Урок по русскому языку Развитие речи. Типы речи. Рассуждение. Обучение написанию сочинения-рассуждения

Урок русского языка в 5 классе.
Развитие речи. Типы речи. Рассуждение. Обучение написанию
сочинения-рассуждения.
Цели урока:
Образовательные: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
Воспитательные: воспитывать здоровый образ жизни, приобщать учащихся к спорту.
Развивающие: развивать у учащихся творческие и познавательные способности, совершенствовать умение работать со справочной литературой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проект-презентация, раздаточный материал, рисунки и репродукции с изображением различных видов спорта, фотовыставка «Мой любимый вид спорта».
Тип урока: комбинированный.
Опережающее домашнее задание: сбор материала по теме «Для чего нужно заниматься спортом?», подготовить сообщение по этимологическому словарю о происхождении слова «олимпиада».
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Цель нашего занятия повторить типы речи, познакомиться со структурой сочинения-рассуждения, собрать и систематизировать материал для написания сочинения-рассуждения по теме «Для чего нужно заниматься спортом?» Мне бы хотелось, чтобы наш урок продолжил воспитывать здоровый образ жизни, способствовал приобщению к спорту.
2012 год в нашем государстве объявлен « Годом спорта и здорового образа жизни». Летом 2012 года состоится Чемпионат Европы по футболу 2012. Вся страна с нетерпением и с большой ответственностью готовится к мероприятию мирового масштаба: построен стадион НСК «Олимпийский» со вместительностью 50 тыс. мест, гостиницы для туристов, аэропорт международного класса.
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта. Приобщаются к спорту по-разному: кто-то у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды футболистов, хоккеистов и так далее. Другие занимаются различными видами спорта по-настоящему, чтобы достичь поставленные перед собой цели.
Недавно я была свидетельницей такого разговора.

Инсценировка.
– Саша, пойдем поиграем в футбол. – Да ну! Я лучше за компьютером посижу. – А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный. – Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени. – Ну, как хочешь.
Сколько точек зрения присутствует в диалоге? Какова его тема? Чья точка зрения вам ближе? Почему?
Я хочу, чтобы сегодня на нашем уроке каждый из вас убедился, что занятия спортом – это здоровье, интересная и разнообразная жизнь, укрепление мира и дружбы между народами.
Многие из вас занимаются спортом , и вы гордитесь этим и даже запечатлели себя в этот момент (фотовыставка «Мой любимый вид спорта»)


II . Работа над типами речи. (Слайд №4,5).

III. Работа над композицией сочинения-рассуждения.
Сегодня мы на уроке будем работать над типом речи – рассуждение. Попытаемся разобраться в том, как строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. А итогом нашего урока должно стать созданное вами сочинение-рассуждение.
Запишем в тетради дату и тему урока.
Сочинение-рассуждение пишется по схеме:
Во-первых нужно определить основную мысль(сформулировать тезис), во-вторых подобрать доказательства и определить последовательность их изложения(одним из недостатков сочинения обычно является нарушение логической последовательности рассуждения), в-третьих сформулировать вывод.


IV. Речевое оформление рассуждения.
– У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.
На доске плакат.(Слайд)
Средства связи частей рассуждения
Тезис
Почему?
,так как
,потому что
II. Доказательство.
Во-первых, ... Например, ... 2. Во-вторых, ... К примеру, ... 3. В третьих, ... Допустим: ...
ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ?
III. Вывод.
Итак, ... Обобщим все сказанное. Таким образом, ... Следовательно, ...

Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем- почему?
1.Задание Прочитайте слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения
2.Задание. Запишите слова, с которых можно начать первую часть-тезис.
В тетради с красной строки: Я считаю, что Я думаю, что Я убежден, что
Какие слова используют для связи тезиса и доказательства?
Так как, потому что ,во-первых, во- вторых, ,в-третьих
Слова, связывающие доказательства и вывод?
Таким образом, следовательно
Обратите внимание на орфографию и пунктуацию !
Слова во-первых, во-вторых ,в-третьих пишутся через дефис и после них всегда ставится запятая. Это вводные слова.
V. Сбор материала по теме « Для чего нужно заниматься спортом? »
Ребята, мы продолжаем собирать материал для данного сочинения-рассуждения.
1.Орфографическая разминка.
Заниматься спортом, участвовать в соревнованиях, юные спортсмены, ликование болельщиков, стремиться к финишу, зимняя олимпиада, устанавливать рекорд.
Творческая работа.
Составьте с данными словосочетаниями предложения.
3.Работа в группах.
Работа с кроссвордом на тему «Спорт – это жизнь»
Группа, которая быстрее всех и правильно определит лексическое значение слов, сумеет прочитать лозунг. Он и станет девизом нашего урока.
4.Этимологическая разминка.
Нам встретилось много интересных слов. Обратим внимание на слово «олимпиада»(Прослушивание словарной статьи из этимологического словаря)
VI. Физкультминутка.
Проводит занятие физорг класса.
VII. Обобщение. Составление плана и запись его в тетрадь.
Итак, мы продолжаем работу над сочинением-рассуждением «Для чего нужно заниматься спортом?» Приступаем к составлению плана. Первым пунктом плана возьмем наш лозунг из кроссворда «Спорт – это жизнь» Вы согласны со мной? Это будет вступление.
А основная часть должна называться темой нашего сочинения «Для чего нужно заниматься спортом?»
Ребята, ответьте мне на вопрос этого пункта плана.(высказывание мнений по данному вопросу )..
Итак, обобщим ваши мысли:
Во-первых, спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким, вырабатывает выносливость и силу воли.
Во-вторых, спорт-это хороший досуг, развлечение.
В-третьих, спорт помогает объединению людей, укрепляет мир и дружбу между народами.
О чем мы скажем в заключении, подводя итоги сочинения-рассуждения . Нужен ли спорт всем? Да, спорт нужен всем. Эта мысль и будет нашим последним пунктом плана . Таким образом, у нас получился такой план.(Запись в тетради)
VIII. Написание сочинения.
Используя материал орфографической разминки, кроссворда и того, о чем мы с вами говорили на уроке , приступим к написанию сочинения-рассуждения по данному плану.
IX. Задание на дом.
На уроке мы готовились к сочинению- рассуждению и начали писать его. Дома вашей задачей будет дописать сочинение, расположив материал в соответствии с планом. Не забудьте отредактировать предложения.
X/Итоги урока.
Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали Молодцы!
Ученикам, занимающимся спортом ,я хочу пожелать высоких достижений , а в будущем- стать участниками и призерами международных соревнований, олимпиад, кубков Европы по футболу. Надеюсь, что ребята, « болеющие» за любимые команды у экранов телевизора, заинтересуются занятиями в спортивных секциях и кружках.
Выставление оценок.


Приложение 1. Кроссворд «Спорт – это жизнь».




















1

































2







3

 

 

4
 
 
 
 











 







5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 







 



 





6
 
 
 
 
 
 
 
 











 













7
 
 
 
 
 
 
 








 
























Задания к кроссворду:
1. Массовое спортивное соревнование по различным видам спорта.
2. Заключительная часть спортивных соревнований, выявляющая победителя.
3. Составная часть физической культуры, основанная на физических
упражнениях.
4. Физиологическое состояние живого организма.
5. Повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям; путь к
крепкому здоровью.
6. Конкурс в каком-либо роде деятельности, отрасли знаний.
7. Нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его
органы.