психологического здоровья студентов в виде диагностик, опросников, анкет, тестирования;
- психологический анализ социальной ситуации в техникуме, выявление основных проблем, причин их возникновения, путей и средств их разрешения (диагностика «Психологическая комфортность студента в коллективе» и др.);
- психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно – профессиональной деятельности посредством бесед, консультаций, наблюдения;
- формирование у студентов техникума способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию с помощью тренингов, практикумов, семинаров и т.п.

Срок реализации программы – 2013 – 2015 гг.
Основные этапы деятельности в рамках реализации программы:
Организация и проведение диагностики (педагогической, психологической) студентов, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа для выработки рекомендаций по социальной адаптации, улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности.
Анализ полученной информации. На основе анализа определяется насколько студент данной категории дезадаптирован, насколько он нуждается в получении психолого – педагогической поддержки, социальной помощи;
Выработка рекомендаций. На данном этапе разрабатываются информационные справки, социальные карты студентов из числа детей – сирот, рекомендации по организации индивидуального процесса и технологии обучения.
Психолого – педагогическое консультирование. Проводится со всеми участниками социально – педагогического сопровождения и предполагает психолого – педагогическое и методическое обеспечение работы.
Деятельностный этап. Реализация выработанных решений по устранению существующих социально – психологических проблем у студентов данной категории и плана помощи в процессе обучения.
Анализ деятельности по социальному сопровождению студентов, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, структурными подразделениями, осуществляющими социальную адаптацию студентов данной категории и функционально отвечающими за ее проведение (заместитель директора по воспитательной работе, педагог – психолог, социальный работник, классные руководители учебных групп, бухгалтерия).
Принципы осуществления программы
Практическое осуществление социальной адаптации детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа предполагает опору на ряд основополагающих принципов:
- своевременность и поэтапность социально – адаптационных мероприятий (своевременное выявление проблем студентов данной категории и организация последовательной деятельности по их разрешению в рамках техникума);
- дифференцированность, системность и комплексность (осуществление в техникуме социально – адаптационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи студентам данной категории);
- последовательность и непрерывность в проведении социально – адаптационных мероприятий (приспособление студентов данной категории к условиям обучения в техникуме, а также предотвращение возможных проблемных ситуаций в будущем);
- индивидуальный подход (определение объема, характера, направленности социально – адаптационных мер персонально для каждого студента данной категории);
- доступность социально – адаптационной помощи для всех нуждающихся;
- гуманизм (признание ценности каждого студента техникума как личности);
- стимулирование студента к самопомощи (активизация собственных внутренних ресурсов студента для изменения образа жизни).
Методы реализации программы
Методы, с помощью которых реализуется данная программа:

Методы социальной Психологические методы Педагогические методы
работы

- методы социальной - психодиагностические - организационные
диагностики; методы; методы
- методы социальной - психокоррекционные (поручение,
профилактики; методы; требование,
- методы социального - методы состязание,
контроля; психологического создание
- методы социальной консультирования; ситуации успеха)
реабилитации; - методы - методы
- социально – психотерапии; обучения
экономические - методы (повествование,
методы; психического диалог,
- организационно – воздействия лекция);
распорядительные - методы
методы воспитания
(внушение,
призыв);
- методы
организации
социального
педагогического
взаимодействия)
Содержание программы
В последние годы в техникуме наблюдается увеличение количества студентов, относящихся к категории детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Соответственно, одной из приоритетных задач работы со студентами – сиротами в рамках данной программы является создание комфортных психолого – педагогических условий для обучения и жизнедеятельности студентов данной категории в техникуме, их физического и духовного развития.
Для успешной реализации поставленной задачи деятельность техникума должна быть направлена на выполнение ряда мероприятий, таких как создание благоприятного психологического климата в процессе обучения в техникуме, выстраивание отношений сотрудничества, дружеского общения среди участников учебного процесса; предупреждение психологических перегрузок студентов с помощью тренингов, психологических игр, практикумов, дискуссий; применение в процессе обучения здоровьесберегающих технологий; проведение бесед, классных часов, семинаров по духовно – нравственной и гражданско – патриотической тематике.
Для достижения второй задачи программы – формирование устойчивой мотивации к получению специальности студентов, относящихся к категории детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также содействие их профессионально - личностному развитию, предусмотрена реализация следующих мероприятий: создание позитивной, доверительной атмосферы в учебной группе; повышение уровня самосознания студентов с целью их позитивного участия в учебной и общественной жизни техникума; проведение социально – психологических тренингов, семинаров, мастер – классов, практикумов, игр с целью предупреждения перегрузок, переутомления, стрессовых ситуаций в процессе обучения студентов в техникуме; участие студентов в профессиональных конкурсах, конференциях, круглых столах в рамках учреждения, города, области, страны; организация социально – значимой деятельности учебных групп через благотворительные проекты; участие детей – сирот в творческих и народных коллективах; организация работы Научного студенческого сообщества; проведение в рамках техникума конкурсов «Студент года», «Лучшая учебная группа»; посещение музеев, театров, выставок, экскурсий с культурно – образовательной целью.

Ожидаемые результаты реализации программы
В соответствии с целью и задачами в ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
Ожидаемые результаты Методики диагностики
Создание в техникуме комфортных психолого – педагогических условий для обучения и жизнедеятельности студентов, относящихся к категории детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с помощью социальной диагностики, консультаций, терапии, проведения различных тренингов. Методика диагностики стессосовладающего поведения (копинг – поведение в стрессовых ситуациях);
Тест Рокича «Ценностные ориентации»;
Опросник социально – психологической адаптивности (СПА) А.К. Осницкого;
Диагностика осмысленности жизненных целей;
Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева);
Анкетирование;
Мониторинг
Формирование устойчивой мотивации к получению выбранной специальности у студентов данной категории при реализации таких мероприятий как проведение социально – психологических тренингов, семинаров, дискуссий на тематику сплочения группы, лидерства, будущее профессии и пр. Формирование у студентов данной категории устойчивого позитивного отношения к здоровому образу жизни, себе, окружающему миру с помощью проведения акций, конференций, «круглых столов» по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ и участие данных студентов в этих акциях.
Механизм реализации программы
№ Наименование мероприятий Формы деятельности Срок выполнения Ответствен-
ные
1. Выявление и постановка на учет студентов данной категории Беседа с классными руководителями, заполнение бланка «Алгоритм отнесения к целевым группам профилактической деятельности несовершеннолетних и их семей», создание базы данных студентов данной категории Сентябрь, ежегодно Социальный педагог, классные руководители
2. Изучение социально – психологических особенностей студентов данной категории Проведение диагностических методик, опросников, тестирования, анкет. Заполнение бланков «Социальная карта студента из числа детей – сирот» на каждого студента данной категории Сентябрь – октябрь, ежегодно Социальный педагог
3. Проведение социальных исследований психологического здоровья студентов данной категории Мониторинговые исследование в виде диагностик, опросников, анкет, тестирования (заполнение «Карты наблюдений», «Карты риска суицида» и др.) В течение учебного года Социальный педагог, классные руководители
4. Выявление и оказание социальной помощи дезадаптиро-
ванным студентам Выявление дезадаптированных студентов (диагностика «Психологическая комфортность студента в коллективе», методики САН, проективные методики и др.).
Социально – психологическое сопровождение студентов при помощи консультирования, тренингов, практикумов, семинаров В течение учебного года Социальный педагог
5. Крнсультирование студентов данной категории, классных руководителей, преподавателей родственников, опекунов по вопросам обучения, жизненного самоопределе
ния,трудоустройства, проблемам взаимоотноше
ний со взрослыми и сверстниками, социального и юридического обеспечения Индивидуальные, групповые, семейные, психолого – педагогические, юридические консультации В течение учебного года Социальный педагог, юрист
6. Организации и выплата полагающихся по закону пособий и льгот студентам данной категории Расчет суммы выплат, оформление приказов на выплату денежных средств, ведение карточек учета приобретенной детьми – сиротами одежды, обуви, мягкого инвентаря В течение учебного года Заместитель директора по ВР, бухгалтер, социальный педагог
7. Оказание реабилитационной помощи и поддержки студентам данной категории, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания Психологические консультации, беседы, индивидуальная, групповая, семейная терапии. Методы поддержки личности, преодоления конфликта В течение учебного года Социальный педагог, психолог
8. Социальная коррекция трудностей в обучении студентов Психодиагностика неуспевающих студентов (методики изучения умственного развития, групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны для подростков и др.). Консультации по преодолению проблем в обучении В течение учебного года Социальный педагог, классные руководители
9. Осуществление коррекции асоциального поведения данной категории Деятельность Совета профилактики, проведение семинаров, «круглых столов», конференций, акций по проблеме правонарушений подростков В течение учебного года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители
10 Организация и проведение заседаний Совета профилактики по вопросам правонаруше-
ний среди студентов данной категории Беседы, анализ проблемной ситуации В течение учебного года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
11 Формирование устойчивой мотивации к получению выбранной специальности Проведение социально – психологических тренингов, семинаров, дискуссий на темы: «Сплочение группы», «Я в коллективе», «Моя будущая профессия», участие студентов в творческих коллективах техникума В течение учебного года Социальный педагог, классные руководители, преподавате- ли техникума
12 Организация досуга студентов данной категории Привлечение к работе в творческих коллективах, к участию в мероприятиях техникума В течение учебного года Руководители творческих коллективов, классные руководители, педагог - организатор

Нормативно – правовое обеспечение
Нормативно – правовые документы, лежащие в основе данной программы:
Конвенция о правах ребенка, 1989 г.;
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Основные положения президентской программы «Дети России» на 2007 – 2010 гг.;
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-Ф3 «Об опеке и попечительстве»;
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266 – 1 «Об образовании»;
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей!;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44 – ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541 – 1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации»;
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143 - ФЗ «Об актах гражданского состояния»;
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166 – ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 249 «Об организации выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения, родителей и находящихся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организации для детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. № 347 «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительного разрешения на усыновление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423»;
Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. №№ 369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;
Устав техникума;
Положение техникума «О социальной защите студентов (детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа)»;
Положение техникума «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов».
ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ:
«Комплексная программа по организации воспитательно – профилактической деятельности в техникуме на период ____________ гг.»;
«Целевая воспитательная программа по духовно – нравственному воспитанию студентов «Живой родник» на _____________ гг.»;
«Целевая воспитательная программа по семейному воспитанию «Семь Я» на _____________ гг.»;
«Целевая воспитательная программа по формированию установок толерантного сознания студентов «В единстве наша сила» на _______________ гг.»;
Целевая воспитательная программа по гражданско – патриотическому воспитанию «Мы – граждане России на ______________ гг.»;
Целевая воспитательная программа по профилактике алкоголизма, курения, наркомании, ВИЧ – СПИДа «Свет солнца» на _____________ гг.»