Роль педагога – психолога в психолого –педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации


Выступление педагога – психолог Донской М.В.
МДОУ «Детский сад №2 г. Черемхово»
Роль педагога – психолога в психолого –педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации
Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.
В ходе психологического сопровождения намечено решение следующих задач:
помогать воспитателю осознавать свой профессионализм и личностный рост;
формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;
отслеживать психолого-педагогический статус педагога;
снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через психологические игры и тренинги;
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО организуется в несколько этапов.
На подготовительном этапе основными задачами являются: изучение потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды. В результате диагностической деятельности определяется психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной организации:
выявление индивидуальных (психологических и психофизиологических) особенностей специалистов и воспитателей;
профессиональная компетентность;
владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
определение уровня общения взрослого и детей;
взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей);
работа педагога по самообразованию;
самоанализ педагога.
с помощью следующих диагностических методик:
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева);
Тест для определения психолого-педагогической компетенции воспитателя ДОУ;
Тип темперамента по кругу Айзенка;
Цветовой тест Люшера (в сокращении);
Психогеометрический тест С. ДелингерСамоанализ профессиональной деятельности педагога;
Анализ развивающей предметно – пространственной среды.
Проанализировав результаты диагностики были выделены несколько направлений психолого-педагогического сопровождения:
Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ОО (далее по тексту дошкольной организации) в вопросах организации планировании и организации деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС ДО.
Актуализацию интереса к ФГОС и мотивационную готовность воспитателей ОО. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности.
Повышение квалификации и переподготовка педагогов ОО для получения новых специализаций.
Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе вебинаров, городских методических мероприятий.
Психолого-педагогическая поддержка педагогов ОО по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.
Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности.
Практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь. Работа, проводимая в Организации со специалистами и педагогами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационный уровень.
На заключительном обобщающем этапе в конце учебного года заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог, проанализировав результаты работы, динамику профессионального роста педагогов, намечают перспективы дальнейшей работы. На этом этапе с помощью анкетирования определяется рейтинг воспитателей среди родителей, их удовлетворенность работой, отношение воспитанников, насколько сами педагоги удовлетворены своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально разработанному вопроснику готовится самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год. Основная работа заключается в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.
Список использованной литературы:
Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П.Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2012.
Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения -СПб.: Речь, 2008
Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, - М., ТЦ Сфера, 2011.
Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2012.
«Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители», с.1-16