Конспект Конспект занятия Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»


Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
Цель занятия: Опытным путём познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть и т.д) и агрегатными состояниями.
Задачи занятия:
1.Формировать представления о переходе воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот.
2.Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств объекта и его характерные свойства.
3.Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
4.Учить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагая свои мысли понятно для окружающих
5. Продолжать работу по обогащению бытового природоведческого словаря.
6. Развивать познавательный интерес, речь, мышление, внимание, память.
7.Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
8.Подвести детей в выводу, что в природе всё взаимосвязано.
Интеграция областей: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Оборудование:
Для воспитателя: Ёмкости со льдом, спиртовка, металлическая чашечка, спички, зеркало, щипцы, халат.
Для детей: пластмассовые стаканчики, тарелочки, ложечки, цветные полоски из картона, кисточки, краски, салфетки, фартуки, бутылочки с водой ( на каждого ребёнка),сахар, флакон с духами, фломастеры, сок.
Демонстрационный материал: письмо от «Сестричек -капелек», схема «Превращения капельки», Панно «Свойства воды»
Ход занятия:
1 часть: Подготовительная
Организационный момент (психологический настрой детей)
Вос-ль: Придумано кем- то просто и мудро, При встречи здороваться, Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! (здороваются с гостями)
Вос-ль: Я хочу пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься и узнавать много нового.
Вос-ль: Ребята, к вам в группу сегодня пришло письмо, посмотрите( показывает конверт).Хотите узнать от кого оно? (ответы детей)
(Воспитатель зачитывает письмо)
« Здравствуйте, ребята! Пишут вам сестрички-капельки. Помогите нам.
Жили мы дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую льдинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестёр. Ребята помогите! Докажите, что мы, капелька, льдинка, и «паринка», – родные сестры»
Вос-ль: Ребята, поможем капелькам? ( ответы детей)
Для этого нам нужно исследовать свойства воды. Представьте, что ваша группа, это научно-исследовательская лаборатория. А мы все учёные, работающие в ней. Учёные работают в специальной одежде. Для этого вы сейчас оденете фартуки, а я халат. Вос-ль: Все сотрудники лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус, без разрешения.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.
А теперь пройдём в нашу лабораторию ,проводить опыты.
(Дети проходят к столам, где приготовлено оборудование для проведения опытов)
2 часть: Практическая (опытно-экспериментальная)
Опыт № 1 « Вода жидкость, может течь»
На столах бутылочки с водой и пустые стаканы ( на каждого ребёнка). Предложить налить немного воды из бутылки в стакан. Вопрос: «Вода льётся или нет? Почему?»
Вывод: Вода жидкая, льётся, течёт.
Опыт № 2 « У воды нет запаха»
Предложить понюхать воду в стаканах. Чем она пахнет? (ответы детей) Затем предложить понюхать другую жидкость- духи, пахнет или нет?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 3 «У воды нет вкуса. Вода-растворитель»
Предложить детям попить воду в стаканах, какая она на вкус? (безвкусная).Затем дети размешивают в стаканчике сахар. Что произошло с сахаром (он растворился). После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.
Вывод: Вода растворяет вещества и приобретает их вкус.
Опыт № 4 «Вода прозрачная, не имеет цвета»
У детей на столах полоски цветной бумаги, краски, кисточки и стаканы с водой. Предложить посмотреть на полоску бумаги ,сквозь воду. Вам видно полоску? что мы можем сказать о воде, какая она?(прозрачная, через неё видно).Определить цвет воды, приложив полоски к стаканам. Можно ли сказать, что цвет воды совпадает с одним из цветов бумаги? (ответы детей) Какого же цвета вода?(бесцветная) Предложить детям набрать краску на кисточку и добавить в воду. Что теперь стало с водой? (ответы детей)
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная ,но она меняет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Вос-ль: Ребята, мы с вами провели много опытов, долго сидели за столами, устали. Давайте с вами немного отдохнём, и сделаем друг другу массаж.
Физминутка «Дождь» (массаж спины)
Дети встают парами и выполняют указанные ниже движения.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. (Хлопают ладонями по спине)
Гром! Гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек. (Поколачивают кулачком)
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. (Постукивают пальчиками)
Только мой братишка в луже
ловит рыбу нам на ужин. (Поглаживают спину ладошками)
(Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж ещё раз)
Вос-ль: Ребята, нам надо сделать ещё один опыт. Только его я буду проводить самостоятельно, а вы будете наблюдать. Проходите, садитесь удобнее и начнём наше исследование.(Дети садятся на стульчики вокруг стола)
Опыт № 5 « Три состояния воды» (проводит воспитатель)
На столе чашечка со льдом, ложка, спиртовка, щипцы, спички, зеркало. Что такое лёд? (ответы детей). Над пламенем нагревается лёд, он тает. Вывод: От тепла лёд превращается в воду.
Продолжаем нагревать воду. Она превращается в пар.
Вывод: При сильном нагревании вода испаряется, превращаясь в пар.
Вос-ль: Ребята. А где мы ещё можем наблюдать превращение воды в пар? (ответы детей)
Над паром устанавливается прохладное зеркало. Пар, касаясь зеркала, охлаждается и превращается в воду.
Вывод: При охлаждении пар превращается в воду.
Общий вывод: Вода имеет три состояния: твёрдое- лёд, жидкое-вода, газообразное-пар.
Вос-ль: Пришло время поиграть, вы согласны?
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель – мама-Тучка, а ребята - её детки -капельки. Мама -Тучка показывает, что им делать. «Полетели капельки на землю».( Капельки прыгают, разбегаются, танцуют) (Музыка- звуки дождя) «Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками» (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.).(Музыка -журчание ручья) «Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют» ( Музыка- журчание реки) «Текла-текла речка и попала в море.(дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).( Музыка-плеск моря) Плавали-плавали Капельки в море, а потом вспомнили, что мама- Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз и солнышко пригрело. -Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (капельки вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме- Тучке. 
3часть: Заключительная (итоговая)
Вос-ль: Ребята! Сегодня мы многое узнали о воде. Давайте вспомним её свойства.(На доску выставляется панно « Свойства воды»)
Вос-ль: А теперь вспомним о превращениях воды. ( Выставляется схема «Превращения капельки») Как каплю воды превратить в лёд? Дети: Поместить в морозилку, отнести на холод, мороз. ( В пустом секторе между каплей и льдом дети рисуют снежинку) Вос-ль: А как лёд превратить в воду? Дети: Нагреть. ( Между льдом и каплей дети рисуют солнышко) Вос-ль: Как воду превратить в пар? Дети: Нагреть. ( Между каплей и паром дети рисуют солнышко) Вос-ль: Как пар превратить обратно в воду? Дети: Охладить. ( Между паром и каплей дети рисуют снежинку) Вос-ль: Можем ли мы теперь сказать ,что льдинка, капелька и «паринка» родные сёстры.(ответы детей)
Вос-ль:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вос-ль: Ребята, за активное участие в проведении опытов, капельки угощают вас вкусным соком.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум дождя». Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: "Где можно встретить воду", "Кто живёт в воде", и прочее.
Ход занятия
Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Мишутку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Мишутка, присаживайся на стул. Вместе, я уверена, мы всё выясним.
На слайдах показываются изображения воды: море, океан, река, водопроводный кран.
Бывает вода в морях океанах-она соленая,
Вода в море? Как ее назвать (Морская)
Бывает вода в реках, озерах, родниках. Эта вода в отличии от морской соленой воды-пресная.
А бывает вода питьевая. Вода для питья обязательно должна быть очищенной. Вода самое удивительное из веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно познакомимся с ее свойствами.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт N 1 "Вода - это жидкость".
Вывод: вода - это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам, ребята, и тебе, Мишутка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доску).
Опыт N 2"Вода прозрачная"
А теперь реята даваите нальем в прозрачные стаканы воду. А теперь сквозь воду в стакане посмотрим на наши игрушки, и лица друг друга. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите (ответы детей) Действително-вода искажает предметы, но видно их хорошо.
Вывод: вода - прозрачная. А чтобы вам, ребята, и тебе, Мишутка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доску).
А теперь ребята, воспользуемся другими стаканчиками, которые стоят на ваших столах. Обратите внимание на их форму. (дети отмечаюч, что ворма у стаканов разная:узкие и высокие, пузатые, широке и низкие.) На ваших столах есть кубики и шарики. Попробуйте положить их в стаканы. Они остались такими же (ответы детей) Да, совершенно верно, их форма не зависит от сосуда в котором они лежат. А вот с водой совсем по другому.
Опыт N 3 "Фома воды"
А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает (ответы детей)
А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце (ответы детей)
Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Вывод:Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. А чтобы вам, ребята, и тебе, Мишутка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доску) .Еще одно свойство воды, ребята, в воде можно растворять некоторые вещества.
Опыт № 5 « У воды нет вкуса..Вода – растворитель».
-Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Затем предлагаю детям размешать в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус. Мы вывешиваем соответственный значок на доску.
А теперь ребята давайте немного отдохнем.
Ребята, хотите немножко отдохнуть и поиграть? (Да) Я предлагаю вам игру «Капельки и тучка» вы будете моими капельками, а я тучкой. Согласны? Пора моим капелькам - деткам в путь отправляться. Как только зазвучит музыка, вы превратитесь в шаловливый летний дождик, который напоит землю, освежит деревья, умоет цветы и поиграет с ребятами. Пока играет музыка, дети двигаются. Музыка закончилась, зову детей: «Капельки, хватит шалить, вы уже из капелек превратились в водичку. Скажите, пожалуйста, а что же умеет делать вода? Дети подбирают глаголы – бежит, журчит, льется, течет, стоит, бурлит, капает, бушует. Вы все правильно сказали. Молодцы! Проходите, пожалуйста, на стульчики. Ребята скажите мне
Откуда вода в кране? (Ответы детей)
Вода в кран попадает из речки или из-под земли. Прежде чем попасть к нам в кран вода проделывает длинный путь. Перед тем как попасть в краны наших ванн и умывальников, вода проходит по трубе. Дамба удерживает воду хранящуюся в водохранилище – место где собирают воду для всего города. Собирают эту воду или из скважины, или из реки. Показ слайдов. дамба, река
По большой трубе, из водохранилища течет вода в насосную станцию. В насосной станции она проходит процесс очищения. Ведь в изначальном виде вода не придатна для употребления, именно поэтому и нужно ее очищать в резервуарах насосной станции. В начале, вода проходит сквозь специальные решетки, которые очищают ее от крупного мусора, потом она попадает в отстойник. В отстойнике, на дне резервуара, оседают посторонние примеси, находящиеся в воде. В следующем резервуаре вода проходит процесс химической обработки для того, чтобы убить в ней микробы. Показ слайдов.
После всех процессов очищения воду закачивают в водонапорную башню, находящуюся на возвышенности, отсюда вода и поступает в дома. Вода идет по трубопроводу в верх и заполняет баки, стоящие в подвалах, на крышах или цокольных этажах. Затем мы открываем кран, прокладка во внутри крана подымается и вода начинает течь в наши умывальники и ванны. Как видите ребята, чтобы вода попала к нам домой, трудятся очень много людей. Для того, чтобы она стала безопасной, ее специально очищают. Очень много людей должно потрудиться для этого. Одни делают на заводах трубы, другие помогают воде из реки попасть в эти трубы — строят водопровод, третью очищают воду, четвертые ремонтируют краны. И на все это затрачиваются материалы и деньги. А нам иногда кажется, что вода сама течет из крана.
- Можно ли не экономить воду (ответы детей)
- Может быть, пусть она льется? ответы детей)Ребята скажите, а для чегои для кого необходима вода (ответы детей)
Представьте, что вода исчезла. Что тогда произойдет? (засохнут растения, погибнут животные, птицы, люди) .Да, ребята, ни одно живое существо не может жить без воды. Поэтому воду надо беречь.
А что мы с вами можем для этого сделать? (не бросать мусор, не выливать в водоемы грязную воду, дома выключать кран) .- А что можно делать с водой? (мыть посуду, купаться, поливать цветы, стирать одежду).
Правильно молодцы ребята. Ну Мишутка? Помогли тебе ребята? (Ответ Мишутки) .а еще с водой можно поиграть. Я приготовила для вас интересную игру, но сначала отгадайте загадку:
Шарики надули мыльные с тобой,
И поднялись шарики у нас над головой,
Только эти шарики ты рукой не тронь (ответ:Мыльные пузыри)
Детям раздаются мыльные пузыри, воспитатель негромко включает веселую мелодию.
Что же такое вода?
Вывод: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Хорошо, правильно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, теперь приступаем к другому опыту. Мы уже узнали, что вода – это жидкость. А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Опыт № 2 «Вода не имеет запаха». (Дети, проходят к другому столу, на котором стоят стаканы с водой, в один капаешь сок лимона).
(Ответы детей).
Воспитатель: А почему она пахнет? А если в воду добавить малиновое варенье, как вы думаете, какой запах она будет иметь? Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Но она может менять запах, в зависимости от вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю, ребята, поиграть и представить, что вы капельки воды.
Физминутка: (повторяется 2 раза)
Капля с капелькой слетела, (берутся за руки, идут по кругу)
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
вот и лужа налилась! (расходятся, приседают)
Солнце лучиком играло, (взмахи руками перед собой, внизу)
в лужу тёмную попало,
солнцем греется вода, (встают, поднимают руки вверх)
улетает в никуда.
Выше неба не достать, (тянутся)
капли встретились опять, (берутся за руки, идут по кругу)
вместе держатся за ручки -
и плывут по небу тучки.
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она?
Далее детям предлагается вода соленая, сладкая, кислая. А почему она соленая, сладкая, кислая?
(Ответы детей).
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. Но она может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
На столе у воспитателя  стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?
(Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить зеленку? Попробуйте это сделать дома, только вместе с папой или мамой! И потом мы с вами поделимся своими наблюдениями!
Воспитатель: И так, ребята, вы молодцы! Вам понравилось быть учеными?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, что мы сегодня узнали о воде!
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Воспитатель: И так, наша лаборатория закрывается, вы, ребята, молодцы потрудились на славу. Мы ещё сюда вернёмся, а сейчас давайте похлопаем друг другу и нашим гостям за внимание!
Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
Составила воспитатель МДОУ д\с № 80 г.Костромы Матросова О.В.
Реклама
Программные задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).
Практический (опыты)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Изготовление панно «Кому нужна вода»
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование:
Панно «Кому нужна вода».
Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.Символы, обозначающие свойства воды
Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
Кукла Незнайка.
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стулики.
Воспитатель /далее В./(с игрушкой Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
В.: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доска).
В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В.: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Вывешивается символ этого свойства воды.
В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стулики. Садись и ты, Незнайка.
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа с панно «Кому нужна вода»).
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
В.: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Незнайка: Ну. Спасибо, Незнайка, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка _ напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (Ответы)
Воспитатель предлагает цветными льдинками украсить участок на улице.
Реклама
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/ekologiya02.htm
Игра «Капельки»
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
Дети хаотично гуляют по кругу.
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом
Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.
Дети берутся за руки и образуют большой круг.
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода
Круг из детей вытягивается в овал.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Задачи:
Образовательная
- исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.
Развивающая
- развитие познавательного интереса к предмету, умения работать в паре, речи, мышления, внимания, памяти.
Воспитательная
- воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.
Направления: Познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое.
Оборудование для детей: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой и молоком, сахар рафинад, соль, краска гуашь, камешки, ложки, салфетки светло-голубого цвета и кусочки бумаги синего, белого и зелёного цвета, солнышки и тучки из цветного картона (на магнитах) .Оборудование для воспитателя: два стакана, один с водой другой с молоком, кусочки картона синего, белого и зеленого цвета, столик у доски, предметы для игры лук, чеснок, лимон, конфета, стакан чистой воды
Ход занятия:
I Организационный момент.
(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку) .- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
II Целеполагание и мотивация.
Она подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
- Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
-Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
-Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделится своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей) .-Итак, представьте, что вы учёные.
Прошу пройти в 1-ую лабораторию. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .- Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.
- Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
- Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
- Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
-А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.
- У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
- Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
- В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .- Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
- Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
- Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.) .-Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
- Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
-а теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
ФизминуткаМоре очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой) .- А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой)
- Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
V Обобщение и систематизация знаний.
- Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .VI Рефлексия.
- У меня на доске солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку. (дети выходят к доске) . Письмо от капелек
Капелька: Помогите мне. Было у меня три сестрички капельки.
Жили мы дружно и никогда не ссорились.
Однажды Солнышко грело так сильно,
 что одна из нас превратилась в пар.
А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту
 расчёсывала косу,   да так и застыла, превратилась в красивую снежинку.
А третья успела спрятаться и осталась капелькой.
Снежинка очень заважничала. Стала собой любоваться и не захотела
признать в капельке и «паринке» родных сестёр.
 Ребята помогите! Докажите, что мы снежинка,
 капелька и «паринка» – родные сестры.
Точечный массаж
Тогда я прошу вас сначала подготовиться, так как вы должны
быть зоркими, внимательными. Давайте сделаем с вами массаж
 волшебных точек наших ушей,
 чтобы они хорошо слышали. ( Проводится массаж ушных раковин)
Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами,
А сейчас потянем вниз, ушко, ты не отвались!
А потом, а потом покрутили козелкомУшко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
Ушки наши готовы. Теперь подготовим наши глаза,
 чтобы они хорошо видели.
Офтальмологическая зарядка.
 Движения глаз дети сопровождают словами)Мы пришли в волшебный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – берёзка в шубке стоит,
Слева – ель на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Снежинки порхают, кружатся,
На ладошки к ребятам садятся.
«Путешествие  капельки».
Конспект занятия по экологическому  воспитанию. Для детей подготовительной   группы.
Составила воспитатель  1 категории  Тырышкина А.Н. МДОУ «ЦРР  Детский  сад «Улыбка»  города  Абаза.
 
Программные задачи: 1.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. 3.Воспитывать бережное отношение к воде.О борудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.Ход занятия.   Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,Ледником в горах зовется.Мы привыкли, что водаНаша спутница всегда!Без нее нам не умыться,Не наесться, не напиться,Смею вам я доложить:Без нее нам не прожить.Беседа: – Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?1.Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.Опыт N1: “Вода не имеет формы”Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).– Что можно сказать о форме воды?Опыт N2: “Вода жидкая, может течь” Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.Опыт N3: “Вода прозрачная” Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).Опыт N4: “У воды нет вкуса” Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.Опыт N5: “У воды нет запаха” Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.Опыт N6: “Лед – твердая вода” Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.Опыт N7: “Пар – это тоже вода” Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?2. Проводится  игра  “Где спряталась вода” – Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода в природе.Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.3. Помоги капелькам найти своих  сестер  в  нашей  группе.(Дети в группе находят  места  где может  находиться  вода. Например  на листьях  растений, в аквариуме  и т. д.) Мы еще раз убедились: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!4.ЗагадкиДавайте разгадаем загадки и повторим, какая вода есть на Земле.Кругом водаА с питьем бедаКто знает, где это бывает? (Море)Много рек, озер морейОн в себя вобралТы подумай и ответьЧто за великан. (Океан)Ни вода, ни сушаНа лодке не переплывешьИ ногами не пройдешь. (Болото)Он без рук, он без ногИз земли пробиться смог.Нас он летом в сильный знойЛедяной поит водой. (Родник)Ребята, ответьте на вопросы:Зачем нужна вода животным? Растениям?Зачем нужна вода человеку? Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? (Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.         Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.Ребята везде ли есть вода?Где мы можем ее увидеть? (Водоемы, осадки).А вы знаете, что такое снежинка? (Белая пушинка, состоящая их кристалликов льда).Скажите, будет ли лед являться водой? (Это замерзшая вода).Ребята, вспомните, много ли пресной воды, то есть которую мы пьем, на планете Земля?Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!5. Работа  со знакамиПосмотрите на эти экологические знаки:Что они обозначают?Давайте придумаем свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой.Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:(воспитатель читает стихотворение)В природе путешествует вода,Она не исчезает никогда:То в снег превратиться, то в лед,Растает – и снова в поход!По горным вершинам,Широким долинам,Вдруг в небо взовьется,Дождем обернется,Вокруг оглянитесьВ природу вглядитесьВас окружает везде и всегдаЭта волшебница –все дети хором ВОДА!