Рабочая программа по географии 5 класс Е.М. Домогатских


Пояснительная записка
Программа по географии подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по географии в рамках проекта « Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.
- Программа курса « География. 5-9 классы/ авт.- сост. Е.М. Домогацких.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»
- В соответствии с положением о рабочей программе, образовательной программой и учебного плана МКОУ « Круглянская ООШ».
Место предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному государственному стандарту, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Предметными результатами освоения программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения , особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;
показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;
называть ярких представителей растительного и животного мира.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.Содержание учебного курса
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия: География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.Персоналии
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
специфику географии как науки;
специфики методов географических исследований.
Умение определять:
отличительные особенности географических методов исследования;
рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (7 часов)
Содержание темы
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.Персоналии
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности формы и размеров Земли;
свойства географической карты и плана местности;
географические следствия вращения Земли;
Умение определять:
отличительные особенности изображений земной поверхности;
направления на карте и плане;
стороны горизонта.
Практические работы:
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Составление плана кабинета географии.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (12 часов)
Содержание темы
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия
Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.Персоналии
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.Основные образовательные идеи
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
причины и следствия географических путешествий и открытий;
маршруты путешествий
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля 11 часов)Содержание темы
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.Основные образовательные идеи
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
географические особенности природы и населения материков и океанов;
особенности взаимодействия океана и суши;
значение Мирового океана.
Умение определять:
специфику природы и населения материков;
характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема5. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности оболочек Земли;
специфику географической оболочки.
Умение определять:
отличия природных объектов;
отличия оболочек Земли.
Практические работы
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тематическое планирование курса.
№ п/п. Наименование разделов и тем Количество часов
1 Наука география 2
2 Земля и её изображение 7
3 История географических открытий 12
4 Путешествие по планете Земля 11
5 Природа Земли 2
6 Обобщение курса 1
Всего часов 35
Календарно – тематическое планирование ( география 5 класс - ФГОС )

урока по п/п. Тема урока Количество
часов Дата проведения
Тема. Введение (2часа) плановая фактическая
1.1 Что такое география. 1 2.2 Методы географических исследований. 1 Тема. Земля и её изображение (5 часов) 3.1 От плоской Земли к земному шару. 1 4.2 Форма, размеры и движения Земли. 1 5.3 Глобус и карта. 1 6.4 Ориентирование на местности. 1 7.5 Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела. 1 Тема. История географических открытий (14 часов) 8.1 По следам путешественников каменного века. 1 9.2 Путешественники древности. 1 10.3 Путешествия морских народов. 1 11.4 Первые европейцы на краю Азии. 1 12.5 Хождение за три моря. 1 13.6 Морской путь в Индию. 1 14.7 Открытие Америки. 1 15.8 Первое кругосветное плавание. 1 16.9 Открытие Южного материка. 1 17.10 Поиски Южной земли продолжаются. 1 18.11 Русские путешественники. 1 19.12 Вокруг света под русским флагом. 1 20.13 Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела. 1 21.14 Урок коррекции знаний по теме раздела. Тема. Путешествие по планете Земля (10 часов) 22.1 Мировой океан и его части. 1 23.2 Значение Мирового океана для природы и человека. 1 24.3 Путешествие по Евразии. 1 25.4 Путешествие по Африке. 1 26.5 Путешествие по Северной Америке. 1 27.6 Путешествие по Южной Америке. 1 28.7 Путешествие по Австралии. 1 29.8 Путешествие по Антарктиде. 1 30.9 Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела. 1 31.10 Урок коррекции знаний по теме раздела. 1 Тема. Природа Земли (2 часа) 32.1 Что такое природа. 1 33.2 Оболочки Земли. Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела. 1 34. Урок обобщения и контроля по курсу. 1 35. Урок коррекции знаний по курсу. 1 Итого за год : 35 часов. Оценочные практические работы .Практическая работа №1
Тема. Составление схемы наук о природе.
Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы. ***Задание учащимся.
Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.
Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о природе.Практическая работа №2
Тема. Организация наблюдений за погодой.
Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
***Задание учащимся.
Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.
КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ
Дни
недели 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Состояние
облачности О Виды
облаков Осадки
… Направление ветра Сила
ветра 1б Фенологические наблюдения Практическая работа №3
Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.
Оборудование: компас.
***Задание учащимся.
В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
Сделать записи в тетради.
Практическая работа №4
Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.
Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.
***Задание учащимся.
Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.
Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.
Фотография с поверхности Земли Фотография с борта самолета Фотография с борта космического корабля
Сходства Отличия Практическая работа №5
Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
***
С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.
На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.
Практическая работа №6
Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»
Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
***Задание учащимся.
На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
Результаты работы оформить в виде таблицы:
Имя путешественника, род деятельности Годы жизни Район исследования Дата путешествия Географический объект, названный в честь путешественника
Практическая работа №7
Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.
***Задание учащимся.
Нанести на контурную карту материки и океаны.
Практическая работа №8
Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований
***Задание учащимся.
Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.
Практическая работа №9
Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.
Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
***Задание учащимся.
Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы.