Сценарий воспитательного мероприятия К 80-летию Беллы Ахмадулиной


-1352551270 Памяти
Беллы Ахмадулиной
(вечер для старшеклассников)
Цель: познакомить с творчеством Беллы Ахмадулиной, воспитывать
любовь к поэзии, чувство прекрасного.
Оборудование: 1)презентация «К 80-летию со дня рождения Беллы
Ахмадулиной»;
2)выставка сборников стихов поэтессы;
3)кадры из х/ф «Ирония Судьбы…» (песня «По улице моей…» );
4) аудиозаписи из х/ф «Служебный роман» (С.Немоляева «О, мой застенчивый герой»), «Жестокий романс» (В.Пономарева «Анапоследок я скажу»)
Ход мероприятия
Когда же я очнусь от суетного риска
неведомо зачем сводить себя на нет,
но скажет кто-нибудь: она была артистка,
и скажет кто-нибудь: она была поэт.
(Б.Ахмадулина, стих. «Взойти на сцену»)
1ведущий:
10 апреля 2017 года исполнилось бы 80 лет со Дня рождения выдающейся поэтессы ХХ века – Беллы Ахмадулиной, советской и российской поэтессы, писательницы и переводчицы, крупнейшего лирика двадцатого века. (Слайд 2)
918845-635 «Сокровищем русской поэзии» назвал Беллу Ахмадулину поэт Иосиф Бродский. Её творчество стало одним из самых ярких и значительных явлений в русской словесности второй половины прошлого столетия.
(Слайд 3)
2 ведущий: Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — татарин, заместитель министра, а мать — русская, итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Начала писать стихи ещё в школьные годы. (Слайд 4)
rightbottom1 ведущий. Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б.Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков - корифеи русской литературы XX века. (Слайд 7)
1 ведущий. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности.
2 ведущий. Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот "поэтический бум" был связан с творчеством нового поколения поэтов - так называемых "шестидесятников". (Слайд 8)
1 ведущий. Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период "оттепели". (Слайд 8)
2 ведущий. Героями стихотворений Ахмадулиной становились русские поэты - от Александра Пушкина, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой до современников – Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы. (Слайд 9)
Звучит посвящение А.Вознесенскому
Ученик 1.
«Андрею Вознесенскому»
39573206343015Ремесло наши души свело,
заклеймило звездой голубою.
Я любила значенье свое
лишь в связи и в соседстве с тобою.
Несказанно была хороша
только тем, что в первейшем сиротстве
бескорыстно умела душа
хлопотать о твоем превосходстве.
Про чело говорила твое:
- Я видала сама, как дымилось
меж бровей золотое тавро,
чье значенье - всевышняя милость. (Слайд 10)
1 ведущий. Белла Ахмадулина — автор многочисленных стихотворений, двух поэм («Моя родословная», «Сказка о дожде»), множества эссе — о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В.Высоцком и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой». (Слайд 11)
Ученик 2.
«Театр», В. Высоцкому
Эта смерть не моя есть ущерб и зачет
жизни кровно-моей, лбом упершейся в стену.
Но когда свои лампы Театр возожжет
и погасит - Трагедия выйдет на сцену.
4319270421894000Вдруг не поздно сокрыться в заочность кулис?
Не пойду! Спрячу голову в бархатной щели.
Обреченных капризников тщетный каприз -
вжаться, вжиться в укромность - вина неужели?
Дайте выжить. Чрезмерен сей скорбный сюжет.
Я не помню из роли ни жеста, ни слова.
Но смеется суфлер, вседержатель судеб:
говори: все я помню, я здесь, я готова.
Говорю: я готова. Я помню. Я здесь.
Сущ и слышим тот голос, что мне подыграет.
Средь безумья, нет, средь слабоумья злодейств
здраво мыслит один: умирающий Гамлет.
Донесется вослед: не с ума ли сошедТот, кто жизнь возлюбил
да забыл про живучесть.
Дай, Театр, доиграть благородный сюжет,
бледноликий партер повергающий в ужас. (Слайды 12,13)
2 ведущий. Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания. "По улице моей который год..." - одно их таких стихотворений, которое было положено на музыку М.Таривердиевым и стало известной песней из кинофильма "Ирония судьбы, или С легким паром! (Слайд 14)
(фрагмент к/ф, песня в исполнении А.Пугачевой)
1 ведущий. Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. (Слайд 15)
Ученик 3.
-908055609590«Не уделяй мне много времени»
Не уделяй мне много времени,
вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
руки моей не задевай.
Не проходи весной по лужицам,
по следу следа моего.
Я знаю - снова не получится
из этой встречи ничего.
Ты думаешь, что я из гордости
хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости - из горести
так прямо голову держу.
Ученик 4.
«ВЗОЙТИ НА СЦЕНУ»
Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.
О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове
взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и превратится в грязь.
Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь
явиться на помост с больничной простыни.
Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!
О, кто-нибудь, приди и время растяни!
По грани роковой, по острию каната -
плясунья, так пляши, пока не сорвалась.
Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо.
Так было всякий раз. Так будет в этот раз.
Исчерпана до дна пытливыми глазами,
на сведенье ушей я трачу жизнь свою.
Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале.
Себя не сохраню, его не посрамлю.
Когда же я очнусь от суетного риска
неведомо зачем сводить себя на нет,
но скажет кто-нибудь: она была артистка,
и скажет кто-нибудь: она была поэт.
Измучена гортань кровотеченьем речи,
но весел мой прыжок из темноты кулис.
В одно лицо людей, всё явственней и резче,
сливаются черты прекрасных ваших лиц.
Я обращу в поклон нерасторопность жеста.
Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.
Достанет ли их вам для малого блаженства?
Не навсегда прошу - но лишь на миг, на миг.
1973
2 ведущий. Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания", - так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы. Одно из таких стихотворений – "О, мой застенчивый герой…" (Слайды 16-17)
( читает героиня Светланы Немоляевой в "Служебном романе" Эльдара Рязанова).
Заклинание
Не плачьте обо мне - я проживу
счастливой нищей, доброй каторжанкой,
озябшею на севере южанкой,
чахоточной да злой петербуржанкойна малярийном юге проживу.
Не плачьте обо мне - я проживу
той хромоножкой, вышедшей на паперть,
тем пьяницей, поникнувшим на скатерть,
и этим, что малюет Божью Матерь,
убогим богомазом проживу.
Не плачьте обо мне - я проживу
той грамоте наученной девчонкой,
которая в грядущести нечёткой
мои стихи, моей рыжея чёлкой,
как дура будет знать. Я проживу.
Не плачьте обо мне - я проживу
сестры помилосердней милосердной,
в военной бесшабашности предсмертной,
да под звездой моею и пресветлой
уж как-нибудь, а всё ж я проживу.
1968
1 ведущий. В 1960 году написано (опубликовано в 1965 г.) еще одно стихотворение, которое впоследствии положено на музыку

композитором Андреем Петровым для кинофильма «Жестокий романс» (режиссер Эльдар Рязанов, 1984 год). Конечно же, речь идет о замечательном романсе «А напоследок я скажу». (Слайды 19-20)
(звучит романс «А напоследок я скажу» в исполнении Валентины Пономаревой).
1 ведущий. Белла Ахмадулина известна не только как автор многочисленных поэтических строк, но и как талантливая актриса (фильм Василия Шукшина «Живет такой парень», 1964г.) и сценарист кино («Стюардесса» и «Чистые пруды», 1965г.) (Слайд 21)

2 ведущий. Б. Ахмадулина - лауреат Государственной премии СССР (1989), Президентской премии России (1998), независимой премии "Триумф" (1993), международной поэтической премии
"Носсиде" (Италия, 1992), Пушкинской премии (Германия, 1994), международной поэтической премии "Брианца" (Италия, 1998). (Слайд 22)
1 ведущий. Она была крупнейшей поэтессой второй половины двадцатого века, любимой и народом, и литературоведами, и коллегами по перу, и великими мира сего. (Слайд 23)

2 ведущий. Белла Ахмадулина скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи». По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого кризиса. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.(Слайд 24)