Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков).

Песенно-лингвальный метод как средство формирования
коммуникативной компетенции учащихся
(из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков)

И.А Шигабутдинова,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории;
МАОУ «Гимназия №8», г. Пермь

«Я думаю, что в обучении иностранному языку удовольствие и успех идут рядом».
Т. Б. Клементьева
Главная цель обучения иностранным языкам в школе – формирование у учащихся коммуникативной компетенции, способствующей осуществлению общения на межкультурном уровне.
Одним из решений этой важной проблемы является интеграция английского и немецкого языков.
Для достижения этой цели нами был выбран и апробирован песенно-лингвальный метод, разработанный специалистами Гарвардского университета во главе с Увэ Киндом, обладателем ученой степени магистра образования, композитором и педагогом.
Цель работы: доказать возможность развития познавательного интереса, фонетических, лексических, грамматических навыков, социокультурной компетенции на основе песенного материала англоязычных и немецкоязычных стран.
Задачи:
- раскрыть методические преимущества песен в обучении иностранному языку;
- познакомить с песенно-лингвальным методом и его отличительными чертами;
- показать методику работы с песенным материалом на уроке иностранного языка;
- дать возможность детального рассмотрения сходства и различия двух языков при работе над песенным материалом;
- продемонстрировать результат данной деятельности на основе участия в музыкальных и языковых конкурсах разного уровня.

Алгоритм работы над песней по ПМЛ:
1. Учитель и ученики выбирают общеизвестную песню по конкретной языковой теме, коротко обсуждают оригинал. Если ученики знают мелодию, можно попросить их напеть ее.
2. Учитель описывает содержание песни на простом английском/немецком языке, учащиеся знакомятся с текстом песни, повторяют слова и выражения за учителем.
3. Учитель фокусирует внимание учеников на содержании песни и языковой теме, связанной с ней.
4. Ученики слушают песню (выбранная знакомая мелодия с новыми стихами по заданной теме) несколько раз.
5. Учитель организует вокальное исполнение учащимися песни через покуплетное к целостному, сначала без диска, затем с сопровождением CD.
6. В случае, если песня включает диалог, учитель делит класс на группы, которые определяют персонажей песни, ученики исполняют песню и меняются ролями.
7. После вокальной отработки ученики переходят к тренировке речевого образца. Сначала - весь текст, затем его отдельные части.
8. Учащиеся выполняют разного рода упражнения на повторение и дополнительное укрепление языкового материала (письменные/устные упражнения, тесты, домашние задания).
9. Учитель комбинирует различные песни, что служит отличным материалом для импровизации и ролевой игры.
В качестве примера возьмем песню на немецком языке «Ich komm morgen nach Lausanne».
Her Mann: Hallo! Hier spricht Manfred Mann. Ich ruf’ jetzt aus Frankfurt an. Ich komm’ morgen nach Lausanne. Frau Trapp: Wann? Her Mann: Ich komm’ um sieben an. Am nдchten Tag Herr Mann: Hallo! Hier spricht Manfred Mann. Ich ruf’ jetzt vom Bahnhof an. Wie komm’ ich zur Pension Trapp? Frau Trapp: Warten Sie! Ich hol’ Sie ab. Frau Trapp: Ich treff’ Sie am Ausgang A. Her Mann: Ich bin groЯ . Hab blondes Haar. Frau Trapp: Gehet in Ordnung! Alles klar. Bin in zehn Minuten da.

Основные этапы работы с песенным материалом по ПЛМ:

Подготовительный этап (Pre-activity/Die Vor-Phase).
Активизация лексики по теме.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Прогнозирование (опора на картинку: о чем песня, кто ее главные герои).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Этап непосредственной работы с песней и ее текстом (While-activity/ DieWahrend-Phase).
1. Определение учащимися темы по названию песни при ознакомлении с текстом и его глоссарием (название - «Завтра я приезжаю в Лозанну»; тема – «Договоренность по телефону о времени и месте прибытия»).
2. Непосредственное прослушивание песни (2-3 раза);
3. Вокальное исполнение учащимися песни вместе с диском;
4. Исполнение песни по ролям (класс делится на группы, т.к песня содержит диалог, исполняет ее, затем учащиеся меняются ролями);
5. Тренировка речевого образца (весь текст, затем отдельные его части);
6. Моделирование песни на английском языке («I`m coming tomorrow from L.A» - собственные версии учащихся).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Завершающий этап (Post-activity/Die Post- Phase).
1.Выполнение письменных и устных послетекстовых упражнений;

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

2. Домашнее задание творческого характера; (синквейн на немецком и английском языках).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Опыт использования ПЛМ показывает, что учащиеся не только средней и старшей ступени обучения, но и юные гимназисты начальной школы проявляют интерес к более глубокому изучению иностранного языка посредством успешного участия во всероссийском дистанционном конкурсе «Поэтическое дарование»: «День рождения» (3-11 классы) и «Вкусный алфавит» (1-4 классы), занимая в нем почетные призовые места.
Я надеюсь, что предлагаемый и успешно применяемый песенно-лингвальный метод может быть использован учителями английского и немецкого языков в дополнение к традиционным формам работы на уроке для значительного обогащения словарного запаса учащихся, получения навыков активного владения языком, улучшения качества их творческих, языковых работ, возрастания личной самооценки. Благодаря этой технологии в каждом ученике можно открыть большой творческий потенциал и повысить мотивацию к изучению языков.
















Root Entry