Панорама занятий по теме: «Система и особенности работы вокального ансамбля «Маков цвет»

Городской семинар, 27 октября 2016года
КГУ «Гимназия №2 » акимата города Рудного

















педагог дополнительного образования,
первой категории,
руководитель ансамбля «Маков цвет»
Гупалова Таисия Николаевна

Панорама занятий по теме: «Система и особенности работы вокального ансамбля «Маков цвет» 27.10.2016г.

Подготовительная ступень «Ягодки»
Первая ступень «Бусинки»
Вторая ступень «Забава»
Третья ступень «Маков цвет»

Цель: Приобщение обучающихся к народному искусству, обучение народному пению и развитие их певческих способностей.

Задачи:
Обучающие – научить детей правильной дикции, любить и ценить культуру своих предков при помощи фольклора с опорой на народное песенное творчество, расширить певческий диапазон, обучить игре на шумовых инструментах.
Развивающие – развить творческие способности детей, воображение, мышление, фантазию, эстетический вкус, музыкальность (чувство ритма, музыкальный слух, умение импровизировать)
Воспитывающие – воспитывать и формировать характер посредством народной мудрости, воспитывать чувство к Родине, труду и ответственности.

Мы сегодня покажем вам панораму занятия ансамбля «Маков цвет» группы набраны в основном с нового учебного года. Мне бы хотелось поделиться своим видением народной песни и показать над тем, как мы сегодня работаем и достигаем тех целей и задач, которые мы ставим. По программе «Голос души» мы проходим очень много распеваний, но в работе берем не все, а те которые помогают нам для достижения и совершенства пения, включая и шумовые инструменты и народную хореографию. Покажем принцип работы ансамбля «Маков цвет» от простого к сложному этапу.

Самые юные участники и участницы коллектива ансамбля «Ягодки» подготовительная ступень, класс предшкольной подготовки, занимаемся мы с детками 3раза в неделю по 1 часу.

Первая ступень ансамбль «Бусинки» дети 2-4 класс, занятия проходят 3раза в неделю по 1.5 часа. Эффективней проходят занятия все вместе, чем по параллелям.

Вторая ступень ансамбль «Забава» дети 5-6 класс, занятия проходят 3раза в неделю по 1.5 часа.

Третья ступень ансамбль «Маков цвет» 8-10 класс, занятия проходят по 2 часа 3раза в неделю.

Я считаю, что начинать занятие нужно именно с сольфеджио, а затем включая скороговорки, теорию, шумовые инструменты и народную хореографию.
Ход занятия:
Ансамбль «Ягодки» подготовительная ступень.
Сольфеджио включает элементы музыкальной грамотности и формирование практических навыков, овладение музыкальной речью (слуховой анализ и пение в ансамбле).
Попевка: Почему, почему говорит теленок му.
Попевка: Как у нашего кота.
Попевка: Ножки, ножки.
Попевка: Белочка.
Попевка: Солнце по морю гуляло.

Ансамбль «Бусинки» первая ступень.
Продолжаем работу над певческой интонацией, манерой народного звучания.
Попевка: Уж случилась.
Попевка: На горе сосна
Попевка: Поём трезвучия, аккорд.
Попевка: (работа над двухголосием) Уж вы кумушки.
Попевка: (развития навыка единого произношения) Я ли, ё ли.
Попевка: (для становление гласной на протяжных нотах) Да, да, да.Е,Ё,Ю,Я.
Попевка: (для становление гласной на коротких нотах) Да, да, да. Е,Ё, Ю, Я.
Попевка: (знакомимся с каноном) При долине.

Ансамбль «Забава» вторая ступень
Продолжаем занятие над мелодической линией, работа над 2- х голосием, вырабатываем гармонический слух.
Попевка: Добрый вечер.
Попевка: (на дыхание, округление звука, навыка пения в терцию)До, до, до.
Попевка: (две небольшие попевки помогают развить подвижность голоса, следить за ровностью звука и высотой позиции) Лебедь белая.
Попевка: (продолжаем работать над каноном) Кум Гаврила.

Ансамбль «Маков цвет»
Вырабатываем в основном двухголосие, гармонию трезвучия.
Попевка: (на одном дыхании, распев протяжно, чистый, сильный, четкий унисон) Вызрела ягода в моём саду.
Попевка: (объемно, открыто, качественное звучание 2х голосие) У Юленьки – две гуленьки.
Попевка: (3х голосие) Пришла весна. А я чаю накачаю. Ты моя долина.
Попевка: (развитие гармонического слуха, на чистоту интонирования аккорда, активизирует высокую певческую позицию) Широкие степи.
Попевка: (Перед педагогом всегда встает вопрос: «С каких песен лучше начинать многоголосию?» Самый простой вид следуя с которого начинать «Педальное двухголосие» в котором 2-й голос появляется эпизодически и связан с включением выдержанного звука исполняемым ансамблем. Поставила ведёрочки.


Работа над скороговорками. Скороговорки изначально были придуманы для развлечения детей. Однако обнаружились и полезные свойства этой шуточной забавы, правильному произнесения слов. Проговариваем скороговорки 3р, постепенно увеличивая темп. Работа над дикцией.

Ансамбль «Ягодки»
Тары-бары, растобары
У Варвары куры стары
Стары старенькие – растобаренькие.

Собирала Маргарита маргаритки на горе
Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.

В народном стиле: Тики-таки, тики-таки, тики-таки, тум.

Ансамбль «Бусинки» пожалуйста.
Как на утренней на зорьке, два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой, говорить скороговоркой.

Как во лесу во бору, спеют ягоды в лесу.
Спеют ягоды в лесу, как во лесу во бору.
В народном стиле:
Кына-кырь-кырь
Кына-кырь-кырь
Кына-кырь-кырь, кына-кырь.

Ансамбль «Забава»
Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап.

Женя с Жанной подружились, дружба с Жанной не сложилась
Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно.

Выдра в ведро от выдры нырнула
Выдра в ведре с водой утонула.
(Ардыв в ордев то ырдыв алунрын
Ардыв в ердев с йодов алуноту)

В народном стиле:
Дуг-диг-даг-диг, дуг-диг-даг-диг, дуг-диг-даг-диг, дуг 2раза
Тундари,тундари,тундари, тундари,тундари, тундари, тундарида, 2раза

Ансамбль «Маков цвет»
Из-за гор, гор, гор, ясён сокол летит
Да из-за гор, гор, гор, ясён сокол летит.

Лё-ли-лей лё-ли, лё-ли-лей лё-ли, лё-ли-лей-лёли, лё-ли-лей.

Детский фольклор представляет специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Одна из них, которые созданы взрослыми для детей и исполняются взрослыми, поэзия пестования - Материнский фольклор. Герои колыбельных песен: котики, петушки, гули, все сравнивается со сказкой, убаюкивание ребенка.

Ансамбль «Ягодки»
Исполнение колыбельной «Баю-бай»

Ансамбль «Бусинки»
Исполнение колыбельной «Элди-элди» на казахском языке.


Ансамбль «Забава»
Исполнение колыбельной «Баю-баю кота»

Ансамбль «Маков цвет»
Исполнение колыбельной «Ой, у гаю» на украинском языке.

Хоровод. Карагод.
Русский народный танец – национальный танец страны, мощный, яркий и «от всей души»
В основе хоровода лежат три направления – хоровод, пляска и кадриль.
Хоровод не только распространённый, но и самый древний вид русского танца. Самостоятельный жанр хореографического театрально-песенного творчества и украшение праздников русского народа в любое время года. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем. «Посолонь» берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле. В хороводе всегда проявляется чувство единства и дружбы. Участники держатся за руки, за платок, пояс, венок.

Ансамбль «Ягодки»
Хоровод «На горе – то калина»

Частушка – фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Ритмический строй частушки, ударения, созвучия гласных и согласных звуков, направлены на то, чтобы найти найлучшую форму для самовыражения.

Ансамбль «Ягодки»
Исполнение частушек.

Нас красивых самых лучших
Неразлучными зовут
Нас красивые девчата
По частушкам узнают.
(Ой, тюря..)

На столе стоит стакан
А в стакане хлебный квас
Вы не думайте ребята
Что девчата хуже вас. (Ой, тюря.)

Подружка моя, как тебе не стыдно
На уроке булку ела, думаешь не видно.
Подружка моя, я ее не ела
Раз 15 откусила, больше не хотела. (Ой, тюря)

Ты за что меня ударил, балалайкой по плечу
Я за то тебя ударил, познакомится хочу. (Ой, тюря)

Мы веселые ребята, мы нигде не пропадем
Если надо мы станцуем, если надо мы споём.( Ой, тюря)

Ребята, а какое время года сейчас? Да, осень. Осенью собирают урожай, идет заготовка грибов, квашенье капустки и без песни нам никак не обойтись.

Ансамбль «Ягодки» с песней «Осень»

Шумовые инструменты.
Работа над ритмом. Элементарное музицировали.
Предназначены для колоритности, яркости и красоты любого народного произведения. Овладение умением аккомпанировать на шумовых инструментах, играть проигрыши и вступления. Мы вам продемонстрируем исполнение музыкальных произведений в народном стиле, от простого к сложному исполнению.

Ансамбль «Ягодки» Назовите народные шумовые инструменты (ложки, трещотки, рубель, дрова, коробочка)
Баян играет «Полянка»

Ансамбль «Бусинки» ритм усложняется.
Баян играет «Гусачок»

Ансамбль «Забава»
Баян играет «Травушка, муравушка»

Ансамбль «Маков цвет»
Баян играет «Кадриль»

Народная хореография.
Необходимая роль танцевальных движений в песнях, обрядах и праздничных гуляниях. Элементы народно-сценических танцевальных движений.

Ансамбль «Ягодки»
Полупальцы, вправо, влево.
Деми, плие, релеве (полу-присядание, встали, на носочках, встали)
Шаг вправо – хлопок, шаг влево – хлопок.
Ансамбль «Ягодки» спасибо, мы с вами прощаемся, до свидания, дети делают русский поклон и уходят.

Ансамбль «Бусинки» продолжают.
2 шага вправо – хлопок, 2 шага влево – хлопок
Притопы с ручками (вправо, влево)
Носок, каблук, 1,2,3.
Моталочка.

Ансамбль «Забава»
Хороводный шаг, шаг с носка (линия, змейка, круг, середина-колонна, вправо, влево, парами, середина-колонна, круг, линия)
Гармошка ( на 8 счет, вправо, влево)
Моталочка с притопом ( 1,2,3 притопы)

Ансамбль «Маков цвет»
Проходка – индивидуальное движение, импровизация в различных плясках (1,2,3,4,и 1,2 по квадрату)

Ансамбль «Бусинки» продемонстрируют музыкальную народную игру «Утка шла по бережку». В эту игру могут играть и маленькие детки и взрослые. Эта игра радует детей, развивает музыкальный слух, чувство ритма. Смысл игры таков: Старшие дети могут выступать в роли воротиков или ловушки. Выбирают маму утку, все детки берутся за руки и послушно вереницей ходят за мамой уткой, туда – сюда, куда она их поведет. На последние слова, играющие, которые изображают воротики или ловушки, опускают руки и те, кто попал в эту ловушку, становится вместе с ними, а остальные опять продолжают играть. Продолжается эта игра до тех пор, пока всех утят не переловят.

Работа над песней.
Ансамбль «Бусинки»
Народная песня «Царевич - королевич» фольк, с шумовыми инструментами. (повтор каждой партии) исполнение песни.
Народная песня «Ой, вставала я ранёшенько» с шумовыми инструментами, повтор партий и исполнение.
Ребята спасибо, до свидания, поклон, ансамбль «Бусинки уходят»

Ансамбль «Забава»
Продолжаем работу над песней.
«Гармошечка», работа по партиям, хореография.(баян играет)
«За двором, за двором» работа по партиям, подключаем народные инструменты, исполнение. (баян играет)
Ребята спасибо за работу, до свидания, до встречи. Поклон. Уход.

Ансамбль «Маков цвет»
Русская народная песня «Вдоль по улице» работа по партиям, исполнение фольклорно.

Концертные номера.
Казахская песня «Озим корим» Оразымбетова Томирис (фонограмма)
Армянская народная песня «Молодая» (Смоян Карина) (фонограмма)
Песня о любви (Кряжевских Милана) (фонограмма)
Песня на английском языке ансамбль «Маков цвет» (фонограмма)
Русская народная песня «Канарейка» (сопровождение под баян)
Русская народная песня «Шел казак» (сопровождение под баян)
Ансамбль «Маков цвет» спасибо, до свидания. Поклон. Уход.

Уважаемые коллеги, у нас сейчас с вами практическое занятие, представьте, что вы пришли в 7 класс. Мы с вами на занятии разучим новое произведение «Коляда» Что такое колядки, мы с вами знаем, где они исполняются? в какое время года?
Прежде чем разучить с вами произведение, вы прослушайте фрагмент песни, как звучит, и как нужно исполнить.
Вы педагоги определитесь, кто какую партию будет исполнять, сопрано 1,2, альты 1,2 сформируйтесь по группам. (запев и припев) Исполнение коллегами произведение.

Практическая часть моей работы окончена.
Сейчас, мой самоанализ работы (прочитала)
Спасибо за работу уважаемые коллеги.
Для подведения итогов семинара прошу всех пройти в кабинет №114.


















13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15