Человек и мир. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам


Тема урока: Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам
Цели урока:
— формировать представление о различных способах ориентирования на местности, учить ориентироваться по Солнцу, компасу, природным признакам;
— содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение;
— развивать познавательный интерес к изучению предмета;
— воспитывать уважение друг к другу в процессе совместной работы, продолжить развитие коммуникативных умений.
Оборудование: мультимедийная система; карточки с заданиями для самостоятельной работы; индивидуальные компасы; цветные полоски для игры «Палитра», презентация Ориентирование на местности (скачать презентацию)
Ход урока
I. Организационный момент
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Информация об окружающем мире (слайд 1)
Рассказывает ученик.
Сегодня … . День недели — … . Температура воздуха … , осадки в виде… Дни становятся короче, а ночи — длиннее, солнце поднимается ниже над горизонтом.
Перелётные птицы собираются в стаи и улетают на зимовку. Стрижи и ласточки первыми улетели в тёплые края. Эти птицы охотятся на насекомых, а так как воздух становится холодным и насекомые прячутся в кору деревьев, пищи нет, и птицы улетают на юг. Практически последними улетают грачи, потому что они ищут корм в почве, а она промерзает к концу осени.
В лесу преобладают жёлтые, красные, коричневые краски. Это наступает золотая осень. К зиме в тёплые шубы переодеваются зимующие в наших краях звери: зайцы, лисы, горностаи, ласки. Накапливают жир и засыпают в своих норах медведь, ёж, барсук. Поглубже в ил на дне водоёма забираются лягушки и там засыпают.
Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов, подготавливают почву к зиме. Они убирают мусор с огородов, перекапывают почву, вносят удобрения, сеют озимую рожь.
Приметы:
Много жёлудей на дубе — к лютой зиме.
Если листопад пройдёт скоро — надо ожидать крутой зимы.
Если в сентябре лист с берёзы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.
III. Проверка домашнего задания (слайд 2)

Восстановите схему, расположите объекты (у доски):
— облако — на юго-западе;
— солнце — востоке.
На местах учащиеся выполняют задания на карточках.
Задание 1.
На рисунке по указанным сторонам горизонта определите направление.

Задание 2.
Определите направление, в котором будут возвращаться ученики с экскурсии в лес, если он расположен на северо-западе от школы.
Задание 3.
На экскурсию в лес школьники сначала шли на юго-восток, потом — на юг, далее — на запад. В каком направлении они будут возвращаться обратно, если пойдут тем же путём?
Задание 4.
Туристы пошли с севера два часа на восток, затем два часа на юг, затем два часа на запад, а потом два часа на север. Где они оказались к концу похода?
Задание 5.
Определите, в какой стороне горизонта находятся предметы. Ответ запишите.

В то время, пока ученики выполняют задания у доски и на карточках, остальные учащиеся класса отвечают на вопросы учителя. (слайды 3-5)
Фронтальный опрос
— Что называется горизонтом?
— Что такое линия горизонта?
— Когда человек видит горизонт в виде большого круга?
— Назовите основные стороны горизонта.
— Какие стороны, кроме основных, вы знаете?
Учитель проверяет карточки, оценивает ответы учащихся, а остальные дети решают выражения и расшифровывают слово. (слайд 6)

— Какое слово у вас получилось? (ПУТЕШЕСТВЕННИКИ)
— Хорошо, отправляемся в путешествие.
Диктант
— Возьмите листочки. От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток. В какую цифру вы пришли? (10.) Вы хорошо знаете стороны горизонта.

IV. Изучение нового материала (слайд 7)
Беру я рюкзак,
Удачу, надежду,
Весёлых друзей
И знаний багаж.
Встаю я пораньше
И в путь отправляюсь.
— Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. А начнём его с древнегреческого мифа.
Миф — древнее народное сказание о происхождении явлений природы и общества.
Лабиринт — в Древнем Египте и Древней Греции: сооружение со сложно расположенными и запутанными ходами.
(слайд 8)
— Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище. МИНОТАВР.
Каждые девять лет семь юношей и семь девушек были вынуждены отправляться в лабиринт. Кто не мог найти дорогу обратно из лабиринта, того чудовище убивало. Такая же участь ждала и царевича Тесея.
Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом?
(слайд 9)
— Но полюбила Тесея прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток.
(слайд 10)
— Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу.
(слайд 11)
— С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.
Формулировка темы урока (слайд 12)
— Что такое ориентиры?
— Что значит «ориентироваться»? (слайд 13)
— Тема нашего урока — ориентирование на местности. (слайд 14)
Обратимся к толковому словарю.
Ориентирование — определение своего местоположения относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта.
— Скажите, почему надо уметь ориентироваться?
Самостоятельная работа с учебником (с. 8) (слайд 15)
— Какие существуют способы ориентирования? (ориентирование по Солнцу, ориентирование по компасу, ориентирование по местным признакам)
Составление кластера.

Работа в группах
Класс делится на три группы, лидеры каждой группы получают задания.
Задание для группы № 1
Ориентирование по Солнцу
Прочитайте статью «Ориентирование по Солнцу» (с. 8–9).
Постарайтесь запомнить правило определения сторон горизонта по Солнцу.
Задание для группы № 2
Ориентирование по компасу
Прочитайте статью учебника «Ориентирование по компасу» (с. 9).
Рассмотрите, из каких частей состоит компас. Научитесь определять с помощью компаса стороны горизонта.
Задание для группы № 3
Ориентирование по местным природным признакам
Прочитайте статью «Ориентирование по местным природным признакам» (с. 10-11).
Расскажите, по каким местным природным признакам можно определять стороны горизонта.
Ответы групп. Проверка по слайду. (слайды 16-17)
1-я группа: ориентирование по Солнцу. Отвечает ученик.
Практическая работа (весь класс)
Определить стороны горизонта по Солнцу (условная тень).
Физкультминутка
Разгадывание кроссворда (слайд 18)

1) Сторона восхода Солнца.2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.4) Противоположная сторона востоку.5) Юг — это … горизонта.6) Направление полуденной тени.
— Прочитайте получившееся слово. (КОМПАС)
Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.
Из истории возникновения компаса (рассказывает ученик) (слайды 19-26)
Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
2-я группа: ориентирование по компасу.
Практическая работа (весь класс)
Из каких частей состоит компас?
Отвечают ученики. Основная часть компаса — это намагниченная стрелка, она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный её конец повёрнут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке — корпусе. На дне её находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В.
— Что означают буквы С, Ю, З, В?
Ученица. (слайд 27)
Есть компас и можно за кладом идти.
Но нет, не спеши, погоди!
Без знаний дорога длинна и трудна.
Как компас работает, не знаю — беда.
Друзья, помогите, скорей подскажите,
Дорогу по компасу мне объясните.
Правила работы с компасом (слайд 28)
Ученик показывает, каждый ребёнок держит компас и повторяет за ним.
1) Положить компас на ладонь.2) Освободить стрелку компаса от предохранителя.3) Повернуть корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С — север.
Практическая работа (весь класс)
Определение местонахождения предметов с помощью компаса (доска, дверь, календарь природы, окно).
3-я группа: ориентирование по местным признакам. (слайд 29)
— Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природным «компасами».)
— По каким местным признакам можно определять стороны горизонта? (слайд 30)
— Можно ли по одному из этих природных признаков найти правильное направление в лесу? Нет. Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками. (слайд 31)
V. Закрепление (слайды 32-33)
Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?
В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?
Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север? 
Мох растёт с … стороны?
VI. Итог урока (слайд 34)
Работа по кластеру
— Какие виды ориентирования вы знаете?
— Какое ориентирование будет самым точным? Почему?
Загадки
Рассказывают дети, класс отвечает и доказывает, если не согласен.
Годовые кольца шире
С южной стороны берёз.
Это знают во всем мире —
Говорю я вам всерьёз.
(Верно.)
Удалой молодец на тропинке стоит,
Но куда же пойти, он никак не решит.
Посредине тропы серый камень лежит,
Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.
(Неверно.)
Рядом с камнем дубы на поляне шумят,
И прохожим они свою речь говорят:
«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,
Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.
С юга много ветвей, и длинней, и пышней,
В ту сторонку иди, будь смелей и умней».
(Верно.)
Полдень летний, полдень жаркий,
Солнце светит за спиной.
Лето дарит нам подарки,
Справа — запад, юг — за мной.
(Неверно, слева — запад.)
Рефлексия (слайд 35)
«Я знаю. Я умею»
Игра «Палитра» (слайды 36-37)
Ученики выкладывают цветные полоски.
Вопросы:
1. Основные стороны горизонта.
2. Прибор для определения сторон горизонта.
3. Сторона горизонта, с которой мхи и лишайники покрывают деревья.
4. Сторона горизонта, противоположная той, где восходит Солнце.
5. Сторона дерева, с которой муравьи строят свой дом.
6. Умение определить стороны горизонта.
7. Видимое вокруг нас пространство.
Если ученики правильно ответили на все вопросы, у них получится радуга. Если эти полоски перевернуть — сложится слово МОЛОДЦЫ.
VII. Домашнее задание