Конспект индивидуального занятия Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с обучающимся 6 класса.


Конспект индивидуального занятия
по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
с обучающимся 6 класса.
Разработала: учитель-дефектолог(сурдопедагог)
Е. В. Никулица.
I. Формирование произносительной стороны речи.
Тема: 1) дифференциация звуков ч-т.
2) правило орфоэпии: непроизносимые согласные в словах не произносятся.
3) нравственные качества человека
Задачи:
- закрепление умения дифференцировать звуки ч-т в слогах, словах, фразах и в самостоятельной речи;
- закрепление знаний по теме "Нравственные качества человека";
- развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы; - воспитание стремления говорить правильно, четко проговаривая звуки речи;
- воспитание у обучающегося самоконтроля при произношении звуков речи, при построении самостоятельных высказываний;
- формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуй.
Настроение у нас - отличное,
А улыбка – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Занятие начать нам пора.
Ты меня слышишь? (Да, слышу. Аппарат работает.) Какие люди говорят вежливые слова? ( вежливые люди)
Какие люди любят трудиться? (трудолюбивые люди)
Какие люди любят узнавать что-то новое? ( любознательные люди)
На занятии мы продолжим говорить о нравственных качествах человека.
Будем работать над звуками ч-т . Соблюдай ударение в словах, правильно и чисто говори, внимательно слушай.
2. Дифференциация звуков ч-т.

Дай характеристику звуков:
Звук ч - согласный, глухой, всегда мягкий.
Звук т - согласный, глухой, бывает твердый и мягкий.
Повтори: ча – ча –та ту – чу – ту то –то – чё

Прочитай слова, соблюдая ударение.
Честный, чинит, учит, молчит, учитель отвечает, врач, получает, тактичный.
Выбери слова, которые обозначают профессии: (учитель, врач)
Составь предложение по схеме: Кто? Что делает? Кого?
( Учитель учит учеников. Врач лечит людей.)Подбери нравственные качества.
Учитель какой? (добрый, умный)
Врач какой? ( внимательный, вежливый)
Выбери слова, которые обозначают нравственные качества человека. ( тактичный, честный)
Подбери к словам лексическое значение.
Тактичный человек - вежливый, который уважает других людей.
Учитель и врач должны быть тактичными, т.е вежливыми, уважать других людей.
Честный человек – говорит всегда правду.
Правильно произнеси слово честный. Вспомни правило орфоэпии.
Непроизносимые согласные в словах не произносятся.
Посмотри на картинку. Составь рассказ.
( Мальчик и девочка играли в мяч. Ваза упала и разбилась. Ребята испугались.)Как нужно поступить мальчику? ( выбрать из 3 картинок правильный вариант ответа)
1Правило честного человека:
Честный человек не боится сказать правду.
Прочитай текст.
Однажды мальчик шел по улице и увидел кошелек. Он поднял его, заглянул внутрь. Там лежали визитки и банковские карты. Он пошел домой и обо всем рассказал родителям. Вместе с мамой они отправились в банк. Сотрудники банка нашли владельца карты. Он поблагодарил мальчика за ________________.
Дай нравственную оценку герою.
Я думаю, что ………
Как бы ты поступил?
2 правило честного человека:
Честный человек никогда не берет чужого.
Народ составил много пословиц о честности. Составь пословицу.
Солгал, кто вчера не поверят тому и завтра

Над какими звуками мы работали? (Мы работали над звуками ч-т )Разминка. Какой ты?
Ты жадный? Нет, щедрый.
Ты добрый? Да добрый.
Ты трусливый? Нет, смелый.
Ты честный? Да, честный.
II. Развитие речевого слуха.
Тема: 1) Работа над текстом: «Повар». Восприятие вопросов к тексту.
2) Восприятие предложений с кохлеарным имплантомЦель: развитие умения воспринимать на слух вопросы, отвечать полным ответом, соотносить речевой материал с наглядным.
1. Работа над текстом: "Повар "
Повар.
Профессия повара знакома всем. Что же входит в обязанности повара? В основном это следующие операции: прием продуктов и их переработка, приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки, оформление блюд для раздачи.
К услугам современного повара различные машины-автоматы: для приготовления теста, для чистки и нарезки овощей, а также кухонные комбайны и миксеры.
У повара должна быть развита память: необходимо знать все о составе пищи и калорийности. Иметь глубокие знания по приготовлению пищи. Повара на раздаче должны иметь умелые руки, чтобы люди не стояли в очереди. Повар создает настроение у посетителей. Ему необходимо быть терпеливым и выдержанным, доброжелательным и приветливым.
Трудная, но и увлекательная профессия повара приносит человеку много радости.
Слушай вопросы, отвечай:
Что входит в обязанности повара?
(В обязанности повара входит прием продуктов, их переработка, приготовление блюд, оформление блюд.)
Какие электрические помощники есть у повара?
( У повара есть различные машины-автоматы: для приготовления теста, для чистки и нарезки овощей, кухонные комбайны, миксеры.Для чего повару нужна хорошо развитая память?
(Повару нужно знать состав пищи).
Нужны ли повару проворные руки?
( Повару нужны проворные руки, чтобы все делать быстро)
Какими нравственными качествами должен обладать повар?
Повар:
аккуратный – свою работу выполняет аккуратно.
творческий – придумывает новые блюда, красиво оформляет.
дисциплинированный – приходит на работу вовремя.
ответственный – отвечает за качество пищи.
тактичный – вежливо и уважительно разговаривает с людьми.
честный – кладет нужное количество продуктов в блюда.
2. Восприятие предложений с кохлеарным имплантом на расстоянии 3.5м

Поиграем в игру «Честно - нечестно»
Честно ли бросать друга в беде?
Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок? Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку? Честно ли без спроса брать чужие вещи? Честно ли подсказывать другу на уроке? Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
3. Подведение итогов занятия.
Чему мы сегодня учились? ( честности)
Что такое честность?
Лучше быть честным или нечестным?
Молодец. Ты правильно говорил, выполнил все задания. Молодец. До свидания.