Классный час на тему Дружбой дорожить умейте (6 класс)



Классный час на тему: Дружбой дорожить умейте
Гаврилова Ольга Юрьевна,
учитель химии 1 квалификационной категории
Классный час на республиканский этап «Учитель года 2014»
Цель: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу, воспитание чувства толерантности в классном коллективе;
Задачи:
1. Формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
2. Формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);умение высказывать свое мнение;
3.Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений
4. На основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы;
5. Создавать дружный и сплоченный коллектив.
Ожидаемые результаты: В результате занятия участники смогут:
1) сформулировать понятие «дружба»,
2) практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
3) приобретут навыки работы в сотрудничестве,
4) поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Форма проведения классного часа – деловая игра.
Ход занятия1) Организационный момент2) Психологический настрой. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Послушайте, пожалуйста, притчу и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить?
 Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил: Кто там? За дверью ему ответили: Это твоё богатство. Но старец ответил: Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья. И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.  Кто там?  спросил он.  Это твоя любовь!  услышал он ответ. Но старец сказал:  Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья!  и опять не открыл дверь. На третий день к нему снова постучали. Кто там?  спросил старик. Это твоя дружба! услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:  Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:  Но ведь я пригласил только дружбу! На это вошедшие ответили ему: Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство.
Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, кто у нас в гостях. Да. Конечно же, это дружба.
Чтобы работа наша была плодотворной, я предлагаю вам поработать в группах. Но прежде я приглашаю вас встать в круг. Возьмитесь тихонько за руки и почувствуйте дружеское тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу. Я очень рада видеть вас! Надеюсь, что у вас тоже хорошее настроение. Ребята, я предлагаю вам взять из шкатулки по одному листочку. Прочитать его и объединиться в группы. Какие группы у нас получились? Дружба, любовь, доброта. И остался у нас один ученик. А почему ты остался? Зависть.
Вопрос: Как чувствует себя тот, кто остался один. Плохо. Рядом нет друзей. Он может вам чем-нибудь позавидовать? Конечно, он один, а нас много.
Мы тебе предлагаем право выбора. (Учитель предлагает выбрать ученику группу.
Вопрос: А почему ты выбрал именно эту группу? ( Здесь мой друг, подруга)
Ребята, а как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем отвечать?
1. Что такое дружба?
2.Кто такой настоящий друг?
3. Каким должен быть настоящий друг?
4. Какими качествами он должен обладать?
5. Назовем правила дружбы
Классный руководитель:
Представьте себе весы. На одной чаше - дружба, а на другой богатство. Какая чаща перевесит? Что важнее?
Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Что же такое дружба? (ответы ребят)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Сегодня я предлагаю вам составить проект дружбы. Перед вами на столах лежат ватманы и фломастеры. На листах ватмана вам даны некоторые заготовки. По ходу нашего разговора мы с вами должны написать девиз нашей группы, написать о вашем классе – какие вы, затем необычным образом расшифровать слово ДРУЖБА и попытаться назвать правила дружбы.
Но прежде давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе. Каждая группа должна назвать одну пословицу или поговорку о дружбе.
Эта пословица станет девизом вашей группы.
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
Беда не страшна, где есть друзья.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друзья познаются в беде.
Один в поле не воин.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. 
Старый друг лучше новых двух.
8. Верный друг лучше сотни слуг.
9. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
10. Дерево держится корнями, а человек дружбой.
11.Хороший друг всегда приходит вовремя.
12. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум поставляет.
Можно ли коллектив вашего класса назвать дружным? Почему?
Продолжите мысль. Мой класс дружный, потому что…помогаем, участвуем вместе на всех конкурсах
Перед вами лежат бумага . Написано слово МЫ (Вы должны написать, какие вы)
Каким должен быть ваш друг? А поможет нам в этом слово дружба. Расшифруйте его необычным образом.
Д
Р
У
Ж
Б
А
Скажите, есть ли у вас хороший друг или подруга? Почему вы считаете их своими друзьями? Какие качества в них вы цените? Кто же такой друг, и какими качествами он должен обладать?
На столах у детей лежат листочки с названием различных качеств человека.
1 команда.
Доброта, откровенность, преданность, честность, ложь, сострадание, верность, взаимопомощь, сочувствие.
2 команда.
Доброта, откровенность, преданность, честность, жадность, сострадание, верность, взаимопомощь, сочувствие.
3 команда
Доброта, откровенность, преданность, честность, зависть, сострадание, верность, взаимопомощь, сочувствие.
Оставьте те качества, которые должен иметь друг. Ненужное скомкайте и выбросьте. Какие листочки вы выкинули? Почему?
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом.
Продолжите фразу. Настоящий друг - тот, кто….
Добиваться ответов типа:- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
Ребята, а на чем основывается дружба? Давайте составим формулу дружбы
Дружба= уважение+любовь+ доверие+доброта.
Педагогические ситуации. Разбор проблемных ситуаций.- Ребята, друзья часто попадают в такие ситуации, когда нужно выбрать, как себя вести правильно. Сейчас вы попробуете разобраться в нескольких таких ситуациях. (Учащимся предлагается выбрать карточку с заданием и решить его)
Ситуация первая. Знакомьтесь: Настя и Аня.К доске выходят два ученика.Настя уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Аня.Аня. Гулять пойдешь?Д а ш а. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!М а ш а. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!Д а ш а. О! Ес! Ты настоящая подруга!Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?Примерные ответы детей:- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу. Вторая ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон. К доске выходят 2 мальчика.На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.Сергей. Ой, чернила закончились!А н т о н. А у меня запасная ручка есть!Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!А н т о н. А что ты мне за это дашь?С е р г е й. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?А н т о н. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?С е р г е й. Да ладно, давай уж! Классный руководитель. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте? Примерные ответы детей:- Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.- Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.- Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.- Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.- Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.- Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.- Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил -так поступают настоящие друзья.
Третья ситуация
Тома и Маша встречаются на улице.Маша: - Как у тебя дела, Тома? Что-то ты без настроения.Тома: - Дело в том, что… Ну ладно, Маша, я тебе расскажу, ты же моя лучшая подруга. Я поссорилась с Игорем. Он стал курить, связался с нехорошей компанией. Я попыталась поговорить с ним, но ничего не получилось. Мы расстались с ним, кажется, навсегда. Я так переживаю!Маша: - Да ты не переживай, пройдет время – все образуется.Тома: - Спасибо, Маша. Поговорила с тобой, легче на душе стало легче. Только ты об этом никому не говори, хорошо? Маша: - Ну как ты можешь так говорить? Ведь мы же доверяем друг другу.Девочки прощаются. Идя по улице, Маша встречает Катю.Маша: - Катя, привет! Сейчас встретила Тому, она мне такое рассказала!Девочки шепчутся.Лена: - Вот это да! Никогда бы не подумала! Ну ладно, пока.Классный руководитель: Можно ли Машу назвать преданной подругой?
Примерные ответы детей:
Настоящий друг никогда не даст в обиду, все тайное останется между друзьями, а Маша все рассказала Кате, а катя – подругам. Я уверена в том, что настоящей дружбы после этого случая между девочками не будет никогда. Тома не поделится самым сокровенным, тайным со своей « подругой».
Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Давайте сформулируем законы дружбы. По каким законам нужно жить?

Примерные законы дружбы, по которым мы будем жить:
Радуйся успехам другого.
Помогай товарищу.
Поддерживай товарища.
Не унижай друга.
Не обзывайся.
Не обманывай.
Не предавай.
Буд внимателен к другу.
Уступай другу.
Не выдавай чужие секреты.
Умей признавать свои ошибки.
Чаще улыбайся.
1.Умей радоваться успехам другого.
2.Предлагай помощь товарищу, не оставляй его в беде.
3.Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай правильно
4.Не обзывай и не унижай своего друга.
5. Не обманывай друга, будь с ним честен.
6. Не предавай своего друга.
7.Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
8.Будь внимателен к своему другу.
9.Умей уступать своему другу.
10. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
11.Чаще улыбайтесь.
12.Не выдавайте чужие секреты.

Подведение итогов (рефлексия) Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Вы его обязательно продолжите.
О чем узнали? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа? О чем – нибудь пожалели? Что почувствовали? Можно ли назвать наш класс дружным? Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
Примерные ответы детей:- Узнали, что такое настоящий друг.- Научились работать в команде, в коллективе.- Задумался о том, какой я друг.- Пожалел о том, что у меня еще нет настоящего друга.- Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.
Ребята, встаньте в круг.
Учитель. Ваш класс - это маленькая дружная семья. И хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами. Спасибо вам за работу и за добрые ответы. Крепкой дружбы и верных друзей! Спасибо всем.
Приложение.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Настя и Аня.К доске выходят два ученика.Настя уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Аня.Аня. Гулять пойдешь?Д а ш а. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!М а ш а. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!Д а ш а. О! Ес! Ты настоящая подруга! Вторая ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон. К доске выходят 2 мальчика.На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.Сергей. Ой, чернила закончились!А н т о н. А у меня запасная ручка есть!Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!А н т о н. А что ты мне за это дашь?С е р г е й. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?А н т о н. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?С е р г е й. Да ладно, давай уж!
Третья ситуация
Тома и Маша встречаются на улице.Маша: - Как у тебя дела, Тома? Что-то ты без настроения.Тома: - Дело в том, что… Ну ладно, Маша, я тебе расскажу, ты же моя лучшая подруга. Я поссорилась с Игорем. Он стал курить, связался с нехорошей компанией. Я попыталась поговорить с ним, но ничего не получилось. Мы расстались с ним, кажется, навсегда. Я так переживаю!Маша: - Да ты не переживай, пройдет время – все образуется.Тома: - Спасибо, Маша. Поговорила с тобой, легче на душе стало легче. Только ты об этом никому не говори, хорошо? Маша: - Ну как ты можешь так говорить? Ведь мы же доверяем друг другу.Девочки прощаются. Идя по улице, Маша встречает Катю.Маша: - Катя, привет! Сейчас встретила Тому, она мне такое рассказала!Девочки шепчутся.Лена: - Вот это да! Никогда бы не подумала! Ну ладно, пока.