Урок по обучению грамоте на тему Согласные звуки в-в буква в. Строчная буква в.

Тема: Согласные звуки [в], [в’]; буква в. Строчная буква в.

Цели: 1.Знакомство с новыми звуками [в] и [в’] и новой буквой в; обучение детей различению звуков и букв и правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.
2.Формирование и совершенствование навыка чтения.
3.Закрепление понятий «корень» слова, «однокоренные слова»; практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса -ушк-.
4.Развитие речи учащихся.
5.Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, к малой родине.

Оборудование: таблицы, карточки, аудиозаписи, иллюстрации, картинки.

Ход урока:

I.Организационный момент:
Дежурные: Долгожданный дан звонок – начинается
Все: Урок!
Дежурный 1: Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
(дети выставляют вперед большой палец, садятся)
Дежурный 2: Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
(поднимают руку)
- Молодцы!

II.Проверим пройденное на прошлом уроке:
1.- Кто выучил стихотворение Виктора Шендеровича «Зелёная мечта»?
- А кто хочет рассказать?
2.Пока мы слушаем ребят, на местах работают по карточкам:
(Ишеков, Тихонова, Вараксин – текст на карточках)
- Слушаем внимательно, готовимся оценить чтение.
(2 ученика)
- Молодцы!
- Остальных желающих мы послушаем на следующем уроке.

Физпауза: «Надуваем шарик»

III.Новая тема:
(вывешены слова под ребусами: вода, весна)
- какие слова зашифрованы? (Правильно!)
- какие звуки слышны в начале слов (вода, весна)?
- что можно сказать об этих звуках?
(звук [в] – согласный, звонкий, твердый; [в’] – согласный, звонкий, мягкий)
- А на письме эти звуки обозначают буквой в.
(выставляется карточка с буквой в)

IV.Работа с «Азбукой».
1.- Откройте азбуку на странице 98
(2 цифры 9 и 8)
- Завершим схему-человечка буквы в.
- Я – на доске, вы – в учебнике.
(на доске – одеваю)
- Комментирует вслух.
(1 ученик комментирует с места)
2.Игра «Камень – вата».
- Отдохнём: Команда «Камень» - твёрдая [в], команда «Вата» - мягкая [в’].
Если слышите твердый звук в словах, встает команда «Камень», если мягкий – «Вата».
(слова: волк, ведро, свист, живот, Вера, Вова)
- Молодцы!
3.Игра «Моя Вообразилия»
- На что похожа буква в?
(к доске идут 3 ученика с рисунками и стихами)

Словно букву В Палочка,
Алёна Рядом две ровные дужки –
Держит Вот и готовы
Трубку телефона. Очкидля лягушки.

Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
- Молодцы!

V.Прописи с.18.
(показываю таблицу)
1.- Сегодня мы знакомимся с письменной строчной буквой в.
- Почему их здесь 3?
2.Графический анализ буквы в.
- буква в состоит из прямой черты с петлёй и овала.
(показываю на доске)
- в каких изученных письменных буквах вы уже встречали эти элементы?
(образец – на доске, а,о,д; у,д)

Физпауза:
- встаньте, приготовьте левую ладошку и пальчики правой – подготовимся к письму.
(музыка «Марш», пальчики правой руки маршируют по ладошке левой руки)
- тихо сели.
- как нужно правильно сидеть при письме? (правила посадки)

3. - запись элементов букв на 1 строке – обводим по контуру (счёт!).
- пересечение прямой черты с петлёй на вспомогательной линии.
4. - найдите 2-ю строку: что вы видите?
- какое здесь соединение у буквы в с другой буквой?
- для чего рядом с буквой в наклонная линия?
- встаньте.
- показываю (крупно) на доске:
(показываю, комментарий, дети в воздухе за мной).
- еще раз в воздухе под счёт.
5.А теперь – сами:
- кисточкой с водой (2 человека);
- мелом (3 человека).
6. Какие ошибки допущены? (анализ)
7.Самостоятельно обводят по ко
·нтуру 2 стр.
8.Отметьте свою самую лучшую букву.

Физпауза: «Дождь» - встали, что-то наши руки устали (1 кап, 1 хл. и т.д.)

VI.
1.Чтение слогов.
- Вот дождик прошёл, да оставил одну тучку – непростую, с каплями волшебными (рисунок тучек : да,до,ду,ды,ди, ва,во,ву,вы,ви, ад,од,уд,ыд,ид, ав,ов).
- прочитайте п/с.
- прочитайте слоги, в которых согласная мягкая.
- прочитайте слоги, в которых согласная твёрдая.
2.Игра «Договори словечко».
- придумайте слова, в которых есть эти слоги.
3.Чтение слов с доски.
(на доске: ива, ивушка, трава, травушка)
- прочитайте слова (хором).
- что можно сказать о словах в 1 столбце? во 2 столбце? (однокоренные)
- почему? (одинаковое значение и корень)
- выделим корень в 1 столбце ив, во 2 – трав.
- чем похожи? (част. ушк)
- какое значение придает эта частица? (ласково называет)
- как называется эта частица? (суффикс)
- выделяем: ушк.
4.Звуко-буквенный анализ слова ивушка.
(к доске 1 ученик).
5.Прочитайте слова в 3 столбике (государство, страна, город)
- можно ли сказать, что эти слова однокоренные? (нет)
- почему?
- какие слова будут близкими по значению? (страна, государство).
- какие еще близкие по значению слова можно подобрать к словам страна, государство? (Отчизна, Родина, Отечество)
(в 3 столбец прикрепляю слова Отчизна, Родина, Отечество).
- как называется наша страна, наша Родина, где мы с вами живём? (Россия).
(вывешивается табличка: Наша страна – Россия).
6. - ребус: отгадайте слово (Р 1 А)
- что же такое Родина? Вот как объясняется это слово в словаре, 2 значения:
А.Страна, государство, в котором мы живем;
Б.Место рождения.
(словарь Ожегова)
7. - посмотрите на доску (2 карточки: Родина, родина).
- почему одно и то же слово записано по-разному?
- когда мы будем говорить о том месте, где родились, т.е. о малой родине – будем писать с маленькой буквы, а когда будем говорить о государстве, о России – будем писать с большой буквы.

VII.Чтение текста К.Ушинского «Наше Отечество».
- Откройте с.99.
1.Работа с текстом до чтения.
(портрет К.Ушинского, несколько слов о нём).
- прочтите, кто автор текста? (К.Ушинский)
- как называется текст?
- рассмотрите иллюстрацию.
- прочтите ключевые слова (Отечество, Отцы, Родина, Матушка Россия).
- сделайте предположения: о чём будем читать? (о нашей общей Родине).
- прочитайте про себя. А те, у кого на парте красные кружки, читают слова, выделенные тонким шрифтом.
(красные кружки).
2.Работа с текстом во время чтения.
А.Посмотреть 2 предложение:
- почему Россию мы зовём Отечеством?
(в России издавна жили наши отцы, деды. Отечество и отцы – слова однокоренные).
Б.После 3 предложения:
- почему нашу Родину Россию мы зовем матерью?
В.После последнего предложения.
3.Работа с текстом после чтения:
- какая главная мысль в этом тексте?
- найдите в тексте строчки, где выражается главная мысль автора.
- посмотрите на иллюстрацию: можно ли сказать, что она относится ко всему тексту? (да, т.к. даёт представление о необъятных просторах нашей Родины).
- подтвердились ли наши предположения? О чём прочитали?

Физпауза: Разминка для тела.

VIII. - Итак, мы прочитали небольшой текст о нашей общей Родине – России-матушке.
- В народных пословицах и поговорках отражены любовь, гордость за нашу Родину, забота о ней.
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о Родине?
(ответы учащихся: пословицы и поговорки).
- Молодцы!

IX. - А как называется наша малая родина? (РМЭ).
- А город, в котором мы живём?
- Да, точно также мы должны беречь, любить наш край с его удивительной природой, народом.
(стихотворение о марийском крае – 1 ученик).

X.Итог:
- что нового узнали?
- что понравилось?

XI. - Спасибо за работу на уроке.
- Урок закончен.

















13PAGE 15


13PAGE 14115




15