Зрительный анализатор. Строение и функции глаза


«Педагогическая мастерская»








8 класс






Учитель: Ипатова Наталья Владимировна
(высшая категория, стаж - 15 лет)











МОУ «Общеобразовательная школа №18»
г. Бийска, Алтайского края
2009 г.







Тема: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Цель: Доказать, что орган зрения – часть соответствующего анализатора, позволяющая установить адаптивную специализированную связь с внешней средой.

Задачи: 1.Дать понятия об анализаторах, показать особенности строения на примере зрительного.
2. Сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза.
3. Активизировать мыслительный процесс (наблюдение – сравнение – сопоставление – синтез), формировать навыки самостоятельности в обучении.

Тип урока: урок новых знаний

Применяемая технология: педагогическая мастерская

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

Метод: словесно-наглядный, практический, частично – поисковый.

Оборудование: 1. Мультимедийные средства.
2. Раздаточный материал.
3. Энциклопедии, словари.



Ход урока:

Вступительное слово.
Я – мастер
Вы – подмастерья
Правила мастерской: 1. В мастерской все исследователи, и мастер тоже.
2. Каждый участвует в работе мастерской,
дает высказать свое мнение другим.
3. Мастер не спешит отвечать на вопросы.
4. Работа в мастерской не заканчивается.
Знания – не окончательны, они постоянно
обновляются и обогащаются.

Слайд: «Человек имеет 5 органов чувств:
(Какие?)
зрение, слух, осязание, обоняние, равновесие.
(Что дают нам чувства? Зачем они нужны?)
Чувства обнаруживают изменения окружающей среды и посылают нервные импульсы в мозг, который их
расшифровывает»

Давайте проверим
Ученик на одну руку надевает перчатку и закрывает глаза. Ему дают в каждую руку по снежку.
Что почувствовал?
Что у тебя в руках?
Как ты это узнал?
А что помогло тебе почувствовать? (рецепторы)

Воспринимающие аппараты – рецепторы – связаны с корой головного мозга. Именно в коре головного мозга происходит различение, анализ раздражений, идущий из внешней и внутренней среды.

Проведем простой эксперимент.
Перед учеником, у которого закрыты глаза, стоят три стакана с водой.
Какие предметы стоят перед тобой?
Открой глаза
Что в этих стаканах? Как мы можем определить, что это?
Определи, где находится соленая вода?
Холодная вода?
Прозрачная вода?
Для чего мы проводили этот эксперимент?



Каждый орган чувств устроен таким образом, что способен реагировать только на определенный вид раздражений.

Разные свойства предметов воспринимаются различными рецепторами.


- Что такое «рецепторы»? (структуры, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы)















Слайд: преобразование внешних раздражений в нервные импульсы




Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.

(анализ – расчленение на отдельные признаки)




Каждый анализатор имеет центр в коре больших полушарий.







Слайд: «части мозга, управляющие органами чувств»













Резкой разницы между мозговыми центрами анализаторов нет.

Мы провели опыт и поняли, что человек может воспринимать раздражение из внешней среды. А вот такая ситуация: у вас болит горло, зубик, вы переели и у вас заболел живот. Это же вы тоже чувствуете?! Это же тоже изменения, которые тоже воспринимаются благодаря рецепторам. Так вот, рецепторы, принимающие раздражение из внешней среды, называются – экстерорецептерами.
Рецепторы, принимающие раздражение из организма – интерорецепторы.
Мы говорим о рецепторах, но ведь это только часть анализатора.
Каждый анализатор состоит из трёх частей: рецептора, проводника и центров коры.

Слайд: схема строения анализаторов

Сегодня мы начнем изучать первый анализатор - зрительный
На нашей мастерской мы постараемся доказать, что глаз – часть зрительного анализатора, благодаря которой мы познаем мир.

Ребята, закройте глаза. Что происходит в кабинете?
Вы вошли в темную комнату. Что вы делаете в первую очередь? А зачем?
Что является раздражителем и вызывает зрительные ощущения?



Орган зрения (глаз) – воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений.

Задание №1
На листке напишите слово «глаз», подберите к нему два – три слова, отвечающих на вопрос «Где он находится?». Передайте свой листок соседу справа, его задача - дописать слово, которого нет в вашем списке. Не повторяйтесь.
Глаз располагается в лицевой части черепа, в полости костного углубления – глазнице, предохраняющей глаз от повреждений. Глазница образована лобной, верхнечелюстной и скуловыми костями.

Панель (зачитываем ответ)

Задание №2
На листке нарисуйте глаз. Подпишите его части. Передайте соседу справа. Его задача – дорисовать и подписать то, чего не увидел на вашем рисунке.

Задание №3
Работая в парах, установите, для чего необходимы части глаза. (Что было бы, если бы не было)

Панель (зачитываем ответ)

Слайд: «глаз и его приспособления»


Задание №4
- Ребята, а почему глаза не «выпадают»?
- Работая в парах, определите функции глазных мышц.
Попросите соседа по парте проследить взглядом за движением карандаша, который вы передвигаете на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, вправо, влево, а затем опишите окружность.
Сколько мышц может приводить в движение глазное яблоко? (не менее 4-х, а точнее 7: две косые, четыре – прямые, мышца, поднимающая верхнее веко).

Слайд: «мышцы глазного яблока»

Панель (зачитываем ответ)

«Эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение».
Под таким заголовком газета «Нью-Йорк Таймс» сообщала: «Эксперты старались осуществить одно из самых дерзновенных стремлений человека, а именно, создать мыслящие машины, но споткнулись на первом же шаге. Они не смогли развить зрение.
После двадцатилетних изысканий всё ещё приходится учить машины, казалось бы, простому действию: опознавать обыкновенные предметы и отличать их друг от друга.
Поэтому у них развелось новое, глубокое уважение в отношении изощренного человеческого зрения»
Ученые обращаются к вам за помощью: помогите разобраться, как устроен глаз?

При помощи компьютера, сконструируйте модель глаза, объясняя значение каждой его части. Для выполнения этого задания – делимся на группы.


На экране компьютера появляются слайды с изображением разных частей глаза:
глазное яблоко (имеет почти правильную шаровидную форму)
склера (состоит из соединительной ткани с мельчайшими кровеносными сосудами, передняя часть – конъюнктива - защита)
роговица (линза)
конъюнктива
сосудистая оболочка (имеет черный цвет, свет не рассеивается и сохраняется четкость изображения на сетчатке)
сетчатка (с фоторецепторами – палочками и колбочками, их 130 миллионов – 10 слоев. Палочки воспринимают свет, колбочки - цвет)
- стекловидное тело
- радужная оболочка
- хрусталик (различное положение и форму ему придают мышцы, которые его окружают)
- подвешивающие связки хрусталика (удерживают на месте)
слепое пятно (место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света)
зрачок
желтое пятно (место наилучшего видения глаза)

-Презентация моделей глаза с объяснением функций каждой части

Слайд: «внутреннее строение глаза»


1 группа: оболочки глаза
2 группа: оптическая система (роговица, зрачок, радужка)
Для выяснения свойств зрачка, проведем опыт по обнаружению его сужения и расширения

Задание №5

Обнаружить сужение и расширение зрачка своего глаза.
Возьмите квадратики из черной бумаги, размером 4*4 см с точечным отверстием посредине. Отверстие проделано иголкой. Непрерывно посмотрите через отверстие правым глазом на яркий источник света.
Левый глаз в начале опыта закрыт. Затем, продолжая смотреть через отверстие правым глазом, откройте левый. Что вы наблюдаете? Ответ запишите.
( Отверстие в бумаге им кажется более узким. Когда ученики снова закрывают левый глаз, отверстие на бумаге они видят снова широким. Это явление иллюзорное, кажущееся. На самом деле расширяется и сужается зрачок правого глаза под влиянием света и темноты, воздействующих на левый глаз. Зрачки обоих глаз расширяются и сужаются одновременно благодаря рефлексам среднего мозга. При помощи мышц радужки.)
Работа в парах.
Закройте правый глаз, прикройте его рукой. Некоторое время подержите. Откройте. Что вы наблюдаете?


Слайд: «Изменение величины зрачка»




3 группа: оптическая система (хрусталик, стекловидное тело)

Задание №6

Проследить за работой хрусталика.
- Держа лист на расстоянии 15 см от глаз, так чтобы были четко видны буквы, а через отверстие видна доска с текстом, закройте один глаз.
Задание: прочтите надпись на доске и ответьте на вопрос: почему во время чтения буквы, окружающие отверстие, кажутся размытыми?
(Хрусталик становится более плоским, когда рассматриваем далекий предмет, а близкие предметы, проецируясь на сетчатке, оказываются вне фокуса.)

- Посмотрите на буквы, окружающие отверстие. Что вы наблюдаете?
(Буквы видны четко, а запись на доске – размыта).
- Какой можно сделать вывод?
4 группа: световоспринимающая система.

Задание №7
Докажите, что на сетчатке мало колбочек.
Ученик садится лицом к классу, смотрит перед собой. Двигать головой и вращать глазами нельзя. Ему показывают ручку красного цвета. Предмет демонстрируется в движении и короткое время.
- Какой предмет был показан? Какого он цвета?
(Часто ученик не может определить цвет предмета, т.к. колбочки, воспринимающие цвета, находятся в центре сетчатки, в области желтого пятна. На периферии колбочек мало, там находятся палочки, не воспринимающие цвет).


Задание №8 (значение зрения)
Закончите предложения:
-Когда я смотрю, я могу
-Когда я увижу, я смогу
-Когда я увижу, я научусь


Задание №9
Напишите ответное письмо американским ученым и поделитесь с ними своими знаниями о строении глаза.
Панель

Мы подробно рассмотрели строение рецептора зрительного анализатора.
А что является проводящим путем зрительного анализатора? (зрительный нерв)


















Мозговой отдел зрительного анализатора находится в затылочной доле больших полушарий. В этой зоне происходит различие раздражений, формы предметов, их окраски, величины, движения, т.е. мозг, проанализировав сочетание сигналов, делает вывод.

Рефлексия. Давайте определим:
Что было сложным? (отвечает по цепочке 1 ряд)
Что было новым? (отвечает по цепочке 2 вариант)
Что понравилось? (отвечают по цепочке голубоглазые)
Что хотели бы узнать еще? (отвечают по цепочке кареглазые)
Что будете делать дальше?

Ваш ответ на последний вопрос и есть ваше домашнее задание.

Техническое описание презентации «Глаз», используемой на данном уроке:

Линейная презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.
Слайды появляются последовательно, линейно.
Интерактивная презентация, управляется пользователем.
Смена слайдов происходит по щелчку «мыши».
Объекты слайдов анимированы.
Презентация содержит графические объекты растрового характера.
Слайды сопровождаются музыкальными файлами, управляющимися по щелчку «мыши».










13PAGE 15


13PAGE 14715





Зрительный нерв

Зрительная зона коры головного мозга

Сетчатка глаза



Разработка урока биологии с использованием ИКТ«Зрительный анализатор. Строение и функции глаза» Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715