Роль классного руководителя в поддержке развития одаренности детей

Роль классного руководителя в поддержке развития одаренности детей.
учитель музыки и МХК высшей категории, руководитель МО классных руководителей 5-11-х классов МОУ Гимназии №15 иСоветского района Волгограда Хасина Ирина Владимировна
«Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной нормы. Отклонение прекрасное –  лучшее из всех возможных». К. Юнг
«В человеке заключено много задатков и задача общества развивать природные способности, раскрывая свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения». Имануил Кант.
Одной из задач государственной политики в области образования до 2020 года названа следующая - создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Исходя из этого, приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения становится работа с одаренными детьми. В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности. При использовании слов «одаренность» и «дети» в сочетании – «детская одаренность» мы подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже не как исключительность, а как потенциал ребенка. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином  «одаренные  дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность». Мне импонирует определение одаренности, предложенное  К.К.Платоновым, который говорит, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Какова же роль классного руководителя в поддержке развития одаренности каждого ребенка? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.       При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой  отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы  и формы работы с одаренными учащимися.
1. Знакомство с будущим классным коллективом может происходить во время наблюдения за ребятами на уроках и во внеурочной деятельности в начальном школе. Чтобы достичь сохранения преемственности в воспитании, необходимо познакомиться с опытом работы классного руководителя начальных классов (беседа с учителем, изучение личных дел и портфолио ребят, летнее родительское собрание). По итогам этого этапа для успешной работы с одаренными детьми совместно с педагогом-психологом создается система диагностики одаренности учащихся. Обследование одаренности ребенка должно быть комплексным и всесторонним. Исследовать можно различные виды одарённости, но классному руководителю удобнее всего будет рассматривать социальную (шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей), духовную (высокие моральные качества, альтруизм), творческую (музыка, живопись, театр и другое), практическую (знание своих слабых и сильных сторон и способность этим пользоваться). Следует помнить о том, что ребенка, показавшего высокие результаты  хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, в процессе которой у каждого обучающегося выявляется: отношение к себе и к окружающим; вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.); темперамент и восприятие; стимулы для мотивации; коммуникативность; мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.).  Обычно она проводится комплексно в 5 классе в период адаптации и результаты озвучиваются на родительском собрании. Данная диагностика поможет найти индивидуальный подход в работе с детьми, как учителям, так и родителям. Уровень развития личностных качеств определяется на основе сравнения результатов диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка. Планирование воспитательной работы в классе готовится с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей. Используя данные результатов диагностик и наблюдений, классный руководитель оформляет данные в сводной таблице по видам (областям) одарённости детей, составляет индивидуальные маршруты на каждого учащегося.
2.Поддержка   (создание благоприятных условий через тесное сотрудничество с учителями-предметниками, руководителями внеурочной деятельности, родителями). В работе с ребятами, классный руководитель должен создавать тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, предоставлять учащимся обратную связь, использовать различные стратегии обучения, уважать личность, способствовать  формированию положительной самооценки ученика, уважать его ценности, поощрять творчество и работу воображения, стимулировать  развитие умственных процессов высшего уровня, проявлять уважение индивидуальности ученика.
3.Развитию всех видов одаренности способствует участие детей в конкурсах различного плана (внутришкольные, районные, областные и выше); привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности; включение детей в работу дополнительного образования. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.  Классный руководитель должен побуждать ребят к самостоятельной работе, ориентировать на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Например, наличие гуманитарных способностей учащихся (лингвистический интеллект, красноречие,  умение выразительно читать, любовь к чтению, богатый словарный запас, креативность, интерес к нравственно-философским проблемам,  склонность к творческому созерцанию) позволяет планировать совместную творческую работу с преподавателями  русского языка, литературы, истории и МХК. Проблемы личностного развития, выявленные в процессе работы с учеником, позволяют классному руководителю увидеть пути их решения в занятости этого ребенка в каком-нибудь проекте. Ценным становится то, что во время подготовки проекта или исследования, классный руководитель способен помочь ребенку понять причины возникновения индивидуальных проблем и затруднений, самостоятельно анализировать их, то есть включиться в процесс психолого-педагогической диагностики.
Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика. Поэтому  развитие всех способностей ребенка возможно только при внимательном и бережном руководстве классного руководителя. Талантливый классный руководитель должен обладать уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его. Характеризуя одаренных, гениальных личностей, В.П.Эфроимсон писал: «Бесчисленные факторы, неисчисляемые тормоза приводят к тому, что в итоге развивается и реализуется один потенциальный гений из десятка тысяч». Пусть эти слова будут руководством ук действию для современного классного руководителя, и он никогда не станет тормозом в развитии одаренности своих учащихся, а станет добрым помощником.    Ведь как сказал В.А. Сухомлинский, «Одаренность человека  это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Литература
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
2. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед. поиск", 2001.
3. Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.